Ответы на вопросы на стр.59 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Проверьте себя
1. Какие проблемы истории интересовали Пушкина? Как поэт относился к истории? Какие произведения на исторические темы, созданные Пушкиным, вам известны? Каким событиям они посвящены?
Александра Сергеевича Пушкина глубоко интересовали важные проблемы истории, связанные с народными движениями, ролью царей, взаимодействием государства и личности, а также место России в мировой цивилизации. Поэт внимательно изучал переломные моменты российской истории, которые он считал ключевыми для понимания судьбы народа и развития страны.
Проблемы истории, которые интересовали Пушкина:
1. Народные восстания и роль народных лидеров. Пушкин сочувствовал лидерам народных движений, таким как Степан Разин и Емельян Пугачёв, но осуждал бессмысленные и беспощадные бунты. Это отражает его понимание необходимости социальных изменений, но не через кровавые революции.
2. Трагизм столкновения государственного и личного начал. В своих произведениях Пушкин часто размышлял о судьбах «маленького человека», пострадавшего от государственной машины. В частности, это нашло отражение в «Медном всаднике», где показан конфликт между величием Петровских реформ и страданиями простого человека.
3. Историческая роль царей и реформаторов. Пушкин относился к Петру I как к гениальному реформатору и полководцу, основателю Санкт-Петербурга, но его отношение к этому царю было сложным: несмотря на величие реформ, Пушкин не мог смириться с подавлением свободы личности.
4. Сила народного мнения и его влияние на историю. В «Борисе Годунове» Пушкин показывает народ как значимую силу в истории, которая способна не только проявлять жестокость, но и сострадание.
Отношение Пушкина к истории:
Пушкин не принимал однозначных оценок и не делил историю на "чёрное и белое". Он рассматривал события и личности в контексте их времени, без излишней идеализации или критики. Историзм Пушкина был основан на уважении к фактам, но при этом он добавлял глубокий философский смысл, осмысливая исторические события с точки зрения вечных вопросов свободы, власти, человеческой природы.
Известные произведения Пушкина на исторические темы:
1. «Капитанская дочка» – посвящена Пугачёвскому восстанию 1773–1775 годов. В этом произведении Пушкин показывает как крестьянскую войну, так и судьбы отдельных людей в контексте исторического перелома.
2. «Медный всадник» – историческая поэма, посвящённая Петру I и основанию Санкт-Петербурга. В ней Пушкин размышляет о величии имперских реформ и их трагических последствиях для обычных людей.
3. «Борис Годунов» – трагедия, посвящённая времени Смуты и правлению царя Бориса Годунова. Здесь Пушкин исследует вопросы легитимности власти, судьбы народа и трагедию правителя.
4. «История Пугачёвского бунта» – это историческое исследование, где Пушкин с документальной точностью описывает события крестьянской войны под предводительством Пугачёва.
Эти произведения демонстрируют глубокий интерес Пушкина к историческим темам и его умение сочетать художественное видение с исторической точностью.
2. Как вы понимаете высказывание поэта: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»?
Высказывание Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» отражает глубокую связь поэта с идеей исторической преемственности и уважения к прошлому. Пушкин подчеркивает, что гордость за достижения предков — это не просто право человека, но и его обязанность. Это важно как для сохранения исторической памяти, так и для формирования чувства собственного достоинства.
Как можно понимать это высказывание:
1. Преемственность поколений. История предков — это важная часть личной и национальной идентичности. Уважение к их подвигам и достижениям помогает сохранять культурное и историческое наследие, что является основой для духовного развития нации. Взращивая уважение к прошлому, мы укрепляем нашу связь с корнями и понимаем, кто мы есть.
2. Осуждение малодушия. Пушкин называет малодушием пренебрежение к заслугам предков. Это указывает на то, что человек, отрицающий историю своего народа или семьи, лишается важной опоры, проявляя слабость и неуважение к самому себе. Такой человек оказывается без духовной основы, отрываясь от истории и лишая себя примера, на который можно равняться.
3. Патриотизм и ответственность. Гордость за предков подразумевает ответственность за продолжение их дела, как на уровне личной жизни, так и на уровне общества. Пушкин считал, что уважение к славе предков вдохновляет на собственные поступки и на сохранение культурного и исторического наследия.
Таким образом, это высказывание Пушкина отражает его убеждение в важности исторической памяти и гордости за прошлое, что в свою очередь формирует основу для будущего.
3. «В творчестве Шекспира, Гёте, Скотта Пушкина привлекало, — пишет литературовед Л. Фризман, — умение передать историческую действительность как подлинно жизненную правду». Как вы понимаете эти слова?
Высказывание литературоведа Л. Фризмана о том, что Пушкина привлекало в творчестве Шекспира, Гёте и Скотта «умение передать историческую действительность как подлинно жизненную правду», можно понять как признание способности этих авторов изображать историю не просто как сухие факты или хронику событий, а как живой процесс, насыщенный человеческими переживаниями, конфликтами и эмоциями. Историческая правда в их произведениях отражается не в буквальной точности событий, а в глубоком понимании внутренней жизни людей, в эмоциональных мотивах и воссоздании атмосферы времени.
Как это можно интерпретировать:
1. Историческая правда через человеческие судьбы. Шекспир, Гёте и Скотт изображали исторические эпохи не как удалённые и оторванные от настоящего, а как части живого и динамичного мира, который можно прочувствовать через судьбы персонажей. Например, у Шекспира в пьесах, таких как «Юлий Цезарь» или «Гамлет», передаются не только события, но и психологические драмы героев, что делает историю более понятной и близкой современному читателю.
2. История как жизненный процесс. У этих авторов история представлена не как абстрактная хроника свершений великих людей, а как сложный процесс, в котором участвуют простые люди, с их страстями, страхами и надеждами. Пушкин, будучи внимательным к деталям человеческой психологии, ценил такое восприятие истории, когда на первый план выходит не только действие, но и внутренние мотивы героев.
3. Поиск универсальных истин в исторических сюжетах. Шекспир, Гёте и Скотт умели через исторические сюжеты раскрывать вечные человеческие темы — борьбу за власть, любовь, предательство, свободу и моральные дилеммы. Пушкин, сам обращаясь к историческим темам, стремился передавать не просто описание событий, а показывать историю как арену столкновения человеческих характеров, что придаёт её изображению подлинную жизненную правду.
Таким образом, эта фраза подчеркивает, что Пушкина привлекала способность зарубежных классиков передавать историческую действительность через призму человеческой природы, делая её живой и доступной читателю всех времён.
4. Публичное выступление. В каком произведении, изученном вами в шестом классе, Пушкин рассказывает об одном из событий истории Древней Руси и отталкивается при этом от летописного источника? Расскажите об этом.
Одно из произведений Александра Сергеевича Пушкина, которое касается событий истории Древней Руси и опирается на летописные источники, — это «Песнь о вещем Олеге». Этот стихотворный рассказ основан на событиях, описанных в «Повести временных лет», древнерусской летописи, которая является важнейшим источником сведений о ранней истории Руси.
Сюжет произведения:
«Песнь о вещем Олеге» повествует о легендарном князе Олеге, который был известен своими успешными походами и правлением в Киеве в конце IX — начале X века. Согласно летописи, Олег получил прозвище «вещий», что означало "мудрый", "знающий". Пушкин в своём произведении развивает один из эпизодов, связанных с судьбой Олега.
По сюжету, князь Олег встречает кудесника (волхва), который предсказывает ему судьбу. Кудесник предсказывает, что Олег погибнет не от меча в битве, не от врагов, а от своего любимого коня. Потрясённый этим предсказанием, князь решает расстаться с верным скакуном, чтобы избежать смерти. Он отдаёт коня на воспитание слугам и больше никогда его не видит. Спустя много лет, Олег, считая, что предсказание не сбылось, решает навестить кости своего уже давно умершего коня. Но именно в этот момент судьба настигает его: из черепа коня выползает змея, которая жалит князя, и он умирает.
Исторический источник:
Пушкин, опираясь на летописный рассказ, передал важные моменты из истории князя Олега. Источник, на который он ссылается, — «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором в начале XII века. В летописи рассказывается о том, как князь Олег завоевал Киев, объединил земли восточных славян и основал Киевскую Русь. Однако для поэтического произведения Пушкин взял только эпизод с предсказанием смерти и его исполнением, придав этой истории философский смысл.
Основные темы:
1. Неизбежность судьбы. Центральная тема произведения — это фатализм. Олег пытался избежать своей участи, но предначертанное всё равно сбылось. В этом проявляется мысль о том, что никакие действия человека не могут изменить его судьбу, если она уже предрешена.
2. Мудрость и сила князя. Олег изображён как великий правитель, но даже его ум и сила не могут спасти его от роковой судьбы. Это показывает, что даже самые могущественные люди не могут избежать своей смерти, если такова воля высших сил.
3. Мистицизм и народные верования. Пушкин в своём произведении мастерски передал дух древнерусских поверий и легенд. Кудесник — символ древнерусской мифологии, а само предсказание и смерть от змеи подчёркивают тесную связь с языческими верованиями и природными символами.
Значение произведения:
«Песнь о вещем Олеге» — не просто историческое повествование. Пушкин использовал летописный сюжет, чтобы размышлять о судьбе, времени и месте человека в истории. Он показывает, что исторические личности, как бы велики они ни были, также подвержены высшим законам судьбы и природы.
Таким образом, произведение Пушкина — это пример того, как поэт через художественные образы может передать историческую правду, наполнив её философским содержанием и глубокими размышлениями о человеческой жизни.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением