Упр.99 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 99 1 Прочитайте отрывок из книги «Великие имена. Русские лингвисты» о выдающемся отечественном лингвисте Александре Афанасьевиче Потебне. Определите тип и стиль речи...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
99 1 Прочитайте отрывок из книги «Великие имена. Русские лингвисты» о выдающемся отечественном лингвисте Александре Афанасьевиче Потебне. Определите тип и стиль речи текста.
Выдающийся русский филолог Александр Афанасьевич По-тебня (1835 1891) отличался необычайной широтой научных
интересов и энциклопедическими знаниями. Это проявилось в его трудах, которые посвящены русской фонетике, звуковому строю русского языка, различиям южных и северных русских говоров, истории основных грамматических категорий.
Ещё в молодости он получил блестящую языковую подготовку. Так, в 1862 году Александр Афанасьевич обрабатывает курс своих университетских лекций и выпускает книгу под названисм «Мысль и язык». В этой работе молодой 26-летний ученый показал себя думающим и зрелым философом языка и сформулировал ряд оригинальных и глубоких теоретических положений. Он рассматривает язык как деятельность, как творчество, неразрывно связанные с мышлением: «Язык это средство не столько выражать уже готовую истину, сколько открывать прежде неизвестную».
Центральной единицей языка Потебня считает слово. Именно оно, с точки зрения учёною, служит основным средством создания и развития мысли. Потебня разграничивает внешнюю форму слова, содержание и внутреннюю форму, или этимологическое значение слова: «Внешняя форма нераздельна с внутренней, меняется вместе е нею, без неё перестаёт быть сама собою...»
Основной труд великого лингвиста «Из записок русской грамматики» (в 4 томах) содержит принципиально новый подход к изучению частей речи. Потебня считал, что рассматривать части речи можно только на основе предложения. Для нею это классы слов, различающиеся синтаксической функцией и характеризующиеся исторической изменчивостью. По образному выражению учёного, глагол, «одержавши победу над именем», стал основой двусоставного предложения, без которого предложение невозможно. Двучленное предложение — основная синтаксическая единица, которая может быть представлена двумя типами: глагольным и глагольно-именным предложением. Односоставные предложения он рассматривал как преобразования исходного глагольною предложения. Исследователь ввёл термины для описания структуры предложения. Кроме подлежащего и сказуемого, он выделил определение и дополнение, связку и именную часть сказуемого.
А.А. Потебня пересмотрел предложенный Ф.И. Буслаевым состав знаменательных и служебных частей речи и показал, что числительные и местоимения должны относиться к словам знаменательным. Эта точка зрения закрепилась в отечественной грамматике. В 1875 юду за книгу «Из записок русской грамматики» А.А. Потебня получил Ломоносовскую премию.
Ученый считал, что слово максимально близко художественному произведению: каждое слово выражает образ и, следовательно, представляет собой произведение искусства. Эта идея Потебни и определила принципы анализа художественного произведения.
Работы Александра Афанасьевича Потебни внесли огромный вклад в развитие лингвистической науки, фольклористики, литературоведения. До сих пор лингвисты и филологи открывают в творческом наследии великого учёного свежие мысли, оригинальные идеи, учатся методической тщательности анализа языковых фактов. (Н. Николина)
Текст представляет собой научно-популярное изложение, так как автор рассказывает о жизни и научной деятельности А.А. Потебни, используя элементы научного стиля (точные термины, логичность изложения), но с сохранением доступности для широкой аудитории. Стиль текста — научно-популярный.
2. Сформулируйте микротемы текста, запишите их в виде тезисов.
Микротемы текста:
1. Выдающийся русский филолог Александр Афанасьевич Потебня отличался необычайной широтой научных интересов и энциклопедическими знаниями.
2. Это проявилось в его трудах, которые посвящены русской фонетике, звуковому строю русского языка, различиям южных и северных русских говоров, истории основных грамматических категорий.
3. В 1862 году Александр Афанасьевич обрабатывает курс своих университетских лекций и выпускает книгу «Мысль и язык».
4. Он рассматривает язык как деятельность, как творчество, неразрывно связанные с мышлением.
5. Центральной единицей языка Потебня считает слово.
6. Потебня разграничивает внешнюю форму слова, содержание и внутреннюю форму, или этимологическое значение слова.
7. Основной труд великого лингвиста «Из записок русской грамматики» (в 4 томах) содержит принципиально новый подход к изучению частей речи.
8. Для него это классы слов, различающиеся синтаксической функцией и характеризующиеся исторической изменчивостью.
9. Двучленное предложение — основная синтаксическая единица, которая может быть представлена двумя типами: глагольным и глагольно-именным предложением.
10. А.А. Потебня пересмотрел предложенный Ф.И. Буслаевым состав знаменательных и служебных частей речи.
11. Ученый считал, что слово максимально близко художественному произведению.
12. Работы Александра Афанасьевича Потебни внесли огромный вклад в развитие лингвистической науки, фольклористики, литературоведения.
3. На основе тезисов составьте план текста. Опираясь на план, расскажите о научной деятельности А.А. Потебни.
План текста:
1. Биография и научная деятельность А.А. Потебни:
o Краткая биографическая справка.
o Основные научные интересы и достижения.
2. Философская работа «Мысль и язык»:
o Основные положения книги.
o Взгляды на язык как средство открытия истины.
3. Взгляды на слово и его функции в языке:
o Разграничение внешней и внутренней форм слова.
o Значение слова для формирования мысли.
4. «Из записок русской грамматики»:
o Принципиально новый подход к частям речи.
o Исследование синтаксиса и теория двусоставных предложений.
5. Переоценка классификации частей речи:
o Классификация знаменательных и служебных частей речи.
o Введение новых терминов и категорий.
6. Связь языка и искусства:
o Представление слова как произведения искусства.
o Применение идей Потебни для анализа художественного текста.
7. Влияние трудов Потебни:
o Вклад в лингвистику, фольклористику и литературоведение.
o Современная значимость его идей.
4. Какая идея лингвиста определила принцип анализа художественного произведения? Объясните, как вы понимаете эту идею.
Идея Потебни о том, что слово максимально близко к художественному произведению, основана на том, что каждое слово выражает образ и представляет собой своего рода миниатюрное произведение искусства. Потебня считал, что в слове содержится не только значение, но и скрытые ассоциации, эмоциональная окраска и культурные смыслы. Поэтому в художественном произведении анализ слов помогает глубже понять не только их буквальный смысл, но и эмоциональное и культурное содержание, скрытое в тексте.
5. Объясните в виде сочинения-рассуждения смысл высказывания А.А. Потебни: «Язык — это средство не столько выражать уже готовую истину, сколько — открывать прежде неизвестную».
Сочинение-рассуждение
А.А. Потебня в своём высказывании подчёркивает значительную роль языка не только как инструмента передачи мыслей, но и как средства их формирования и открытия новых смыслов. Его идея заключается в том, что язык способен не просто фиксировать уже известные знания, а активно участвовать в процессе мышления, открывая новые горизонты познания.
Когда мы говорим или пишем, мы не просто воспроизводим то, что уже известно, а нередко выражаем новые идеи и мысли, которые рождаются в самом процессе речи. Например, создавая текст или рассуждая вслух, человек часто находит неожиданное решение или формулирует то, что ранее не было для него очевидным. Язык помогает увидеть скрытые закономерности, новые связи между явлениями, а иногда и выявить внутренние противоречия. Таким образом, язык не только оформляет наши мысли, но и сам по себе становится их источником.
Примером этого можно считать творчество писателей, поэтов, философов, которые посредством языка открывают новые истины о мире и человеке. В художественных произведениях слова не просто передают конкретные образы, но создают новые художественные смыслы и ассоциации. Именно поэтому каждое художественное произведение — это в первую очередь акт открытия, создания новой реальности через слово.
Таким образом, смысл высказывания Потебни в том, что язык — это не просто средство для выражения мысли, а механизм, с помощью которого эта мысль рождается и развивается. Язык и мышление неразрывно связаны, и без языка многие идеи остались бы непознанными, а истины — неоткрытыми.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением