УПС, страница пропала с радаров...
404
 

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
Анализируем текст
1. Прочитайте отрывок из книги «Записки старого петербуржца». Определите тему текста и микротемы. Какова основная мысль текста?
1 На Выборгской стороне, где мы жили, чуть ли не в каждом третьем доме имелась булочная. 2 Были обыкновенные, русские; были финские, где продавались «финские сэпики», «финский крэкер», выборгские, удивительно вкусные, кренделя лиловато-коричневые с поверхности, с угольками и соломинками, припёкшимися к их нижней светлой стороне...
3 И тем не менее каждое утро по всем лестницам всех домов мчались вверх и вниз нагруженные громадными, в полчелове-ческого роста, прутяными корзинами «булочники».
4 Смысл их работы заключался в возможности заскочить в каждую кухню раньше, чем горничная или кухарка успеют, обмотавшись тёплым платком, выпорхнуть на морозную или дождливую улицу.
5 Они ухарски, но и очень легко, скидывали на иол корзину, снимали с неё подбитую для теплоизоляции клеёнкой и ещё чем-то крышку... 6 По кухне растекался сладкий и тёплый тестяной и сахарный дух.
7 На верху корзины был плоский вкладыш — с пирожными. 8 Ниже всё горячее, всё с пылу-жару! — лежали мелкие копеечные булочки всех сортов: розанчики, пистолетики, иод-ковки с тмином и с маком, облепленные сахарной глазурью
и присыпанные крупной, как битое стекло, солью. 9 Тесто, возможно, всюду было одно, но испечено и вылеплено всё это было так, что у каждого сорта оказывался свой вкус, свой вид, своя примета. 10 На каждый находились любители: всем хотелось именно своею.
11 Внизу, в тепле, сохранялись крупные изделия батоны, «домашние» булки, с хрустким разрезом поперёк круглого ка-равайчика, опять же «солёные» (я их очень любил!) и калачи, с сырой мучкой под тестяным вкусным язычком. (Т2) Были там и сушки розовые, шафранные, всякие...
13 И, естественно, заспанной горничной уже никак не хотелось теперь выбегать в такую рань на мороз. 14 И булки покупались тут же: копеечные шли но две штуки на алтын. 15 А барыня, сладко спавшая в этот хлопотливый утренний час, смутно догадывалась об обмане, но не давала себе труда наводить следствие... (Л. Успенский)
Тема текста: Описание булочных и традиций выпечки на Выборгской стороне Петербурга.
Микротемы текста:
1. Описание разных типов булочных на Выборгской стороне (русские, финские, выборгские).
2. Утренняя суета и работа булочников.
3. Процесс доставки хлебобулочных изделий в дома.
4. Внешний вид корзин и способы их использования.
5. Разнообразие сортов выпечки и предпочтения покупателей.
6. Особенности хранения и вкусовых качеств хлебобулочных изделий.
7. Реакция горничных и хозяек на утреннюю доставку.
8. Легкая форма обмана и сладкая жизнь барыни.
Основная мысль текста: Текст передаёт атмосферу булочной культуры Петербурга, рассказывая о традициях выпечки и доставке хлеба, а также подчёркивает, как хлебобулочные изделия играли важную роль в жизни горожан, создавая особую утреннюю суету.
2. Выпишите однородные члены из предложения 2. Составьте их схемы и объясните знаки препинания.
Были обыкновенные, (запятая разделяет однородные определения) русские; (запятая разделяет однородные дополнения) были финские, где продавались «финские сэпики», (запятая разделяет однородные дополнения) «финский крэкер», (запятая разделяет однородные дополнения) выборгские, удивительно вкусные, (запятая выделяет пояснение) кренделя — (тире выделяет обособленные однородные определения) лиловато-коричневые с поверхностью, (запятая разделяет однородные определения) с угольками и соломинками, (запятая выделяет причастный оборот) припёкшимися к их нижней светлой стороне…
Обыкновенные, русские; эспики, крэкер, кренделя; лиловато-коричневые с поверхностью, с угольками и соломинками.
3. Выпишите устаревшие слова. Укажите, историзмы это или архаизмы.
1. Горничная — историзм (название служанки в XIX веке).
2. Панчиха — историзм (устаревшее название чулок).
3. Кренделя — архаизм (слово, сохранившееся в литературе, но мало употребляемое в разговорной речи).
4. Калачи — архаизм (название традиционной русской выпечки).
5. Финские эсники — историзм (название хлебобулочных изделий, популярное в прошлом).
6. Финский крэкер — историзм (вид булочного изделия, существовавшего в конкретный исторический период).
7. Сестрица милосердия — историзм (так называли медсестёр в прошлом).
8. Барышня — историзм (устаревшее обращение к молодой девушке или даме).
9. Алтын — историзм. Значение: денежная единица на Руси, которая использовалась до конца XIX века. В разное время алтын мог быть как серебряной, так и медной монетой, эквивалентной трём копейкам.
10. Прутяными — архаизм. Значение: изготовленными из прутьев или представляющими собой сплетённые прутья. Сейчас редко употребляется в таком значении. Современное слово «плетёный» используется чаще.
11. Кухарка — историзм. Значение: женщина, профессионально занимающаяся приготовлением пищи в доме или заведении, эквивалент современной «поварихи». Устаревшее слово, распространённое в XIX веке.
12. Ухарски — архаизм. Значение: удаль, молодечество, отчаянная лихость. Сейчас это слово используется крайне редко и имеет характер устаревшего просторечия.
13. Барыня — историзм. Значение: обращение к женщине, хозяйке дома или представительнице высшего сословия в России. Использовалось в крепостной и посткрепостной России при обращении слуг и простых людей.
4. Найдите в тексте и распределите на группы слова с н - нн в суффиксах: 1) прилагательных; 2) причастий. Выделите суффиксы и объясните правописание слов.
Прилагательные: обыкновенные (суффикс -енн), прутяные (суффикс -ян), тестяным (суффикс -ян), шафранные (суффикс -н после основы на н), утренний (суффикс -енн).
Причастия: нагруженные (суффикс -енн в полн. страд. прич., от глагола сов. в. на -ить), обеленные (суффикс -енн в полн. страд. прич., от глагола сов. в. на -ить), присыпанные (суффикс -нн в полн. страд. прич., от глагола сов. в. на -ать), испечено (крат. прич.), выпечено (крат. прич.), заспанной (суффикс -нн в полн. страд. прич., от глагола сов. в. на -ать).
5. Определите части речи выделенных слов. Какие из них имеют морфологические омонимы?
Вверх (наречие; в верх, сущ. с предл.), вниз (наречие; в низ, сущ. с предл.), раньше (наречие), ухарски (наречие), на верху (сущ. с предл.; наверху, наречие), с пылу-жару (наречие; с пылу, с жару, сущ. с предл.).
6. В каких предложениях представлен тип текста повествование?
1)1—2
2)7—9
3)11—12
4)13—15
Тип текста повествование представлен в предложениях 13-15.
7. К какому стилю речи относится данный текст?
1) язык художественной литературы
2) разговорная речь
3) публицистический стиль
Стиль речи: язык художественной литературы.
8. Соотнесите словосочетания с видами связи слов.
1) в третьем доме а) согласование
2) к их стороне б) управление
3) догадывалась об обмане в) примыкание
1) – а)
2) – а)
3) – б)
9. Укажите односоставное безличное предложение.
1)1
2)2
3)13
4)14
Односоставное безличное предложение: 13.
10. Определите грамматическую основу предложения 5.
1) они скидывали
2) они скидывали, снимали
3) они легко скидывали, снимали
Грамматическая основа пятого предложения: они скидывали, снимали.
11. Каким членом предложения является инфинитив заскочить в предложении 4?
1) сказуемое
2) дополнение
3) определение
4) обстоятельство
Инфинитив «заскочить» в четвертом предложении является определением.
12. Каково количество грамматических основ в предложении 11? Выпишите их.
В 11 предложении две грамматические основы: 1) сохранялись изделия – батоны, булки и калачи; 2) я любил.
13. Среди предложений 11 — 15 найдите предложение, которое осложнено обособленным согласованным определением, выраженным прилагательными.
Были там и сушки: розовые, шафранные, всякие…
14. Из предложений 1—7 выпишите такое, которое осложнено обособленным обстоятельством. Определите, чем оно выражено.
Смысл их работы заключался в возможности заскочить в каждую кухню раньше, чем горничная или кухарка успеют, обмотавшись тёплым платком (обособленное обстоятельство выражено деепричастным оборотом), выпорхнуть на морозную или дождливую улицу.
15 Напишите сочинение на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания лингвиста А.Ф. Прияткиной: «Возможность взаимной замены связывает со сложным предложением как предложение с обособленными оборотами, так и предложения с однородными членами».
Сочинение на лингвистическую тему
Лингвист А.Ф. Прияткина в своём высказывании подчёркивает важность взаимной заменяемости конструкций в русском языке, обращая внимание на сложные предложения и их компоненты. Она утверждает, что возможность такой взаимной замены связана со способностью сложных предложений выступать в роли предложений с обособленными оборотами или с однородными членами. Данная мысль показывает гибкость и богатство русского синтаксиса.
Для того чтобы раскрыть эту идею, следует рассмотреть, как в предложении могут заменяться одни структуры другими без потери смысла. Например, сложное предложение: «Когда наступает осень, деревья теряют листву и готовятся к зиме» — можно заменить на предложение с однородными членами: «Осенью деревья теряют листву и готовятся к зиме». В этом случае предложение сохраняет свой смысл, но выражено более компактно.
Подобные изменения демонстрируют, что обособленные обороты и сложные предложения часто передают одно и то же содержание, различаясь лишь структурно. Сложные предложения, как правило, более развернуты и подчёркивают причинно-следственные связи между частями. Предложения же с однородными членами лаконичны и воспринимаются более динамично.
Пример взаимозаменяемости можно увидеть и в таком предложении: «Мать, уставшая после работы, уснула рано» — его можно трансформировать в сложное: «Мать уснула рано, потому что устала после работы». Таким образом, каждый тип предложения выполняет свою функцию: сложные предложения раскрывают логические связи, а обособленные обороты и однородные члены обеспечивают синтаксическую компактность и выразительность.
Таким образом, высказывание А.Ф. Прияткиной подчёркивает, что в русском языке существует множество способов выражения одной и той же мысли. Это делает язык богатым и гибким, а синтаксические конструкции — разнообразными и взаимозаменяемыми.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением