Анализируем текст Параграф 20 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
Анализируем текст
1. Прочитайте текст. О чём он? Как его можно озаглавить? Определите тип и стиль речи текста. На какие признаки текста вы будете опираться?
1 Мне попала соринка в глаз. 2 Пока я сё вынимал, в другой глаз ещё попала соринка. 3 Тогда я заметил, что ветер несёт на меня опилки, которые тут же ложатся дорожкой в направлении ветра. 4 Значит в той стороне, откуда был ветер, кто-то работал над сухим деревом.
5 Я пошёл на ветер по этой белой дорожке опилок и скоро увидел, что это две самые маленькие синицы-гайки работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых в гнилой древесине. 6 Работа шла так бойко, что птички на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево. 7 Я терпеливо смотрел на них в бинокль, пока наконец от одной гаечки на виду остался лишь хвостик. 8 Тогда я тихонько зашёл с другой стороны, подкрался и то место, где торчал хвостик, покрыл ладонью. 9 Птичка в дупле не сделала ни однот движения и сразу как будто умерла. 10 Когда я принял ладонь и потрогал пальцем хвостик, гаечка лежала и не шевелилась. 11 А другая гаечка сидела на ветке в двух-трёх шагах и попискивала. 12 Можно было догадаться, что она убеждала подругу лежать как можно смирнее... 13 Я не стал мучить птичку, отошёл в сторону и наблюдал, что будет дальше. 14 Мне пришлось стоять довольно долю, потому что свободная гайка видела меня и предупреждала пленницу свистом, чтобы та полежала немного. 15 Так я стоял очень долго, пока наконец свободная гайка не пропищала совсем особенным голосом, чтобы пленница вылезала. 16 Хвост исчез. 17 Показалась головка с чёрной полоской на щеке... 18 Гаечка пискнула и выпорхнула. (По М. Пришвину)
Текст о том, как автор наблюдал в лесу за синичками-гаечками.
Заголовок: «Умные синички-гаечки».
Тип текста – повествование, стиль речи – художественный. При типа речи определении я опирался на вопрос «что произошло?», на который отвечает текст, а также на то, что в тексте много глаголов, показывающих последовательные действия.
При определении стиля речи я опирался на то, что в нём используются выразительные языковые средства, эмоционально-экспрессивная лексика, автор выражает своё отношение к предметам.
2. Укажите «лишнее» предложение в каждом ряду.
1)2,4,12 2)4,8,10 3)3,7,14
1) Лишнее – 12. 2) Лишнее – 4. 2) Лишнее – 3.
3. Определите, в каком ряду указаны сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным.
1)3,5,12 2) 13,14,15 3)7,12,13
1) 3, 5, 12.
4. В предложениях 9—15 укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.
СПП с придаточным причины:
(14) Мне пришлось стоять довольно долго, потому что свободная гайка видела меня и предупреждала пленницу свистом, чтобы та полежала немного.
5. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным в предложениях 14—18.
СПП с придаточным изъяснительным:
(14) Мне пришлось стоять довольно долго, потому что свободная гайка видела меня и предупреждала пленницу свистом, чтобы та полежала немного.
(15) Так я стоял очень долго, пока наконец свободная гайка не пропищала совсем особенным голосом, чтобы пленница вылезала.
6. Определите вид придаточного предложения 8.
1) изъяснительное 2) определительное 3) места
2) определительное
7. Укажите количество грамматических основ предложения 3. Определите, чем выражены грамматические основы.
Тогда я заметил, что ветер несёт на меня опилки, которые тут же ложатся дорожкой в направлении ветра.
В предложении три грамматических основы: я заметил; ветер несёт; которые ложатся.
8. Укажите верную характеристику предложения 9.
1) простое, не осложнено
2) простое, осложнено сравнительным оборотом
3) сложноподчинённое с придаточным сравнения
2) простое, осложнено сравнительным оборотом.
9. Чем является слово где в предложении 8?
1) союзом 2) союзным словом
Слово «где» в предложении 8 является:
2) союзным словом.
10. Выпишите из текста сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия. Выполните его синтаксический разбор.
Работа шла так бойко, что птички на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (две грамматические основы: 1 – работа шла; 2 – птички уходили), союзное, СПП с придаточным меры и степени, утвердительное;
1) главная часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое;
2) придаточная часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
[ – = так], (что – = ).
11. Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме:
Разберите каждую его часть как простое предложение.
1Тогда я заметил, 2что ветер несёт на меня опилки, 3которые тут же ложатся дорожкой в направлении ветра.
1) главная часть: предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое;
2) придаточная часть: предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое;
3) придаточная часть: предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
12. Подберите самостоятельно или придумайте своё предложение, соответствующее этой схеме.
Ольга Матвеевна сказал, что завтра мы будем сажать липы, которые школе передал спонсор.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением