Упр.133 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
133. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь» (цикл «Записки охотника»). Какие чувства вызывает у вас прочитанное? Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне и объясните их написание.
Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо... На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды; влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной... Вот кладут ковёр на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром... Пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнём, в саду, мирно похрапывает сторож... Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега... Вот вы отъехали версты четыре... Край неба алеет; в берёзах просыпаются, неловко перелётывают галки; воробьи чирикают около тёмных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнём горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается...
Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве... Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой... Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух...
Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага... что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния... Э, да это гроза ругом еще ярко светит солнце: охотиться ещё можно. Но туча растет, передний её край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, всё вдруг потемнело...
1. Определите тип текста. Обоснуйте свою точку зрения. Обратите внимание на преобладающие в тексте части речи. В каких формах они употреблены и с какой целью?
Повествование с элементами описания. Автор повествует о выезде охотника в лес на охоту. Параллельно с этим в тексте содержится описание как леса, так и погоды во время поездки главного героя текста. О том, что типом является повествование, говорит большое количество глаголов в настоящем времени в первой части и в прошедшем - во второй. Об описании свидетельствует наличие художественно-выразительных средств (эпитеты, метафоры, олицетворения), которые автор использует для описания природы.
2. Какие выразительные средства языка есть в тексте? Какую роль они выполняют?
Выразительные средства языка:
- эпитеты (темно-сером, влажный, росистой, побелевшей, неподвижный, заспанные);
- сравнения (набегает легкой волной; красным огнем горят лучины; след ложится зеленой чертой; колючим зноем пышет воздух; её край вытягивается рукавом, наклоняется сводом);
- олицетворения (мигают звезды; туча растет; ветер налетел и промчался; воздух дрогнул)
- метафора (заря разгорается; свинцовая полоса на небосклоне; зной густеет);
- анафора (вот вы сели… вот вы отъехали);
- риторический вопрос (знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари?).
Художественно-выразительные средства языка придают тексту экспрессию, выразительность, а также красочность описания того, о чём рассказывает главный герой. Они помогают более чётко проследить отношение рассказчика к описываемым им событиям.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением