Анализируем текст Параграф 9 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Анализируем текст1. Прочитайте отрывок из повести «Третий в пятом ряду». Сформулируйте основную мысль текста. Укажите на примере данного отрывка характерные признаки...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
Анализируем текст
1. Прочитайте отрывок из повести «Третий в пятом ряду». Сформулируйте основную мысль текста. Укажите на примере данного отрывка характерные признаки текста языка художественной литературы.
1 Ни в одной педагогической книге не сказано, что должен делать учитель, если прямо иод носом, на первой парте возле окна, сидит его сын.
2 Володя сидел на первой парте потому, что любил сидеть на последней.
3 На примере именно его сочинений я объясняла всему классу, какие грамматические и смысловые ошибки являются наиболее характерными. 4 У доски я держала его очень долго и называла Кудрявцевым, хотя других ребят звала просто по имени. 5 Получалось, что я всё же выделяла его.1 6 В отрицательном смысле...
7 Володя вынужден был отвечать по литературе только блестяще, но однажды, почувствовав, что он плавает, я задала сыну коварный вопрос о том, чего в школе не проходили. 8 Володя умолк, а я громко сообщила ему или, вернее сказать, всему классу: «Двойка3, Кудрявцев!»
9 Тогда-то Ваня Белов и объявил голодовку.
10 - Всегда помни, что ты мой сын! — внушала я Володе.
11 - Пойми меня правильно...
12 Он помнил, понимал и не обижался. 13 Но Ваня Белов понимать не хотел! 14 Он вторгался в мой план взаимоотношений с сыном-учеником и всё разрушал!
15 Я знала, что за моими взаимоотношениями с сыном следит, кроме Вани, ещё один человек. 16 Это был Сеня Голубкин.
17 Есть люди, которые, увидев на вас новое платье, не поздравят с обновкой, а скажут: «Всё наряжаетесь... Всё наряжаетесь!» 18 Узнав, что вы вернулись из отпуска, они покачают головой: «Всё отдыхаете... Всё отдыхаете!» 19 А заметив, что вы хорошо выгладите, вздохнут: «Всё расцветаете!..» 20 Наблюдая за Сеней Голубкиным, я вспоминала таких людей.
21 Он болезненно переживал чужие успехи, ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие.
22 Если кто-то заболевал, Сенька говорил: «Ясно... Решил отдохнуть!» 23 Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: «Что? Мамочка с папочкой потрудились?»
24 Чётко сформулировать какую-нибудь мысль было для Сеньки ужасной мукой, и за эти свои мучения он ненавидел литературу, а заодно и меня.
25 Голубкина ребята прозвали Вороном: он словно кружил над классом, ко всем приглядываясь и всех в чём-то подозревая. 26 Меня он подозревал в любви к сыну.
27 Когда Володя, прихрамывая на правую ногу, направлялся к доске, Голубкин провожал его недоверчивым взглядом: а уж не притворяется ли он? 28 Не выхлопатывает ли себе какие-то привилегии?
29 Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. 30 Но оба они осложняли моё и без того нелёгкое положение.
31 Наставляя свой класс на путь добродетели, я видела в Сенькиных глазах страстное желание, чтобы Володя с этого пути соскользнул. 32 Тогда бы Сенька мог произнести фразу, которую уже давно носил за пазухой: «Сначала бы сына своего воспитали!..» (А Алексин)
Основная мысль отрывка: Взаимоотношения учителя и его ребёнка в школе могут быть сложными и неоднозначными. Педагогу трудно оставаться объективным и справедливым, а окружающие люди могут воспринимать эти усилия с предвзятостью и осуждением. Учителю приходится бороться не только с собственными чувствами, но и с мнением окружающих, которые видят в его поведении признаки несправедливого отношения к своему ребёнку.
Характерные признаки языка художественной литературы в данном отрывке:
1. Использование художественных образов и сравнений:
o Описание Вани Белова и Сени Голубкина создаёт живые образы учеников, которые противоположны друг другу, но каждый из них по-своему влияет на учителя.
o Сравнение Сени Голубкина с вороном усиливает его образ как человека, который пристально наблюдает и готов осудить.
2. Психологизм:
o Тонко переданы внутренние переживания и эмоциональные состояния героев: чувства Вани Белова, стремление Сени Голубкина найти в действиях учителя несправедливость, терзания самого учителя.
o Показано, как внутренние конфликты и моральные дилеммы учителя проявляются в его отношениях с учениками и сыном.
3. Диалог и прямая речь:
o Используются диалоги и реплики персонажей, которые помогают передать их характеры и взгляды. Например, слова Голубкина и Белова показывают их различное восприятие ситуации.
4. Ирония:
o Слова Сени Голубкина: «Сначала бы сына своего воспитали!..» содержат иронический оттенок, который подчёркивает его отношение к учительнице и её сыну.
5. Контрастные образы:
o В тексте противопоставлены два ученика: Ваня Белов, который искренне беспокоится за справедливость, и Сенька Голубкин, который всегда ищет повод для осуждения и злорадства.
Эти особенности помогают автору выразить тему внутреннего конфликта учителя и социального давления, а также передать динамику взаимоотношений между персонажами.
Получалось, что я всё же выделяла его.
(Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, так как две грамматические основы: получалось; я выделяла).
Сложноподчинённое, состоит из двух частей: главной (1 часть) и придаточной (2 часть), части связаны подчинительным союзом что.
Первая: односоставное, безличное, полное, нераспространённое, неосложнённое.
Вторая: двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое.
2. Найдите и выпишите: а) сложное предложение с сочинительной связью, осложнённое однородными членами предложения; б) сложное предложение с подчинительной связью, осложнённое обособленным дополнением; в) сложное предложение с бессоюзной связью, осложнённое обособленным обстоятельством. Выполните синтаксический разбор выписанных вами предложений.
а) 1) Чётко сформулировать какую-нибудь мысль было для Сеньки ужасной мукой, 2) и за эти свои мучения он ненавидел литературу, а заодно и меня.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, так как имеет две грамматические основы: сформулировать было мукой; он ненавидел.
Сложное предложение с сочинительной связью, части соединены сочинительным союзом и, состоит из двух простых предложений.
• Первое: двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое.
• Второе: двусоставное, полное, распространённое, осложнённое однородными дополнениями.
Схема:
б) 1) Я знала, 2) что за моими взаимоотношениями с сыном следит, 3) кроме Вани, ещё один человек.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, так как имеет три грамматические основы: я знала; следит человек.
Сложное предложение с подчинительной связью, части соединены союзом что, состоит из двух частей: главной (1 часть) и придаточной (2 часть).
• Первая: двусоставное, полное, нераспространённое, неосложнённое.
• Вторая: двусоставное, полное, распространённое, осложнённое обособленным дополнением.
Схема:
в) 1) Голубкина ребята прозвали Вороном: 2) он словно кружил над классом, ко всем приглядываясь и всех в чём-то подозревая.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, так как имеет две грамматические основы: ребята прозвали; он кружил.
Сложное предложение с бессоюзной связью, части соединены интонационно, состоит из двух простых предложений: второе предложение поясняет первое.
• Первая часть: двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое.
• Вторая часть: двусоставное, полное, распространённое, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3. Среди предложений 25—30 найдите простые односоставные, определите их вид и укажите грамматические основы.
Не выхлопатывает ли себе какие-то привилегии?
(Односоставное, определённо-личное).
Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька.
(Односоставное, безличное).
4. Какой стилистический приём используется в предложениях 5, 6? Найдите в тексте ещё пример использования этого стилистического приёма.
В предложениях 5, 6 используется парцелляция. Ещё пример использования этого стилистического приёма:
Когда Володя, прихрамывая на правую ногу, направлялся к доске, Голубкин провожал его недоверчивым взглядом: а уж не притворяется ли он? Не выхлопатывает ли себе какие-то привилегии?
5. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Определите, как связаны части этого предложения.
Ни в одной педагогической книге не сказано, что должен делать учитель, если прямо под носом, на первой парте возле окна, сидит его сын.
Три грамматических основы; части соединены с помощью подчинительного союзного слова «что» и подчинительным союзом «если».
6. Охарактеризуйте предложение 2.
1) простое, осложнённое обособленным обстоятельством
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
3) Сложноподчинённое.
7. Определите функцию союза а в предложении 17.
1) соединяет части сложного предложения
2) противопоставляет однородные члены предложения
2) Противопоставляет однородные члены предложения.
8.Среди предложений 21—27 найдите предложение, в котором сочинительный союз соединяет части сложного предложения.
1) Чётко сформулировать какую-нибудь мысль было для Сеньки ужасной мукой, 2) и за эти свои мучения он ненавидел литературу, а заодно и меня.
9. Соотнесите стилистические фигуры с предложениями, в которых они содержатся.
1) градация а) 12
2) синтаксический параллелизм 6)13, 14
3) риторическое восклицание в) 18, 19
1) градация — а) 12;
2) синтаксический параллелизм — в) 18, 19;
3) риторическое восклицание — б) 13, 14.
10. Как вы понимаете значение выражений наставлять на путь добродетели, носить фразу за пазухой? К какому пласту лексики вы отнесёте данные выражения?
Выражение "наставлять на путь добродетели" означает направлять человека на правильный, нравственный путь, учить его отличать добро от зла, помогать в выборе правильных поступков. Это выражение относится к фразеологизмам книжного стиля, так как используется в литературе, чтобы передать мысль о воспитании и моральном наставничестве.
Выражение "носить фразу за пазухой" означает постоянно обдумывать некое выражение или фразу, намереваясь использовать её в нужный момент. Это образное выражение относится к разговорной лексике, так как передаёт скрытые намерения человека и имеет эмоциональную окраску.
11. Проведите лексический анализ слов коварный. добродетели.
Коварный
1. Коварный — таящий угрозу, хотя внешне дружелюбный или безопасный.
2. Слово употреблено в прямом значении.
3. Однозначное.
4. Синонимы: лукавый, скрытный. Антонимы: бесхитростный, открытый.
5. Относится к книжной лексике.
6. Общеупотребительное.
7. Используется в современном русском языке.
8. Исконно русское.
Добродетели
1. Добродетель — высшее духовное качество личности, например, отзывчивость, верность, порядочность, скромность, великодушие и многие другие, влияющие на все стороны человеческой жизни.
2. Слово употреблено в прямом значении.
3. Однозначное.
4. Синонимы: достоинство, совершенство. Антонимы: недостаток, порок.
5. Относится к книжной лексике.
6. Книжное.
7. Устаревшее, архаизм.
8. Исконно русское.
12 Раскройте смысл выделенного фрагмента текста в виде сочинения-рассуждения. Каких людей имеет в виду автор? Как вы думаете, почему они так себя ведут?
Смысл выделенного фрагмента текста в виде сочинения-рассуждения
В данном фрагменте автор описывает людей, которые не могут радоваться чужим успехам и достижениями. Они стремятся принизить заслуги окружающих, находя во всем скрытые мотивы и умаляя ценность побед. Такие люди склонны искать «второе дно», указывая на мнимые привилегии или случайные обстоятельства, которые якобы привели к успеху других. Они видят в чужих радостях угрозу своему внутреннему комфорту и поэтому реагируют с недоверием, сарказмом или даже открытой неприязнью.
Причина такого поведения кроется в их внутренней неуверенности и нереализованных амбициях. Им сложно принять чужие достижения, потому что это заставляет их ещё больше задумываться о собственных неудачах. Зависть и обида становятся их постоянными спутниками. Наблюдая за другими, они испытывают потребность найти оправдание своим собственным слабостям, и это вынуждает их приписывать чужим успехам нечестные методы или вмешательство обстоятельств.
Поведению таких людей часто сопутствует пассивная агрессия. Они не вступают в прямую конфронтацию, но используют ироничные комментарии и поддевки, чтобы обесценить достижения других. В их репликах слышатся слова: «Всё наряжаетесь...», «Всё отдыхаете…», как будто человеку непозволительно радоваться или заботиться о себе. Такое поведение рождается из желания принизить ценность того, что они сами не могут иметь или позволить себе. Иными словами, им неприятно видеть, что кто-то живёт по-другому, что кто-то счастлив, уверен в себе и получает удовольствие от жизни. Это нарушает их привычное представление о том, что все должны находиться в равных условиях — в условиях посредственности.
Именно зависть заставляет таких людей искать недостатки там, где их нет, и выражать недовольство, даже когда повода нет. Им проще приписать чужие успехи «везению», чем признать свою пассивность или страх перед переменами. Глубокое недовольство собой и миром делает их хронически несчастными, и они стараются разрушить радость других, чтобы уравновесить это внутреннее ощущение. Таких людей можно встретить в самых разных сферах жизни, и общение с ними всегда оставляет ощущение тревоги и неприятного осадка, так как их критика и поддевки лишены объективности и справедливости.
В конечном счёте, подобное поведение отражает их потребность доказать, что мир несправедлив ко всем, а чужие победы — это не результат труда и таланта, а лишь счастливое стечение обстоятельств. Но, к сожалению, такое отношение приносит лишь временное облегчение, не решая их внутренних проблем и не меняя их жизненные установки.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением