Упр.98 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 98 1. Запишите отрывки из стихотворений, вставляя пропущенные буквы.1) Под голубыми н..бесами великолепными к..врами, бл..стя на солнце, снег лежит; прозрачный лес...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
98 1. Запишите отрывки из стихотворений, вставляя пропущенные буквы.
1) Под голубыми н..бесами великолепными к..врами, бл..стя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один черне..т, и ель сквозь иней зелено..т, и речка подо льдом бл..стит. (А. Пушкин) 2) Прилёг вздремнуть и у лафета, и слышно было до рассвета, как л..ковал француз. Но тих был наш бивак открытый: кто кивер чистил весь избитый, кто штык точил, ворча с..рдито, кусая длинный ус. (М. Лермонтов) 3) Деревья весело шумели, когда Вернулась к ним весна; и только ель одна меж ними была б..змолвна и мр..чна. (А Плещеев)
1) Под голубыми небесами великолепными (слов.) коврами (слов.), (запятая разделяет части сложного предложения с бессоюзной связью) блестя (чередование корней блест/блист, после корня нет суффикса -а, поэтому в корне е) на солнце, снег лежит; (точка с запятой разделяет части сложного предложения с бессоюзной связью, так как части слишком распространены) прозрачный (слов.) лес один чернеет (1 спр.), (запятая разделяет части сложного предложения с сочинит. связью) и ель сквозь иней зеленеет (1 спр.), (запятая разделяет части сложного предложения с сочинит. связью) и речка подо льдом блестит (чередование корней блест-блист, после корня нет суффикса -а, поэтому в корне е). (4 части)
2) Прилёг вздремнуть (дремлет) я у лафета, (запятая разделяет части сложного предложения с бессоюзной связью) и слышно было до рассвета, (запятая разделяет главную и придаточную части сложного предложения) как ликовал (слов.) француз. (3 части)
Но тих был наш бивак открытый: (двоеточие разделяет части сложного предложения с бессоюзной связью, вторая часть поясняет первую) кто кивер чистил весь избитый, (запятая разделяет части бессоюзного предложения) кто штык точил, (запятая выделяет деепричастный оборот) ворча сердито (сердится) кусая длинный ус. (3 части)
3) Деревья весело шумели, (запятая разделяет главную и придаточную части сложного предложения) когда вернулась (развёрнутый) к ним весна; (точка с запятой разделяет части сложного предложения с сочинительной связью, так как части слишком распространены) и только ель одна меж ними была безмолвна (приставка без-, гласная неизм.) и мрачна (мрачный). (3 части)
2. Объясните пунктуацию в предложениях. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите, сколько частей входит в состав каждого сложного предложения. Что вам в этом поможет?
Определить, сколько частей входит в состав каждого сложного предложения, поможет количество грамматических основ.
3. Назовите средства связи между частями сложного предложения. Составьте схемы предложений.
1) 1 и 2 части — интонационно; 2 и 3 части — сочинит. союз и; 3 и 4 части — сочинит. союз и.
[— =]; [— =], и [— =], и [— =].
2) 1 и 2 части — сочинит. союз и; 2 и 3 части — подчинит. союз как.
что?
[— =], и [— =], (как = —).
1 и 2 части — интонационно; 2 и 3 части — интонационно.
[— =]; [— =], [— =].
3) 1 и 2 части — подчинит. союз когда; 1 и 3 части — сочинит. союз и.
когда?
[— =], (когда = —); [— и ].
4. Историзмами или архаизмами являются выделенные слова? Определите лексическое значение этих слов.
Выделенные слова являются историзмами.
Лафет — станок артиллерийского орудия.
Кивер — военный головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана.
Бивак — привал, расположение войск вне населённого пункта.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением