Проверь себя Глава 5 Часть 1 ГДЗ Канакина Горецкий 3 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Канакина, Горецкий 3 класс, Просвещение:
1. Прочитайте слова. Как проверить написание выделенных орфограмм в данных словах?Что общего в подборе проверочных слов с такими орфограммами?
Сказка, лесник.
В слове сказка нужно проверить парный согласный звук, а в слове лесник — безударную гласную в корне.
Оба случая похожи тем, что чтобы правильно написать слово, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова:
1. Чтобы после согласного стоял гласный звук, и тогда согласный будет хорошо слышен;
2. Чтобы гласная буква оказалась под ударением и ясно звучала.
Сказка – сказок, лесник – лес.
2. Прочитайте слова. Как проверить написание выделенных орфограмм в данных словах?Что общего в подборе проверочных слов с такими орфограммами?
Сердце, улыбка.
Сердце – непроизносимый согласный. Чтобы проверить, пишется ли буква «д», нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова «сердце» так, чтобы после буквы «д» стояла гласная буква.
Улыбка – парный согласный по глухости-звонкости. Чтобы, проверить пишется ли именно буква «б», нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова «улыбка» так, чтобы после буквы «б» стояла гласная буква.
Сердце – сердечко, улыбка – улыбок.
Сходство: Чтобы правильно написать такие слова, нужно подобрать такое слово, где после нужной буквы будет стоять гласная. Тогда буква будет хорошо слышна и её легко будет проверить.
3. Что надо знать о правописании гласных и согласных в приставках и в суффиксах?
Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах всегда остаётся одинаковым, в каком бы слове они ни были. Нужно запомнить, как правильно пишется приставка или суффикс, и писать так в любых словах.
4. Прочитайте. Назовите орфограммы в каждом слове. Объясните, в какой значимой части находится каждая орфограмма.
Подснежник, ошибка, берёзонька, шоссе.
• Запишите слова. Подчеркните изученные орфограммы. Выделите те значимые части в каждом слове, где есть орфограмма.
Подснежник (правописание приставок и суффиксов), ошибка (правописание парного согласного по глухости-звонкости, безударная не проверяемая гласная, правописание сочетания «ши»), берёзонька (безударная гласная в корне слова, правописание суффиксов), шоссе (удвоенная согласная).
5. Прочитайте. Объясните, что дано в скобках: приставка или предлог.
(С)ехал (с)горы, (от)ехал (от)здания.
• Объясните, как правильно записать слова в каждом словосочетании.
Съехал с (предл.) горы (с крутой горы), отъехал от (предл.) здания (от высокого здания).
6. Прочитайте.
В..сёлое объявление, извес..ная п..еса, восьмой под..езд, кадровый ореш-.к, в..южная п..года, щ..пальца ос..минога, пшеничный калач..к.
• Объясните друг другу по очереди правописание слов с пропущенными буквами.
• Подготовьтесь записать данные слова под диктовку.
Весёлое (безуд. глас., весел) объявление (безуд. глас., объявит), известная (непроизнос. согл., известие) пьеса (раздел. «ь»), восьмой (безуд. глас., восемь) подъезд (раздел. «ъ»), кедровый (безуд. глас., кедр) орешек (правописание суффиксов), вьюжная (раздел. «ь») погода (словар. слово), щупальца (сочет. чу-щу через «у») осьминога («ь» показ. мягк.), пшеничный (словар. слово) калачик (правописание суффиксов).
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Как проверить написание выделенных орфограмм в данных словах?Что общего в подборе проверочных слов с такими орфограммами?
Сказка, лесник.
Чтобы проверить написание выделенных орфограмм в данных словах, надо подобрать к ним проверочные слова.
Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный по глухости-звонкости согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]: сказка – сказок.
Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо или изменить слово, или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: лесник – лес.
Общее в подборе проверочных слов с такими орфограммами в том, что надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.
2. Как проверить написание выделенных орфограмм в данных словах?Что общего в подборе проверочных слов с такими орфограммами?
Сердце, улыбка.
Чтобы обозначить буквой непроизносимый согласный в слове, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный будет произноситься: сердце – сердечный.
Чтобы узнать, какой буквой следует обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук в каждом слове, надо подобрать проверочное слово, то есть изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный по глухости-звонкости согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]: улыбка – улыбок.
Общее в подборе проверочных слов с такими орфограммами в том, что надо подобрать однокоренное слово.
3. Что надо знать о правописании гласных и согласных в приставках и в суффиксах?
Большинство приставок и суффиксов в словах пишется одинаково.
4. Назовите орфограммы в каждом слове. Объясните, в какой значимой части находится каждая орфограмма.
– правописание приставок.
– правописание парного по глухости-звонкости согласного в корне.
– правописание суффиксов.
– удвоенная согласная в корне слова.
5.
Объясните, что дано в скобках: приставка или предлог.
(С)ехал (с)горы, (от)ехал (от)здания.
С существительными в скобках даны предлоги, с глаголами – приставки.
6.
Весёлое (весел) объявление (объявит), известная (известен) пьеса (разделит. ь), восьмой (восемь) подъезд (разделит. ъ), кедровый (кедр) орешек (орешка, , вьюжная (разделит. ь) погода (словарное слово), щупальца (чу-щу) осьминога (ь – показатель мягкости), пшеничный (словарное слово) калачик (калачика, .
Похожие решебники
Популярные решебники 3 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением