Упр.95 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. По особенностям речи человека, употребляемым им диалектным словам можно установить, откуда он родом. Прочитайте об этом в отрывке из книги «Собирал человек слова...»,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 6 класс, Русское слово:
1. По особенностям речи человека, употребляемым им диалектным словам можно установить, откуда он родом. Прочитайте об этом в отрывке из книги «Собирал человек слова...», посвящённой одному из выдающихся учёных Владимиру Ивановичу Далю (1801-1872). Он всю свою жизнь отдал изучению русских диалектов, составил «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором содержится более двухсот тысяч слов.

Даль знал, как говорят во всей Руси великой, какие где живут слова и как их произносят. Живую русскую речь Даль слышал, как слышит музыку большой музыкант.
Как-то встретились Далю два монаха с кружкой сборщики на церковное строение.
— Какого, батюшка3, монастыря? — спросил Даль того, что помоложе.
— Соловецкого, родимый.
Даль улыбнулся: «Ох, уж этот “родимый” — в любой сторонке выдаст исконного ярославца3».
— А сам не ярославский ли? — продолжал он допытываться. Монах покраснел, смутился.
— Нетути, родимый, я тамодий, соловецкий.
Снова «родимый» и вдобавок эти неповторимые «нетути», «тамодий». Даль расхохотался2:
— Зря таишься, батюшка! Всё знаю! Из Ярославской губернии будешь, Ростовского уезда...
— Не погубите! — монах упал Далю в ноги. Он оказался беглым. (По М. Булатову, В. Порудоминскому)

2. Выпишите диалектизмы. Назовите общеупотребительные синонимы диалектных слов.
Диалектизмы:
- родимый - родной
- тамодий - тамошний
- нетути - нет

3. Выпишите из текста возвратные глаголы. Какое действие они обозначают? Разберите их по составу.
Возвратные глаголы:
- встретились
- допытываться
- смутил?ся
- расхохотал?ся
- таишься
- оказал?ся
Возвратные глаголы обозначают действия, субъект и объект которого являются одним и тем же лицом.

4. Найдите в тексте переходные глаголы. Как вы это определили? Свой ответ обоснуйте.
Переходные глаголы:
- знал
- говорят
- произносят
- слышал
- слышит
- спросил
- выдаст
- продолжал
- не погубите

Переходность - это способность глагола обозначать, что действие переходит на объект (предмет, лицо и т.п.)
Переходными могут быть только те глаголы, которые управляют или могут управлять прямым дополнением, которое чаще всего выражено винительным падежом без предлога.
Для того, чтобы определить, переходным или непереходным является глагол, следует от него поставить вопрос винительного падежа что? кого? Если глагол может сочетаться с этими вопросами, то он является переходным. Например: слышал (что?) голоса; выдаст (кого?) человека.

5. Выпишите из текста предложения с обращениями. С помощью схем покажите место обращений в предложении. Объясните знаки препинания при них.
Какого, батюшка, монастыря? (обращение в середине предложения с двух сторон выделяется запятыми)
[..., О, ...]?
Соловецкого, родимый. (обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая)
[..., О].
Нетути, родимый, я тамодий, соловецкий. (обращение в середине предложения с двух сторон выделяется запятыми)
[..., О, ...].
Зря таишься, батюшка! (обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая)
[..., О]?

6. Обратите внимание, как оформлена в тексте прямая речь. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью. Составьте схемы этих предложений.
- Какого, батюшка, монастыря? - спросил Даль того, что помоложе. (реплика диалога, перед репликой ставится дефис, после прямой речи ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы)
- Р? - а.
Даль улыбнулся: «Ох, уж этот «родимый» - в любой сторонке выдаст исконного ярославца». (прямая речь; после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, сама прямая речь заключается в кавычки)
А: «П».

- А сам не ярославский ли? - продолжал он допытываться. (реплика диалога, перед репликой ставится дефис, после прямой речи ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы)
- Р? - а.
Даль расхохотался:
- Зря таишься, батюшка! Всё знаю! Из Ярославской губернии будешь, Ростовского уезда... (слова автора стоят перед репликой диалога, после них перед репликой диалога ставится двоеточие, перед репликой диалога ставится дефис)
А:
- Р...
- Не погубите! - монах упал Далю в ноги. (реплика диалога, перед репликой ставится дефис, после прямой речи ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы)
- Р! - а.

7. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Выпишите предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения. Сделайте его синтаксический разбор.
Даль знал, как говорят во всей Руси великой, какие где живут слова и как их произносят. (повествовательное, невосклицательное)
Живут русскую речь Даль слышал, как слышит музыку большой музыкант. (повествовательное, невосклицательное)
Как-то встретились Далю два монаха с кружкой - сборщики на церковное строение. (повествовательное, невосклицательное)
- Какого, батюшка, монастырь? (вопросительное, невосклицательное) - спросил Даль того, что помоложе. (повествовательное, невосклицательное)
- Соловецкого, родимый. (повествовательное, невосклицательное)
Даль улыбнулся: «Ох, уж этот «родимый» - в любой сторонке выдаст исконного ярославца». (повествовательное, невосклицательное)
- А сам не ярославский ли? (вопросительное, невосклицательное) - продолжал он допытываться. (повествовательное, невосклицательное)
Монах покраснел, смутился. (повествовательное, невосклицательное)
- Нетути, родимый, я тамодий, соловецкий. (повествовательное, невосклицательное)
Снова «родимый» и вдобавок эти неповторимые «нетути», «тамодий». (повествовательное, невосклицательное)
Даль расхохотался:
- Зря таишься, батюшка! (побудительное, восклицательное)
Всё знаю! (побудительное, восклицательное)
Из Ярославской губернии будешь, Ростовского уезда... (повествовательное, восклицательное)
- Не погубите! (побудительное, восклицательное) - монах упал Далю в ноги. (повествовательное, невосклицательное)
Он оказался беглым. (повествовательное, невосклицательное)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением