Упр.132 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывки из стихотворений. Выпишите грамматические основы, подчеркните подлежащее и сказуемое.1) Жучок ли точит древесину,    Или скоблит листочек...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывки из стихотворений. Выпишите грамматические основы, подчеркните подлежащее и сказуемое.

1) Жучок ли точит древесину,
Или скоблит листочек тля,
Сухих листов своих корзину
Несёт мне осенью земля.
(Я. Заболоцкий)

2) За рекой луга зазеленели,
Веет лёгкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.
(Я. Бунин)

3) Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф. Тютчев)

1) Жучок точит; скоблит тля; несёт земля.
2) Луга зазеленели; веет; зазвенели песни.
3) Солнце смотрит; прогремело; принахмурилась земля.

2. Объясните, как вы нашли подлежащие. Как они грамматически связаны со сказуемыми?
Рассуждайте так: чтобы найти подлежащее в предложении Лис тья пожелтелые по ветру летят, задаём вопросы — каков предмет речи?, то есть о чём говорится в предложении? — О листьях. Какое слово отвечает на вопрос что? — На вопрос что? отвечает слово листья. Значит, это подлежащее.
1) Чтобы найти подлежащее в предложении Жучок ли точит древесину, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о ком говорится в предложении? – О жучке. Какое слово отвечает на вопрос кто? – На вопрос кто? отвечает слово жучок. Значит, это подлежащее.
Чтобы найти подлежащее в предложении Или скоблит листочек тля, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о ком говорится в предложении? – О тле. Какое слово отвечает на вопрос кто? – На вопрос кто? отвечает слово тля. Значит, это подлежащее.
Чтобы найти подлежащее в предложении Сухих листов своих корзину несёт мне осенью земля, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о чём говорится в предложении? – О земле. Какое слово отвечает на вопрос что? – На вопрос что? отвечает слово земля. Значит, это подлежащее.
2) Чтобы найти подлежащее в предложении За рекой луга зазеленели, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о чём говорится в предложении? – О лугах. Какое слово отвечает на вопрос что? – На вопрос что? отвечает слово луга. Значит, это подлежащее.
Чтобы найти подлежащее в предложении Веселей по рощам зазвенели песни птиц на разные лады, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о чём говорится в предложении? – О песнях. Какое слово отвечает на вопрос что? – На вопрос что? отвечает слово песни. Значит, это подлежащее.
3) Чтобы найти подлежащее в предложении Неохотно и несмело солнце смотрит на поля, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о чём говорится в предложении? – О солнце. Какое слово отвечает на вопрос что? – На вопрос что? отвечает слово солнце. Значит, это подлежащее.
Чтобы найти подлежащее в предложении Принахмурилась земля, задаём вопросы – каков предмет речи?, то есть о чём говорится в предложении? – О земле. Какое слово отвечает на вопрос что? – На вопрос что? отвечает слово земля. Значит, это подлежащее.

Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица.

3. Найдите полные тексты этих стихотворений и подготовьте их выразительное чтение.
Сказуемое — главный член предложения, оно обозначает то, что говорится о подлежащем: действие, состояние, признак. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? каков он? что он такое? кто он такой? Сказуемое подчёркивается так:
Чаще всего сказуемое может быть выражено глаголом: Солнце (что сделало?) взошло. Оно может быть выражено
именем существительным: Лягушка (кто она такая?) — очень полезное животное, а также именем прилагательным: Хороша (какова?) наша русская природа.

Подмосковные рощи
Жучок ли точит древесину
Или скоблит листочек тля,
Сухих листов своих корзину
Несёт мне осенью земля.

В висячем золоте дубравы
И в серебре березняки
Стоят, как знамения славы,
На берегах Москвы-реки.

О, эти рощи Подмосковья!
С каких давно минувших дней
Стоят они у изголовья
Далёкой юности моей!

Давно все стрелы отсвистели
И отгремели все щиты,
Давно отплакали метели
Лихое время нищеты,

Давно умолк Иван Великий,
И только рощи в поздний час
Всё с той же грустью полудикой
Глядят с окрестностей на нас.

Леса с обломками усадеб,
Места с остатками церквей
Всё так же ждут вороньих свадеб
И воркованья голубей.

Они, как комнаты, просторны,
И ранней осенью с утра
Поют в них маленькие горны,
И вторит горнам детвора.

А мне-то, господи помилуй,
Всё кажется, что вдалеке
Трубит коломенец служилый
С пищалью дедовской в руке.
(Н. Заболоцкий)

За рекой луга зазеленели…
За рекой луга зазеленели,
Веет лёгкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.

Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой…
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!

Кротко солнце листья пригревает
И дорожки мягкие в саду…
Не пойму, что душу раскрывает
И куда я медленно бреду!

Не пойму, кого с тоской люблю я,
Кто мне дорог… И не все ль равно?
Счастья жду я, мучась и тоскуя,
Но не верю в счастье уж давно!

Горько мне, что я бесплодно трачу
Чистоту и нежность лучших дней,
Что один я радуюсь и плачу
И не знаю, не люблю людей.
(И. Бунин)

Неохотно и несмело…
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля –
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей…
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
(Ф. Тютчев)

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением