Упр.180 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 180.	Вы знаете, что речевое общение может проходить в форме монолога и диалога. Прочитайте диалог из романа И.А. Гончарова «Обломов». Выпишите существительные, которые в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
180. Вы знаете, что речевое общение может проходить в форме монолога и диалога. Прочитайте диалог из романа И.А. Гончарова «Обломов». Выпишите существительные, которые в начальной форме оканчиваются на ь. Проведите их морфологический разбор.
Алексеев стал ходить взад и вперёд по комнате, потом остановился перед картиной, которую видел тысячу раз прежде, взглянул мельком в окно, взял какую-то вещь с этажерки, повертел в руках, посмотрел со всех сторон и положил опять, а там пошёл опять ходить, посвистывая, — это всё, чтоб не мешать Обломову встать и умыться. Так прошло минут десять.
— Что ж вы? — вдруг спросил Алексеев Илью Ильича.
— Что?
— Да всё лежите?
— А разве надо вставать?
— Как же! Нас дожидаются. Вы хотели ехать.
— Куда это ехать? Я не хотел ехать никуда...
— Вот, Илья Ильич, сейчас ведь говорили, что едем обедать к Овчинину, а потом в Екатерингоф...
— Это я по сырости поеду! И чего я там не видал? Вон дождь собирается, пасмурно на дворе, — лениво говорил Обломов.
— На небе ни облачка, а вы выдумали дождь. Пасмурно оттого, что у вас окошки-то с которых пор не мыты? Грязи-то, грязи на них! Зги божией не видно, да и одна штора почти совсем опущена.
— Да, вот подите-ка, заикнитесь об этом Захару, так он сейчас баб предложит да из дому погонит на целый день!
Обломов задумался, а Алексеев барабанил пальцами по столу, у которого сидел, рассеянно пробегая глазами по стенам и по потолку.
1. Обратите внимание на форму выделенного слова. В русском языке существует вариант форм окончаний существительных (работать в цехе — работать в цеху). Письменно охарактеризуйте морфологические признаки выделенного существительного. Как вы думаете, от чего зависит выбор формы окончаний? Приведите примеры употребления вариантных форм окончаний родительного и предложного падежей существительных.
Из дому: постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, конкретное, мужской род, 2-е склонение; непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число.
Форма окончания чередуется в зависимости от того, какой стиль речи. В данном тексте стиль речи – разговорный, поэтому допустимо использовать окончание –у-.
Вариантными окончания встречаются довольно редко лишь в отдельных словах. Как правило, они отличаются от основной формы окончания как семантически, так и стилистически. В родительном падеже мужского рода основным окончанием является –а (-я), вариантным –у (-ю). Пример: лишиться покоя – лишить покою.
В предложном падеже основное окончание в мужском роде –е, вариантное –у (-ю). Как правило вариантная форма окончания используется в неодушевленных именах существительных, выражающих пространственные отношения. Пример: в бою, на снегу, в углу и т.п.

2. Охарактеризуйте диалог. Как вы полагаете, это диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями? Какова роль диалога для характеристики персонажей, их взаимоотношений? Аргументируйте свой ответ.
Диалог-побуждение. Основная его цель - побудить Обломова поехать в Екатерингоф.
Диалог раскрывает основные черты характеров героев: деятельный (Алексеев) пассивный (Обломов).

3. Определите стиль речи, к которому относится текст. Проанализируйте языковые средства, характерные для данного стиля.
Стиль текста – художественный. В тексте большую роль играет диалог. Для более ясного выражения художественности текста автор использует такие художественно-изобразительные средства, как элементы разговорной речи, просторечные слова (зги божьей не видно; чего я та не видал), ряды однородных членов (стал ходить, остановился, взглянул, взял, повертел, посмотрел, положил), метафоры (пробегая глазами).

4. Какие предложения преобладают в тексте? Почему? Выпишите последнее предложение, выполните его синтаксический разбор.
Преобладающее число предложений в тексте – вопросительные и восклицательные. Их основная цель - показать эмоциональное состояние героев текста.

5. Продолжите диалог с Ильёй Ильичом. Убедите его в необходимости поехать в Екатерингоф.
- Ну так что же решил, Илья Ильич?
- Да я, право, и не знаю... Так ли уж нужно ехать?
- Илья Ильич, ну неужели вы хотите показать себя с самой плохой стороны? Как необязательного невоспитанного простака?
- Ой, ну ладно уж вам, Иван Алексеевич. Поедем-те... Захар! Захар! Подай одеваться.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением