Проверяем себя Повторение изученного Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Проверяем себя1 Слова каких частей речи могут быть грамматическими омонимами (совпадать в звучании, но являться разными частями речи; например: союз тоже и местоимение...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
Проверяем себя
1 Слова каких частей речи могут быть грамматическими омонимами (совпадать в звучании, но являться разными частями речи; например: союз тоже и местоимение с частицей то же)? Приведите примеры таких омонимов.
Могут быть грамматическими омонимами (совпадать в звучании, но являться разными частями речи; например: союз тоже и местоимение с частицей то же): существительные, наречия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы.
Ему кто-то ткнул пальцем в бок (существительное с предлогом).
— Он смотрел вбок (наречие).
Они шли на встречу (существительное с предлогом) с другом.
— Ребята бежали ему навстречу (наречие).
2 Какими частями речи могут быть выражены главные члены предложения? Приведите примеры на каждый случай.
Подлежащее может быть выражено:
1. именем существительным — Весна принесла тепло и радость.
2. местоимением в значении существительного — Никто не знал ответа на этот вопрос.
3. числительным — Пять равно десять разделить на два.
4. прилагательным, наречием, причастием в значении существительного — Участвующие активно поддержали проект. Завтра наступит быстро.
5. инфинитивом — Учиться — значит стремиться к знаниям.
6. междометием — Ах! пронеслось по классу.
7. словосочетанием — Несколько человек пришли на собрание вовремя.
Сказуемое может быть выражено:
1. глаголом в форме наклонений — Дождь моросит с утра.
2. глаголом с инфинитивом — Они начали бегать по утрам.
3. глаголом-связкой с прилагательным или существительным — Этот день был особенным.
4. кратким причастием — Задание уже выполнено.
5. кратким прилагательным — Мир огромен и велик.
6. существительным — Музыка — моя отрада.
7. фразеологическим оборотом и неделимым словосочетанием — Иван был как на иголках.
3 Назовите известные вам лексические средства выразительности языка, расскажите об их роли в тексте, приводя примеры.
Лексические средства выразительности языка и их роль в тексте:
1. Эпитет — это образное определение, которое придает предмету или явлению эмоциональную окраску, подчёркивает важные детали.
Пример: золотая осень, быстрая река. Эпитеты помогают усилить эмоциональное восприятие и создать живую картину происходящего.
2. Сравнение — сопоставление двух предметов или явлений с целью выявления их сходства. Часто вводится с помощью слов «как», «словно», «будто».
Пример: Светит, как звезда. Сравнение помогает лучше понять характер описываемого явления через его сходство с другим предметом.
3. Метафора — скрытое сравнение, основанное на переносе значений с одного предмета на другой.
Пример: серебряная луна (луна — как серебро). Метафоры оживляют текст, делают его более образным и выразительным.
4. Олицетворение — наделение неживого объекта качествами и действиями живого существа.
Пример: река поёт, ветер шепчет. Олицетворение помогает передать настроение природы или предметов и показать их внутренний мир.
5. Гипербола — преувеличение какого-либо свойства, чтобы подчеркнуть его значение.
Пример: море слёз, тысячи дел. Гипербола усиливает впечатление и придаёт описанию выразительность.
6. Литота — преуменьшение значения.
Пример: маленький домик, человечек с ноготок. Литота делает описание более тонким и деликатным, а также помогает создать ироничный эффект.
7. Ирония — употребление слова или выражения в противоположном смысле.
Пример: Отлично, просто замечательно опоздал на час!. Ирония используется для передачи скрытого смысла, насмешки или выражения сарказма.
8. Антитеза — противопоставление понятий, явлений или характеристик.
Пример: Ты и богат, и беден; силён и слаб. Антитеза усиливает контраст и помогает акцентировать внимание на различиях.
9. Аллитерация — повторение одинаковых согласных звуков в тексте.
Пример: Мелет мельница медленно. Аллитерация создаёт звуковую гармонию и помогает передать особое настроение.
10. Ассонанс — повторение одинаковых гласных звуков.
Пример: Звон колоколов гулко отдавался в горах. Ассонанс создаёт мелодичность и ритм текста.
Роль лексических средств в тексте:
Лексические средства помогают автору передать настроение, создать образы, сделать текст более выразительным и эмоционально насыщенным. Они формируют художественную картину, погружают читателя в атмосферу произведения и делают текст более запоминающимся.
4 Какими способами образуются новые слова? Назовите словообразующие и формообразующие морфемы.
Новые слова образуются следующими способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложением основ, сокращением, бессуффиксным, переходом из одной части речи в другую.
Словообразующие морфемы:
1) приставки (подошёл, зашёл, прошёл),
2) суффиксы (домик, домашний).
Формообразующие морфемы: окончание (бегает, бегают; бегать, бегут).
5 Приведите примеры словосочетаний с разными видами связи.
Сочетания с разными видами связи.
Согласование: синее небо, голубые глаза, по узкой дорожке.
Управление: прочитать книгу, позабыть о встрече, спросить о важном.
Примыкание: ходить быстро, читать увлеченно, слушать внимательно.
6 Чем может быть осложнено предложение? Приведите примеры.
Предложение может быть осложнено:
1. Однородными членами — На поляне росли и ягоды, и цветы.
2. Вводным словом — Он, вероятно, уже знал об этом заранее.
3. Обращением — А как ты, дружок, справляешься с задачами?
4. Причастным оборотом — Дом, окружённый деревьями, стоял у реки.
5. Деепричастным оборотом — Она смотрела на небо, мечтая о будущем.
6. Обособленными членами — На её лице особенно выделялись зелёные глаза, блестящие и загадочные.
7. Уточнением — Справа, за мостом, начинался лес.
8. Вставной конструкцией — Он решил дождаться, (а терпение — его сильная сторона), пока всё уладится само собой.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением