Ответы на вопросы на стр.99 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Проверьте себя 1. Прочитайте статью и обсудите её в классе. Подтвердите слова С. Я. Маршака примерами из пушкинских сказок, которые вы читали.Статья, которая...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Проверьте себя
1. Прочитайте статью и обсудите её в классе. Подтвердите слова С. Я. Маршака примерами из пушкинских сказок, которые вы читали.
Статья, которая приводится в учебнике, очень глубоко анализирует мастерство А.С. Пушкина в его сказках, подчёркивая, как его поэтическое искусство проявляется в лаконичности и выразительности каждого слова. Давайте обсудим ключевые моменты, которые можно подтвердить примерами из пушкинских сказок.
1. Лаконичность и выразительность языка: Маршак отмечает, что Пушкин умеет передавать глубокие чувства и живые образы минимальным количеством слов. Примером может служить отрывок из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях", где буквально несколькими строками передана вся трагичность момента:
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Здесь строки передают не только действия, но и глубокое чувство, подчёркнутое словом "тяжелёшенько". Это слово настолько точно и проникновенно описывает состояние героини, что целые страницы прозы не смогли бы выразить это лучше.
2. Единство формы и содержания: Стихотворный ритм в сказках Пушкина, как указывает Маршак, усиливает смысловую нагрузку. Взглянем на "Сказку о царе Салтане":
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах...
Здесь ритм сам по себе передает динамику движения корабля по морю, создавая ощущение свободы и быстроты.
3. Глубокая мораль, не выраженная прямо: Пушкинская сказка не навязывает мораль, а вплетает её в саму ткань повествования. Например, в "Сказке о рыбаке и рыбке" вся мораль заключается в постепенном, но неизбежном падении жадной старухи, которая, требуя всё больше и больше, в итоге остаётся у разбитого корыта. Сама моральная идея развернута через последовательность событий, а не через прямое назидание.
4. Наследие народной сказки: Пушкин, следуя традициям народной сказки, сохранил простоту и ясность языка, что делает его произведения доступными и понятными любому читателю, будь то ребёнок или взрослый. В его сказках сохраняется традиционная структура и ритм, что помогает сохранять связь с фольклором.
Таким образом, примеры из сказок Пушкина полностью подтверждают слова С.Я. Маршака о том, что каждое слово в пушкинских произведениях имеет огромное значение и несёт в себе глубокий смысл. Эти сказки не только развлекают, но и воспитывают, учат ценить простоту и глубину настоящего поэтического слова.
2. При чтении сказок вслух постарайтесь учесть сказанное С. Я. Маршаком и выразить мысли и чувства поэта, заложенные в сказках.
Чтение вслух, с учетом сказанного в тексте Маршака.
Чтобы выразить мысли и чувства поэта, заложенные в сказках Пушкина, при чтении вслух, важно учитывать несколько аспектов, о которых говорил С.Я. Маршак.
1. Лаконичность и выразительность
Внимательно относитесь к каждому слову. Пушкин использует слова экономно, но каждое из них имеет большое значение. Например, в строках «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла» особое внимание следует уделить интонации. Прочитайте слово «тяжелёшенько» с лёгкой грустью, отражая всю тяжесть и скорбь момента. Слово «восхищенья» должно прозвучать с удивлением и эмоциональным надрывом, что подчёркивает трагичность происходящего.
2. Ритм и динамика
Ритм в стихах Пушкина играет ключевую роль в передаче настроения и динамики. В строках «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» следует передать лёгкость и движение, подчёркивая мелодичность и ритмичность. Это создаёт ощущение движения и свободы. Плавно, но быстро прочтите эти строки, как будто ветер действительно гонит корабль по волнам.
3. Глубокая мораль
Пушкинская мораль не всегда лежит на поверхности, но она пронизывает всё произведение. Читая строки, такие как «Оставайся ты у нашего разбитого корыта», важно подчеркнуть горечь и иронию этого момента. Здесь следует сделать акцент на последних словах, произнося их медленно и с акцентом на сожаление, чтобы подчеркнуть моральную суть сказки.
4. Связь с народной традицией
Пушкин часто черпал вдохновение из народных сказок, и это должно отражаться в вашем чтении. Читайте с интонацией, которая напоминает народное пение или сказание. Например, вступительные строки сказок могут быть прочитаны с лёгким ритмом, как будто рассказывается старинная сказка у костра.
5. Передача эмоционального состояния персонажей
Когда Пушкин описывает чувства героев, важно передать эти эмоции через голос. Например, если царица вздыхает «тяжелёшенько», это вздох должен прозвучать в вашем голосе, передавая её внутреннюю боль и отчаяние.
Практический совет
Перед чтением попробуйте несколько раз проговорить текст, акцентируя внимание на ключевых словах и выражениях. Попробуйте почувствовать настроение каждого фрагмента и передать его через интонацию, паузы и темп чтения.
Таким образом, ваше чтение вслух не просто донесёт текст до слушателей, но и передаст им все те чувства и мысли, которые Пушкин вложил в свои сказки.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением