Ответы на вопросы на стр.97-98 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном 1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите разницу...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите разницу между прозаической и стихотворной речью.
Прозаическая и стихотворная речь отличаются по структуре, ритму и выразительности. В прозаической речи, как в русских народных сказках, текст строится на простых предложениях, которые логично следуют друг за другом. Например, в сказке «Царевна-лягушка» повествование организовано прямолинейно: "Было у царя три сына. Вот как пришло время, царь и говорит своим сыновьям...". Здесь акцент делается на передаче событий, а язык остаётся простым и доступным для понимания.
В стихотворной речи, как у Пушкина в «Сказке о мёртвой царевне...», текст разбит на строки, обладающие ритмом и рифмой: "Три девицы под окном пряли поздно вечерком...". Стихи звучат музыкально и эмоционально, благодаря ритму и рифме. Такие тексты требуют большего внимания, но оставляют более яркое впечатление. Стихотворная речь, в отличие от прозаической, не только передаёт события, но и создаёт сильное эмоциональное воздействие за счёт выразительных средств языка, таких как метафоры и эпитеты.

2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».
Творческое задание
Ритм — это упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке, которое создаёт особое музыкальное звучание текста. В ритме отражается движение стиха, его «музыкальность» и темп.
В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин использует различные ритмические схемы, чтобы придать стихам живость и выразительность. Рассмотрим несколько примеров:
1. Хорей (чередование ударного и безударного слога):
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
В этом отрывке ритм создаётся за счёт чередования ударного слога ("три", "де", "под", "ном") и безударного ("ви", "цы", "ок", "ом").
2. Ямб (чередование безударного и ударного слога):
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Здесь ритм строится на противоположной схеме, где сначала идёт безударный слог ("свет", "мой", "же", "ри"), а затем ударный ("мой", "рка", "жи", "жи").
3. Дактиль (ударный слог с последующим двумя безударными):
Чудное яблочко древнее,
Как ты румянится! Ласково.
В этом отрывке присутствует дактиль, где ритм строится на последовательности одного ударного слога ("чуд", "ты") и двух безударных ("ное", "яб", "дре", "но").
Эти примеры показывают, как ритм в стихах Пушкина помогает создавать определённое настроение, поддерживать темп повествования и придавать тексту выразительность.

К вечеру «Сказки Пушкина» подготовьте выразительное чтение наизусть отрывка из сказки. Нарисуйте кадры мультфильма к наиболее интересным эпизодам из пушкинских сказок.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением