Анализируем текст Параграф 16 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте текст об экспедиции на Северный полюс исследователей Э.Т. Кренкеля, Е.К. Фёдорова, П.П. Ширшова во главе с И.Д. Папаниным.Стоит ли вообще говорить о...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 6 класс, Русское слово:
1. Прочитайте текст об экспедиции на Северный полюс исследователей Э.Т. Кренкеля, Е.К. Фёдорова, П.П. Ширшова во главе с И.Д. Папаниным.

Стоит ли вообще говорить о робинзонах? Они живут в книгах, волнуя воображение читателей; в жизни же, особенно современной, вряд ли могут быть робинзоны.
А все-таки робинзоны есть, и каждому из вас они известны. Разве четверо папанинцев не робинзоны?
Четыре добровольных робинзона прожили много месяцев на ледяном плавучем островке. Жизнь на льдине, плывущей по Ледовитому океану, в непрерывной полярной ночи, в пургу, в морозы... Такого фантастического романа ещё не придумал ни один писатель. Использовать природные богатства полярные робинзоны не имели возможности, так как жили на голой льдине. Но папанинцы пользовались таким комфортом, какого не было ни у одного из робинзонов. У них были палатка с прокладкой из гагачьего пуха, радио, патефон, примус, сорок шесть различных видов съестных продуктов. Это были робинзоны, обеспечившие себя заранее всем необходимым.
Жизнь робинзонов-папанинцев полна самоотверженного героизма. Ради науки они подвергали свою жизнь смертельной опасности. Их ледяной плавучий островок таял, давал трещины, и Ледовитый океан угрожал поглотить четырёх смелых героев науки. Недаром каждый день вся наша страна и весь мир следили за радиопередачей, сообщавшей о жизни советских исследователей, плывущих на льдине среди угрюмого океана, у самого Северного полюса.
Теперь исследование Ледовитого океана проводится постоянно и на нескольких дрейфующих льдинах — станциях «Северный полюс». (Н.Верзилин)

2. Определите тип речи текста. Докажите.
Тип речи - рассуждение. В тексте можно выделить тезис, аргументы и вывод. Автор рассуждает о том, кого можно называть робинзонами, приводя аргументы в защиту своей позиции.

3. Найдите в тексте вопросительные предложения. Какую функцию они выполняют?
Вопросительные предложения:
а) Стоит ли вообще говорить о робинзонах?
б) Разве четверо папанинцев не робинзны?
Это риторические вопросы, они выполняются в тексте эмоционально-экспрессивную функцию.

4. Выпишите слова, которые относятся к лексике ограниченного употребления. Охарактеризуйте их. Слова каких групп вам не встретились?
Лексика ограниченного употребления:
- робинзоны (термин)
- полярная ночь (термин)
- пурга (просторечие)
- дрейфующие льдины (термин)
- станция «Северный полюс» (термин)

5. Какие слова из текста перешли в разряд историзмов? назвитеих. Как вы их понимаете? В случае затруднений обратитесь к Толковому cловарику в конце книги.
Историзмы:
- патефон
- примус
- советский

6. Выпишите из текста однокоренные слова к слову лёд. Выделите в них морфемы. Определите их лексическое и грамматическое значения.
ледяном - состоящий изо льда; грамматическое значение: имя прилагательное, мужской род, единственное число, предложный падеж
(на) льдине - отдельный кусок льда, дрейфующий на поверхности воды; грамматическое значение: имя существительное, женский род, единственное число, предложный падеж
ледовитый - покрытый льдами; изобилующий льдами; грамматическое значение: имя прилагательное, единственное число, мужской род, именительный падеж.

7. Выпишите из текста имена существительные собственные, обьясните их правописание.
- Ледовитый океан
- станции «Северный полюс».
Название океана и название полярной станции являются именами собственными и пишутся с большой буквы.

8. Знаете ли вы, кто такой Робинзон? Как вы думаете, почему автор называет папанинцев робинэонами? Напишите о этом.
Робинзон - главный герой романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Роман рассказывает о том, как этот человек попал на необитаемый остров и выживал там в течение достаточно продолжительного времени.
Сейчас слово «робинзон» стало нарицательным. Так называют человека, который добровольно предпочёл уединение - неважно, где: дома, в лесу, в горах.
Папанинцев называют робинзонами, так как они несколько месяцев жили на льдине, отрезанные от общественной жизни. Они также сталкивались со множеством трудностей во время своего научного эксперимента. несмотря на то, что они, в отличие от героя Даниэля Дефо, были готовы к своему отшельничеству, их подвиг неоценим.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением