Ответы на вопросы на стр.47-48 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?
Комедия «Недоросль» начинается сценой с портным Тришкой, чтобы сразу ввести зрителя в бытовую атмосферу дома Простаковых и подчеркнуть ключевые темы пьесы: невежество, грубость и отсутствие настоящих знаний. Тришка, как персонаж, олицетворяет низкое качество работы и обслуживания, соответствующее уровню культуры и образования в доме Простаковых. В самом начале комедии мы видим, как хозяйка дома, Простакова, недовольна его работой, но вместо того чтобы требовать профессионализма, она сама не понимает, что происходит вокруг, так как не умеет правильно оценить труд.
Эта сцена демонстрирует нам атмосферу дома Простаковых, где царит невежество, грубость и бесконтрольное отношение к людям. Простакова, несмотря на своё богатство, не может обеспечить своему сыну и окружающим достойные условия, так как не видит смысла в воспитании и образовании. Она требовательна и властна, но её требовательность исходит из непонимания и пренебрежения к качеству.
Кроме того, с первой сцены становится ясно, что в этом доме нет культуры уважения к людям, будь то слуги или ремесленники. Взаимоотношения в семье и с окружающими выстроены на основе господства и подчинения, при этом сама Простакова, как и её сын, остаётся необразованной и самодовольной.
Таким образом, через сцену с Тришкой автор начинает раскрывать сатирическую суть пьесы: недостатки русской дворянской жизни, где господствует леность, грубость и невежество, что и будет обличаться на протяжении всего произведения.
2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвёртого действия? Какими средствами пользуется автор для создания этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
В доме Простаковых отношения между людьми основаны на грубости, властолюбии и полном отсутствии уважения. Простакова тиранит всех вокруг, включая своего мужа и слуг, при этом её поведение пронизано невежеством и жёсткостью. Слуги подчиняются из страха, а сам Митрофанушка, сын Простаковой, является избалованным и ленивым подростком, которого опекает мать, не думающая о его истинном воспитании. Отец, господин Простаков, занимает пассивную позицию и не имеет никакой власти в доме.
В явлении VIII четвёртого действия персонажи характеризуются через их поведение в так называемом «экзамене» Митрофана. Это ключевая сцена, где проверяется, чему научился Митрофан после всех своих «занятий». Выясняется, что он абсолютно ничего не усвоил, проявляет откровенное невежество и презрение к знаниям. Характеры Простаковой и Митрофана показываются в полной мере: мать видит сына как «умницу», несмотря на его явное отсутствие способностей и стремления к обучению. Митрофан демонстрирует грубость и наглость, отказываясь продолжать учиться и оскорбляя окружающих.
Фонвизин использует в этой сцене контраст между образованными людьми, такими как Стародум, и персонажами, олицетворяющими грубое невежество — Простакова и её сын. Средствами создания этого контраста служат диалоги и реплики персонажей, в которых невежды демонстрируют своё полное непонимание элементарных вещей, а более просвещённые герои, такие как Стародум и Правдин, выступают за необходимость истинного образования и морали.
Что касается «экзамена» Митрофана, согласен, что это сцена столкновения истинного просвещения и воинствующего невежества. Митрофан олицетворяет полное пренебрежение к знаниям, его нежелание учиться показывает последствия неправильного воспитания в семье, где господствует невежество. В то же время Стародум и другие персонажи отстаивают важность образования и нравственного воспитания, выступая в защиту истинных ценностей.
3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полной хозяйкой поместья у Фонвизина оказывается помещица, а не помещик? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
Фраза «Я женин муж» и подобные высказывания персонажей в комедии Фонвизина «Недоросль» служат для характеристики их ролей и положения в семье, где власть и влияние распределены не по обычной патриархальной схеме. Простаков, муж Простаковой, по сути, не играет активной роли в управлении поместьем и жизнью семьи. Это подчёркивает его слабохарактерность и подчинённую позицию, несмотря на его социальный статус как помещика. В их семье всё контролирует Простакова, что видно из того, как она руководит домашними делами и наказывает слуг. Она является настоящей «хозяйкой» поместья.
Фонвизин через этот контраст между «мужем» и «женой» подчёркивает не только особенности характера Простаковой, но и критикует слабых, безвольных мужчин, которые не выполняют свои обязанности. В частности, господин Простаков не только пассивен, но и не способен на самостоятельные решения. Фраза «Я женин муж» показывает, что вся власть фактически сосредоточена в руках его жены, а он просто выполняет второстепенные роли.
Полная власть помещицы в доме — это своего рода сатирическое отражение социальной иерархии того времени. В XVIII веке, когда была написана комедия, происходили изменения в русской семье и обществе. Женщины, особенно в состоятельных семьях, иногда играли доминирующие роли, если муж оказывался слабохарактерным или некомпетентным. Также это могло отражать саму структуру помещичьей жизни того времени, где экономическая власть могла переходить к женщине по наследству или в силу семейных обстоятельств.
Таким образом, Фонвизин через образ Простаковой высмеивает пороки дворянства, где настоящие мужские добродетели, такие как разум, честь и ответственность, часто заменяются леностью и бездействием.
4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных — беззаконно»)?
Конфликт между положительными и отрицательными персонажами в комедии Фонвизина «Недоросль» развивается постепенно, от бытовых сцен до кульминации в виде открытого столкновения мировоззрений. Положительные персонажи, такие как Стародум, Правдин и Милон, олицетворяют ценности просвещения, справедливости и морали, тогда как Простакова, Митрофан и другие отрицательные персонажи представляют грубость, невежество и жестокость.
На протяжении комедии отрицательные персонажи угнетают окружающих: Простакова эксплуатирует своих слуг, управляет домом грубо и безжалостно, стремится контролировать жизнь своего сына Митрофана. Она поддерживает систему рабства и крепостничества, не считаясь с человеческими чувствами и свободой. Её отношения с сыном показывают, что она стремится превратить его в такого же грубого и невежественного помещика, что символизирует передачу пороков из поколения в поколение.
Конфликт развивается, когда в дом прибывают Правдин и Стародум, которые выступают за свободу личности и против деспотизма. Правдин, как представитель власти, разоблачает несправедливость Простаковой, а Стародум, воплощая образ просвещённого человека, выдвигает идею, что «угнетать рабством себе подобных — беззаконно». Через их действия и речи идея комедии становится всё более явной: Фонвизин осуждает социальную систему, основанную на крепостничестве, грубости и невежестве, подчёркивая, что без просвещения и нравственных основ власть превращается в произвол.
Кульминацией конфликта становится сцена «экзамена» Митрофана, где его полное невежество и грубость становятся очевидными для всех. Это символизирует крах системы воспитания, основанной на деспотизме и отсутствии моральных ориентиров. Финал, в котором Простакова теряет власть и контроль над имением, показывает торжество справедливости: она наказана за своё отношение к людям и злоупотребление властью.
Таким образом, через развитие конфликта между персонажами Фонвизин раскрывает главную идею комедии — осуждение рабства и несправедливого угнетения. Автор подчёркивает важность просвещения и морали как основы для справедливого общества.
5. Дискуссия. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня нам интересен «Недоросль»?
Трудности при чтении комедии «Недоросль» сегодня могут быть связаны с устаревшим языком и архаизмами, которые используются Фонвизиным. Многие выражения, слова и грамматические формы уже не употребляются в современном языке, что затрудняет восприятие текста для современных читателей. Например, такие фразы, как «докучаю жене» или «честно жить — клюква», требуют пояснений или адаптации, чтобы полностью понять их смысл. Также характеры и типажи, изображённые в пьесе, сильно связаны с социальными условиями XVIII века, что может вызывать сложности при попытке осознать их мотивы в контексте сегодняшнего дня.
Тем не менее, «Недоросль» остаётся интересен для современного читателя по нескольким причинам. Во-первых, эта комедия продолжает актуализировать темы образования, нравственности и социальной ответственности. Вопросы воспитания молодого поколения, необходимость просвещения и моральных ориентиров остаются важными и в наше время. В образе Митрофана можно увидеть стереотипы избалованного, ленивого молодого человека, не желающего учиться и не готового к труду, что находит отклик в современных реалиях.
Во-вторых, пьеса интересна своей сатирой и критикой социальных пороков, таких как невежество и деспотизм. С помощью комедийных ситуаций и преувеличенных персонажей Фонвизин обличает общественные пороки своего времени, и хотя сами условия изменились, такие темы, как злоупотребление властью и низкий уровень образования, по-прежнему актуальны.
Современный интерес к «Недорослю» также подпитывается его художественной ценностью: меткие реплики, сатирические диалоги и яркие персонажи делают пьесу привлекательной для театральных постановок и литературных исследований.
6. Прочитайте самостоятельно явление VIII четвёртого действия и ответьте на вопросы. Что высмеивает Фонвизин? Как «выучен» Митрофан? Почему комедия называется «Недоросль»?
В явлении VIII четвёртого действия комедии Фонвизин высмеивает невежество и пустое воспитание дворянской молодёжи, которое привело к таким персонажам, как Митрофан. Автор показывает, что Митрофанушка, несмотря на годы "обучения", абсолютно не усвоил никакой полезной информации. Вместо знаний он демонстрирует грубость, лень и полное отсутствие стремления к саморазвитию. Учителя, которых нанимала Простакова, либо некомпетентны, либо не могут справиться с учеником, который вообще не заинтересован в учёбе.
Митрофан на «экзамене» показывает, что он практически не «выучен» — он не знает даже элементарных вещей. Фонвизин через эту сцену обличает неэффективность системы образования в дворянских семьях того времени, где воспитание сводилось к пустым занятиям без реальных знаний и дисциплины. Митрофан, как итог такого воспитания, остаётся инфантильным и бесполезным «недорослем», то есть юношей, который не достиг ни ума, ни зрелости, чтобы исполнять обязанности взрослого человека.
Название комедии «Недоросль» отражает не только физическую незрелость Митрофана, но и его духовное и интеллектуальное недоразвитие. Термин «недоросль» в XVIII веке использовался для обозначения дворянских детей, которые не достигли совершеннолетия, чтобы поступить на военную службу или исполнять иные обязанности взрослого. Но в контексте пьесы этот термин приобретает символический смысл, указывая на то, что Митрофан и ему подобные недоразвиты не только по возрасту, но и в плане ума, души и образования.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением