Анализируем текст Параграф 12 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение  Анализируем текст1. Прочитайте отрывок из романа «Они сражались за Родину». Какие типы речи есть в тексте? Какие изобразительные возможности языка художественной...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
Анализируем текст
1. Прочитайте отрывок из романа «Они сражались за Родину». Какие типы речи есть в тексте? Какие изобразительные возможности языка художественной литературы использовал писатель в этом отрывке?
1 Любуясь помолодевшим после ночного дождя лесом, Стрельцов задумчиво сказал: «Красота-то какая, а?»
2 Лопахин покосился на приятеля, но ничего нс ответил. 3 Стиснув зубы, устремив немигающий взгляд воспалённых глаз туда, где за меловым бугром правобережья бурой, зловещей тучей вставала пыль, он молча вслушивался в издавна2 знакомые, грозные шумы большого наступления.
4 Лопахин тоже любил природу и любил её так, как только может любить человек, долгие годы жизни проведший3 в тяжёлом труде под землёй. 5 Иногда даже в окопах, в короткие промежутки затишья, он успевал полюбоваться ею. (б) То белое, как лебедь, облако величественно проплывало в задымлённом фронтовом небе, то какой-нибудь полевой цветок доверчиво приютился на краю старой воронки; и казались они рядом с грудами мёртвой опалённой3 земли бессмертными в своей первобытной красоте...
7 Но сейчас Лопахин не видел ни пленительного очарования омытого дождём леса, ни печальной прелести доцветающего8 неподалёку2 шиповника. 8 Не видел ничего, кроме пыли, вздыбленной вражескими машинами, медленно тянувшейся на запад.
9 Там, на западе, в синеющих степях Придонья, полегли его убитые в боях товарищи, а далеко на западе остались родной город, семья, крохотный отцовский домик и чахлые клены, посаженные руками отца, круглый год припудренные угольной пылью, жалкие на вид, но неизменно радовавшие глаз, когда но утрам они с отцом, бывало, уходили на шахту. (Ш) Всё, что было в жизни дорого и мило сердцу, всё осталось там, иод властью немцев... (По М. Шолохову)
описание, повествование и размышление.
Типы речи:
1. Описание: В тексте встречаются элементы описания природы и настроения героев. Например, автор изображает природу после дождя, уделяя внимание деталям: "помолодевший после ночного дождя лес", "белое, как лебедь, облако", "полевой цветок доверчиво приютился на краю старой воронки". Эти элементы помогают передать не только внешний вид объектов, но и внутренние состояния персонажей.
2. Повествование: Основная линия событий сосредоточена на внутреннем состоянии Лопахина и его восприятии происходящего. Повествование представлено как череда действий и реакций персонажей: "Стрельцов задумчиво сказал", "Лопахин покосился", "он молча вслушивался". Такие фразы показывают смену действий и событий в сознании героев.
3. Размышление: Размышление представлено через внутренний монолог Лопахина. Описываются его воспоминания о мирной жизни и мыслях о доме и семье, что показывает его переживания и глубокую связь с родным местом: "Всё, что было в жизни дорого и мило сердцу, всё осталось там, под властью немцев..."
Изобразительные средства языка:
1. Эпитеты: "бурой, зловещей тучей", "пленительное очарование", "печальная прелесть". Эти слова помогают подчеркнуть эмоциональное восприятие героев.
2. Сравнения: "белое, как лебедь, облако". Сравнение усиливает восприятие красоты природы, противопоставляя её ужасам войны.
3. Метафоры: "вздыбленная пыль", "немигающий взгляд воспалённых глаз". Метафоры передают атмосферу тревожного ожидания и напряженности.
4. Антитеза: Описание природы ("облако величественно проплывало", "полевой цветок доверчиво приютился") контрастирует с военной обстановкой ("груды мёртвой опалённой земли"), подчёркивая конфликт мирного и разрушительного.
5. Инверсии и сложные синтаксические конструкции: Автор использует инверсии и многоуровневые конструкции для создания плавности и мелодичности текста, что помогает передать глубину чувств и сосредоточенность на внутренних переживаниях.
Таким образом, Шолохов использует различные типы речи и богатые изобразительные средства для создания эмоционально насыщенного и многогранного текста, раскрывающего внутренний мир героев в сложных условиях военного времени.
Издавна, неподалёку.
Проведший (человек)
1. Проведший (человек) — особая форма глагола — причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Начальная форма — проведший.
3. Образовано от глагола провести.
4. Морфологические признаки. Постоянные: действительное, совершенного вида, прошедшее время, невозвратное, переходное; непостоянные: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
5. В предложении является определением: человек (какой?) проведший.
2. Выпишите сложные предложения с сочинительной связью, выполните их синтаксический разбор и объясните знаки препинания.
1) То белое, как лебедь (запятые выделяют сравнительный оборот), облако величественно проплывало в задымлённом фронтовом небе (запятая разделят части сложносочиненного предложения, соединенного повторяющимся союзом ТО/ТО), 2) то какой-нибудь полевой цветок доверчиво приютился на краю старой воронки (точка с запятой разделяет части сложносочиненного предложения, которые настолько отдалены друг от друга по смыслу, что их можно преобразовать в два самостоятельных предложения); 3) и казались они рядом с грудами мёртвой опалённой земли бессмертными в своей первобытной красоте.
По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации — невосклицательное.
Первая грамматическая основа — облако проплывало; облако — подлежащее, выражено сущ. в форме ед. ч., И. п.; проплывало — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме прош. вр., изъяв. накл., сов. в., ед. ч., ср. р.
Вторая грамматическая основа — цветок приютился; цветок — подлежащее, выражено сущ. в форме ед. ч., И. п.; приютился — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме прош. вр., изъяв. накл., сов. в., ед. ч., м. р.
Третья грамматическая основа — они казались; они — подлежащее, выражено местоимение в форме мн. ч., И. п.; казались бессмертными — составное именное сказуемое, выражено глаголом в форме прош. вр., изъяв. накл., сов. в., мн. ч. и прил. во мн. ч.
В предложении три грамматические основы. Значит, предложение сложное, состоит из трёх частей. Между частями перед союзами то ставятся запятые. Между частями отношения соединительные: перечисление и присоединение.
Части сложного предложения связаны соединительным повторяющимся союзом то... то и соединительным союзом и.
Первая часть То белое, как лебедь, облако величественно проплывало в задымлённом фронтовом небе — предложение простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено сравнительным оборотом.
Вторая часть то какой-нибудь полевой цветок доверчиво приютился на краю старой воронки — предложение простое, двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое.
Третья часть и казались они рядом с грудями мёртвой опалённой земли бессмертными в своей первобытной красоте — предложение простое, двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое.
1) Там, на западе (запятые выделяют уточнение), в синевших степях Придонья (запятая выделяет однородное уточнение), полегли его убитые в боях товарищи (запятая разделяет части сложного предложения с сочинительной связью), 2) а далеко на западе остались родной город, семья, (запятые разделяют однородные подлежащие) крохотный отцовский домик и чахлые клёны, (причастный оборот) посаженные руками отца, (однородные определения) круглый год припудренные угольной пылью, (однородные определения) жалкие на вид, (однородные определения) но неизменно радовавшие глаз (запятая разделяет главную и придаточную части), 3) когда по утрам они с отцом, бывало (запятые выделяют вводное слово), уходили на шахту.
По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации — невосклицательное.
Первая грамматическая основа — товарищи полегли; товарищи — подлежащее, выражено сущ. в форме мн. ч., И. п.; полегли — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме прош. вр., изъяв. накл., сов. в., мн. ч.
Вторая грамматическая основа — город, семья, домик и клёны остались; город, семья, домик, клёны — подлежащие, выражены сущ. в форме ед. ч. и мн. ч., И. п.; остались — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме прош. вр., изъяв. накл., сов. в., мн. ч.
Третья грамматическая основа — они с отцом уходили; они с отцом — подлежащее, выражено словосочетанием в И. п.; уходили — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме прош. вр., изъяв. накл., сов. в., мн. ч.
В предложении три грамматические основы. Значит, предложение сложное, состоит из трёх частей. Между частями перед союзом а и союзом когда ставятся запятые. Между частями (1 и 2) отношения противительные: сопоставление, сочинительная связь; 2 и 3 части связаны подчинительной связью.
Части сложного предложения связаны сочинительным противительным союзом а и подчинительным союзом когда.
Первая часть Там, на западе, в синевших степях Придонья, полегли его убитые в боях товарищи — предложение простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено уточнениями.
Вторая часть а далеко на западе остались родной город, семья, крохотный отцовский домик и чахлые клёны, посаженные руками отца, круглый год припудренные угольной пылью, жалкие на вид, но неизменно радовавшие глаз — предложение простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено однородными подлежащими и однородными определениями.
Третья часть когда по утрам они с отцом, бывало, уходили на шахту — предложение простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено вводным словом.
3. Укажите значения сочинительных союзов в тексте. Какие из них могут иметь омонимы?
(2) Но — противопоставление.
(4) Тоже — добавление чего-то к чему-то; омоним: то же — местоимение с частицей же.
И — присоединение.
(6) То … то — последовательность; и — присоединение.
(7) Но — противопоставление; ни … ни — перечисление.
(9) А — сопоставление.
4. Какой сочинительный союз является средством связи предикативных частей в предложении 9? Каково его значение? Назовите ещё средства связи предикативных частей в предложении 9.
Сочинительный союз, являющийся средством связи предикативных частей в предложении 9 — «а» со значением «сопоставление». Другие средства связи предикативных частей в предложении 9 — подчинительный союз «когда».
5. Выделите грамматическую основу предложения 8.
1) не видел ничего 2) не видел ныли 3) нс видел
Грамматическая основа предложения 8: 3) не видел.
6. В каком предложении есть составное именное сказуемое?
1)6 2)7 3)10
Составное именное сказуемое есть в предложениях 6 (казались бессмертными) и 10 (было дорого и мило).
7. Определите вид связи в словосочетаниях любуясь лесом, задумчиво сказал, за меловым бугром, грозные шумы, годы жизни, про межутки затишья, во фронтовом небе, в своей красоте. Какие из них можно заменить синонимичными словосочетаниями с другим видом связи?
Любуясь лесом — управление, задумчиво сказал — примыкание, за меловым бугром — согласование (бугром из мела — управление), грозные шумы — согласование, годы жизни — управление (жизненные годы) — добавочное, промежутку — управление, во фронтовом небе — согласование (в небе фронтовом — управление), в своей красоте — согласование.
8. Определите лексическое значение слова красота в предложении 1. Какие контекстуальные синонимы можно подобрать к этому слову?
В предложении 1 слово «красота» обозначает эстетическую привлекательность, гармоничность и приятность окружающего ландшафта, которую видит герой после ночного дождя. В данном контексте это слово передает не только физическую красоту природы, но и её успокаивающее, умиротворяющее воздействие на человека.
Контекстуальные синонимы к слову «красота»:
• Прелесть,
• Очарование,
• Величие,
• Пленительность.
Эти слова передают эмоциональное восприятие природы Стрельцовым, подчеркивая его умиротворение и способность наслаждаться окружающим миром даже в условиях военного времени.
9 Почему Лопахин не замечал красоты, очарования природы, которые видел Стрельцов? Подберите аргументы из текста. Свой ответ оформите в виде сочинения. Подумайте, какой тип и стиль речи вы будете использовать.
Сочинение
В отрывке из романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину» писатель противопоставляет восприятие природы двумя персонажами — Стрельцовым и Лопахиным. Если первый, любуясь обновленным после дождя лесом, видит в нем красоту и умиротворение, то второй полностью сосредоточен на тяжести войны и боли утрат. Это различие в восприятии отражает внутреннее состояние героев и их эмоциональную готовность воспринимать окружающий мир.
Лопахин, как и Стрельцов, тоже любил природу, что подтверждается словами автора: «Лопахин тоже любил природу и любил её так, как только может любить человек, долгие годы жизни проведший в тяжёлом труде под землёй». Однако его восприятие в этот момент затуманено тяжелыми воспоминаниями о погибших товарищах и разрушенной мирной жизни. Лопахин не видит «пленительного очарования омытого дождём леса» и «печальной прелести доцветающего шиповника». Всё его внимание поглощено «пылью, вздыбленной вражескими машинами», которая символизирует врага, несущего смерть и разрушения.
Главный аргумент, объясняющий неспособность Лопахина заметить красоту природы, заключается в его внутренних переживаниях и утрате. Его мысли сосредоточены на воспоминаниях о «убитых в боях товарищах», о родном доме и семье, оставшихся под властью врага: «Всё, что было в жизни дорого и мило сердцу, всё осталось там, под властью немцев». Для Лопахина красота природы утратила своё значение, потому что все его личные радости и смысл жизни остались далеко в прошлом.
Таким образом, причиной, по которой Лопахин не замечает красоты окружающего мира, является его душевная травма и неспособность отвлечься от горечи утрат и военных реалий. Это показывает, как сильно война меняет человека, лишая его способности видеть радость даже в самых привычных вещах.
Тип речи: рассуждение.
Стиль речи: художественно-публицистический, так как используется анализ внутреннего состояния персонажа и эмоциональная оценка его переживаний.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением