Упр.114 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 114.	Прочитайте статью из книги Н.М. Шанского, Т.А. Бобровой «Снова в мире слова». Как и почему возникли две формы множественного числа существительного опёнок? Покажите...

Решение #2

Изображение 114.	Прочитайте статью из книги Н.М. Шанского, Т.А. Бобровой «Снова в мире слова». Как и почему возникли две формы множественного числа существительного опёнок? Покажите...

Решение #3

Изображение 114.	Прочитайте статью из книги Н.М. Шанского, Т.А. Бобровой «Снова в мире слова». Как и почему возникли две формы множественного числа существительного опёнок? Покажите...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
114. Прочитайте статью из книги Н.М. Шанского, Т.А. Бобровой «Снова в мире слова». Как и почему возникли две формы множественного числа существительного опёнок? Покажите связь словообразования и значения слова. Приведите свои примеры.
В русском языке существуют две нормативные формы множественного числа от слова «опёнок»: опёнки и опята. Этимологически верной является форма «опёнки». Однако с течением времени значение слова «опёнок» изменилось и стало самостоятельным. И в языке оно подверглось изменению по аналогии с другими словами, образованными подобным образом: медвежон-ок - медвежата (а не «медвежонки»), жеребён-ок - жеребята (а не «жеребёнки») и т.п.

Что правильнее: опята или опёнки?
В современном русском литературном языке существительное опёнок имеет две формы множественного числа — и опёнки, и опята. Обе они вполне нормативны, поэтому вовсе не обязательно употреблять форму опёнки, можно — и это будет также правильным — говорить и писать опята.
Однако этимологически более предпочтительной является всё же форма опёнки, так как это слово образовано с помощью приставки о- и суффикса -ок от существительного пень (ср. диал. обабок — «маслёнок, подберёзовик», образованное от слова баба в значении «пень»). Опёнок буквально, как и обабок, значит «гриб, растущий вокруг пня». Когда слово опёнок разошлось по своему значению со словом пень и деэтимологизировалось, оно подверглось аналогичному воздействию существительного того же семантического ряда, также обозначавшего гриб, — маслёнок, образованного по модели пострел — пострелёнок, милый милёнок от масло — «маслёнок», отмечаемого ещё В. Далем. По образцу маслёнок — маслята появилась рядом с опёнок опёнки пара опёнок — опята.

1. Определите тип текста. Обоснуйте свой ответ. Найдите тезис и доказательство.
Тип текста - рассуждение. Текст представляет собой рассуждение автора по теме, аргументы, гипотезу (тезис), вывод.
Тезис: Обе формы – опёнки и опята – являются нормативными.
Доказательство: По образцу масленок – маслята появилась рядок с опёнок – опёнки пара опёнок – опята.

2. Докажите, что данный текст относится к научно-популярному стилю речи.
Вариант ответа 1
Данный текст относится к научно-популярному стилю. Текст написан логично, последовательно, посвящен одной проблеме и не отвлекается на посторонние вопросы. В тексте присутствуют термины: этимологически, приставки, суффикса, деэтимологизировалось, семантический ряд – что относится его к научному стилю. Однако текст написан в такой форме, чтобы быть понятным для широкого круга читателей, приводит понятные примеры, не употребляет особо сложных и непонятных терминов и синтаксических конструкций, что относит его к научно-популярному стилю.

Вариант ответа 2
Данный текст относится к научно-популярному стилю речи, и вот почему:
1. Использование терминов и определений: Текст включает в себя термины, связанные с лингвистическими явлениями, такими как "формы множественного числа", "этимологически предпочтительная форма" и другие. Это типично для научного стиля, где точность и использование специализированного языка являются важными.
2. Объяснение и доказательства: Текст предоставляет объяснение и аргументы в пользу использования формы "опёнок" вместо "опята" на основе этимологических соображений. Анализ происхождения слова и его связь с другими словами представлен в тексте, что свидетельствует о научном подходе к изложению информации.
3. Отсутствие эмоциональной окраски: Текст не содержит эмоциональных выражений или оценочных суждений. Вместо этого, он фокусируется на предоставлении информации и аргументации на основе лингвистических фактов.
4. Использование стилистических приемов: В тексте применяется использование примеров, аналогий и сравнений для более наглядного объяснения. Это характерный прием научно-популярного стиля, который стремится сделать сложные концепции более доступными для широкой аудитории.

Вариант ответа 3
Данный текст относится к научно-популярному стилю речи, так как в нем представлены лингвистические и этимологические объяснения, а также дается информация о различных формах и значениях слова "опёнок".
Автор текста представляет информацию о двух формах множественного числа существительного "опёнок" - "опёнки" и "опята" и объясняет, что обе эти формы являются нормативными и правильными. Затем автор переходит к этимологическому анализу слова "опёнок" и объясняет его происхождение и связь с существительным "пень". Он указывает, что форма "опёнок" является этимологически предпочтительной, так как образована от слова "пень" с помощью приставки "о-" и суффикса "-ок". Он также отмечает параллельные примеры образования слов по аналогии, такие как "маслёнок" - "маслята".
Таким образом, текст представляет информацию о лингвистических аспектах слова "опёнок" и его связи с другими словами, используя научные объяснения и этимологические анализы. Он является доступным для широкой аудитории и имеет целью познакомить читателя с особенностями и значениями данного слова.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением