Ответы на вопросы на стр.96 Часть 1 ГДЗ Климанова Виноградская 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Климанова, Виноградская 4 класс, Просвещение:
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. О каких великих людях и событиях рассказывается в произведениях этого раздела? Расскажите о самых сильных впечатлениях. Подтвердите примерами из текстов.
В произведениях этого раздела действительно о значимых событиях русской истории и выдающихся людях, которые сыграли ключевую роль в судьбе нашего народа.
Среди них:
1. Ледовое побоище на озере Чудском — важная победа русского войска под предводительством Александра Невского над Ливонским орденом в 1242 году. В одном из текстов раздела описывается, как эта битва стала символом стойкости и решимости защитить свою землю от захватчиков. Александр Невский, проявив тактическую мудрость, смог одолеть сильного врага, и этот подвиг стал примером для будущих поколений.
2. Куликовская битва — великое сражение под руководством Дмитрия Донского, которое произошло в 1380 году и стало переломным моментом в борьбе с монголо-татарским игом. В произведении приводится сцена битвы, передана атмосфера решимости русских воинов, готовых отдать свою жизнь за свободу родной земли. Дмитрий Донской описан как смелый полководец, который воодушевил своё войско на борьбу и стал символом единства Руси.
3. Отечественная война 1812 года с Наполеоном — под руководством Михаила Кутузова русская армия смогла одержать победу над французами. В одном из текстов подробно рассказывается о полководческом мастерстве Кутузова, его способности принимать важные решения в критические моменты. Эта война показала силу духа русского народа, готового сражаться за своё Отечество.
4. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. — одно из самых трагических и героических событий XX века, где мужество советских людей спасло мир от фашизма. В произведениях упоминается Феликс Семёновский, который стал сыном полка и, несмотря на юный возраст, внёс свой вклад в борьбу с врагом. В одном из текстов описывается, как мальчик помогал солдатам, разделяя с ними трудности фронтовой жизни. История Семёновского трогает до глубины души, потому что показывает, как даже дети переживали тяготы войны и вносили свой вклад в Победу.
Эти примеры из произведений вдохновляют на патриотизм и гордость за наших предков, их подвиги напоминают нам о том, какой ценой был завоёван мир и свобода для нашей страны.
2. Как мы называем нашу Родину сейчас? А в старину? Вспомните, что рассказал о значении этого слова С. Романовский.
Сейчас мы называем нашу Родину Россия. В старину её называли Русь. В своём произведении С. Романовский рассказывает о значении этого слова, используя как современные, так и древние образы. Русь — это не просто страна, а особое место, где много рек и озёр, где люди живут у воды, в гармонии с природой.
Но Романовский раскрывает ещё одно, более глубокое значение слова «Русь», которое он услышал от старожилов северных деревень. Они объясняли, что «Русь» означает светлое место, место, где светит солнце. Всё, что связано со светом, добром и теплом, они называли Русью: «русый парень», «русая рожь» — всё это отражает свет и зрелость. Таким образом, слово «Русь» стало символом светлой, родной земли, источника тепла и жизни.
3. Прочитайте заключительные строки текста В. Пескова «Отечество». Объясните, почему писатель хотел, чтобы мы помнили о прошлом, ценили настоящее и не забывали заветы наших предков. Почему это важно для каждого человека?
Писатель В. Песков хотел, чтобы мы помнили о прошлом, ценили настоящее и не забывали заветы наших предков, потому что это помогает нам сохранять связь с нашей культурой, историей и ценностями, которые накапливались веками. Заключительные слова «Старое. Новое. Вечное.» подчёркивают мысль о том, что старое и новое — это неразделимые части одного целого. Прошлое передаёт нам знания и опыт, настоящее — это то, что мы создаём сейчас, а вечное — это ценности и традиции, которые остаются неизменными и помогают сохранять нашу идентичность.
Для каждого человека важно помнить о своих корнях, уважать историю и следовать мудрости предков, потому что это делает нас сильнее, помогает нам ориентироваться в жизни и делает нас частью большого и общего — нашей Родины.
4. Какими великими ценностями, кроме большой территории и богатых недр, одарила нас Россия? Прочитайте ещё раз текст И. Ильина на с. 58. Подумайте и сформулируйте свой ответ.
Помимо большой территории и богатых недр, Россия одарила нас духовными и культурными ценностями, которые формируют нашу национальную душу и делают нас русскими. Как подчёркивает И. Ильин, Россия дала нам широту и вольность души, благодаря бескрайним просторам, которые воспитывают в нас чувство свободы и лёгкости.
Россия наделила нас непреходящей мудростью и доблестью, унаследованными от героической истории предков. Это история, наполненная примерами служения, храбрости и подвижничества. В ней отразились сила духа и стойкость, которые передаются из поколения в поколение.
Ещё одна великая ценность — это культура сердца, совести и чувства, духовные традиции, которые воспитали в нас способность к сочувствию, пониманию и готовность прийти на помощь.
И, конечно, Россия подарила нам великий, могучий и поющий русский язык, в котором заключена сама душа Родины. Этот язык объединяет нас, передаёт нашу культуру и наследие, позволяет выразить самые глубокие чувства и мысли.
Эти ценности — широта души, мудрость истории, культура сердца и родной язык — помогают нам чувствовать единство с Родиной, воспитывают в нас патриотизм и любовь к России, создавая духовную основу для каждого её гражданина.
5. Обратитесь к репродукциям картин И. Глазунова и П. Корина. Кто изображён на них? Какие чувства и мысли вложили художники в свои картины? Что изобразил А. Дейнека на своей картине? Расскажите, какие чувства она вызывает у вас.
На картине П. Корина изображён Александр Невский, великий русский полководец, который в XIII веке защищал Русь от шведских и немецких рыцарей. Художник вложил в этот образ величие, решительность и силу воина, готового защищать родную землю. Выражение лица Александра Невского, его стойкая поза и уверенность в глазах передают его непреклонную волю и мужество. Картина символизирует патриотизм и готовность отстаивать свою Родину любой ценой.
На картине И. Глазунова изображён Дмитрий Донской, другой великий полководец, который руководил русским войском в Куликовской битве в 1380 году. Художник изобразил его сдержанным и сосредоточенным, что подчёркивает его мудрость и ответственность перед народом. Дмитрий Донской выглядит как человек, глубоко осознающий важность своей миссии и силу, которую он должен проявить. Картина передаёт чувство уважения к этому герою и напоминает о значимости единства и силы духа в трудные моменты истории.
На картине А. Дейнеки «Оборона Севастополя» изображена сцена ожесточённого боя за Севастополь во время Великой Отечественной войны. Художник показал героизм и самоотверженность советских солдат, сражающихся за каждый метр родной земли. Картина вызывает чувство гордости за тех, кто защищал нашу страну, а также скорбь по тем, кто отдал свою жизнь. Яркие контрасты и динамика боя передают напряжение и трагизм момента, заставляя задуматься о цене, которую народ заплатил за Победу.
6. Выберите картину, которая вам больше всего понравилась. Составьте по ней рассказ.
На картине Александра Лактионова «Письмо с фронта» изображена сцена, наполненная теплотой и радостью. Картина переносит нас в один из солнечных дней Великой Отечественной войны, когда жители небольшой деревни получили долгожданное письмо от солдата.
В центре картины мы видим мальчика, который с улыбкой и восторгом читает письмо. Рядом с ним стоят взрослые и дети, внимательно слушающие каждое слово. Женщина, скорее всего, мать солдата, с радостью и облегчением смотрит на письмо, обнимая младшую дочь, которая, по-детски серьёзно, смотрит на происходящее. Рядом с ними стоит девушка с красной повязкой на руке, символизирующей её роль в помощи и поддержке фронта.
Солдаты на фронте были героями, и каждое письмо от них было как лучик света в эти тяжёлые времена. Картина передаёт атмосферу искренней радости и надежды, которые поддерживали людей в то время. Лица людей светятся теплом и любовью, а солнечный свет, проникающий в открытую дверь, символизирует надежду на скорое окончание войны и возвращение солдат домой.
Эта сцена вызывает чувство гордости и глубокого уважения к тем, кто ждал и верил, поддерживал друг друга и сохранял надежду в тяжёлые военные годы.
7. Какие стихи, прочитанные по теме, вы отобрали бы для выразительного чтения? Прочитайте их друг другу и оцените качество чтения. Какие правила культуры общения вы должны помнить?
Для выразительного чтения по теме я бы выбрала стихотворение Ю. Энтина «Прекрасное далёко». Оно наполнено мечтами о светлом будущем и призывает каждого задаться важными вопросами о своей ответственности перед собой и обществом. Стихотворение хорошо передаёт настроение надежды, внутренней решимости и обещания стать лучше.
При выразительном чтении важно соблюдать правила культуры общения, чтобы чтение было приятным и эффективным:
1. Уважайте друг друга: внимательно слушайте, когда кто-то читает, не перебивайте и не отвлекайте.
2. Следите за голосом: читайте чётко, выразительно, с правильными интонациями, чтобы передать настроение стихотворения.
3. Контакт с аудиторией: постарайтесь смотреть на слушателей и выражать эмоции, передавая задумку автора.
4. Оценивайте корректно и доброжелательно: после чтения обсудите, что понравилось, и дайте советы для улучшения, если это необходимо, без критики.
Эти правила помогут создать атмосферу уважения и поддержки, где каждый сможет раскрыться и донести свою интерпретацию стихотворения до аудитории.
8. Прочитайте строки из стихотворения В. Шефнера. Подумайте, какие важнейшие слова горячо произносит поэт? Почему среди этих слов есть слово «Родина»?
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
В стихотворении В. Шефнера важнейшими словами, которые поэт произносит с особым чувством, являются «Слава», «Родина», «Верность», «Свобода» и «Честь». Эти слова отражают самые ценные качества и идеалы, которые лежат в основе духовной культуры и нравственного сознания народа.
Слово «Родина» занимает среди них особое место, потому что оно воплощает не только место, где человек родился и вырос, но и источник силы и вдохновения, который формирует личность. Родина — это то, ради чего люди готовы защищать, трудиться и жить с достоинством. Она объединяет все остальные понятия: за свободу Родины сражались наши предки, во имя её славы они совершали подвиги, а верность и честь были и остаются нравственными ориентирами в служении ей.
9. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Найдите в библиотеке пословицы и поговорки, стихи и рассказы о Родине.
Для подготовки к читательской конференции по теме «Моя Родина» предлагаю следующий план:
1. Организация выставки книг о Родине
В библиотеке соберите книги, которые раскрывают тему Родины. Вот несколько примеров книг, которые можно включить в выставку:
• Поэзия о Родине:
o Сборники стихотворений Сергея Есенина, Александра Твардовского, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Фёдора Тютчева.
o Юрий Энтин «Прекрасное далёко» — стихотворение о мечтах о будущем и заботе о Родине.
• Проза о Родине:
o Александр Солженицын «Матрёнин двор» — рассказ о жизни русской деревни и её глубинной связи с Родиной.
o Борис Васильев «А зори здесь тихие…» — повесть о героизме и любви к Родине.
o Михаил Шолохов «Судьба человека» — рассказ о человеке, стойко перенёсшем испытания ради Родины.
• Историческая литература:
o Сборники народных сказок и былин, связанных с героями русской истории, такими как Александр Невский, Дмитрий Донской, Илья Муромец.
• Для младших школьников:
o Екатерина Серова «Моя Родина — Россия» — книга, в которой доступным языком рассказывается о России, её истории и природе.
2. Поиск пословиц и поговорок о Родине
Соберите пословицы и поговорки, которые передают важные мысли о любви к Родине, о долге и о патриотизме. Вот некоторые из них:
• «Родина — мать, умей за неё постоять».
• «Человек без Родины — что соловей без песни».
• «Где родился, там и пригодился».
• «За Родину и честь — хоть голову снесть».
• «На чужой стороне и весна не красна».
3. Подбор стихов и отрывков для чтения на конференции
Выберите несколько стихотворений и отрывков, которые участники могут прочитать. Вот несколько примеров:
• Стихи:
o Сергей Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…» — стихотворение о красоте русской земли и любви к Родине.
o Александр Твардовский «Я убит подо Ржевом» — стихотворение о героизме и памяти, посвящённое защитникам Родины.
o Фёдор Тютчев «Умом Россию не понять…» — стихотворение о непостижимости и уникальности России.
• Отрывки из прозы:
o М.А. Шолохов «Тихий Дон» — описание степей, природы России и её величия.
o Константин Паустовский «Золотая роза» — размышления о русском характере и народной душе.
4. Подготовка вопросов для обсуждения
На конференции можно предложить участникам обсудить следующие вопросы:
• Что для вас значит Родина? Почему важно любить и защищать её?
• Какие образы Родины встречаются в стихах и прозе? Как они отражают её красоту и величие?
• Как в произведениях передаётся чувство патриотизма? Какие герои особенно запомнились?
5. Подготовка участников к выразительному чтению
Проведите небольшой тренинг, где участники потренируются в выразительном чтении стихов и отрывков. Обсудите интонацию, ритм, особенности выражения эмоций.
6. Оформление стендов с пословицами, рисунками и фотографиями
Для создания атмосферы конференции можно оформить стенды с пословицами о Родине, репродукциями известных картин (например, «Богатыри» Виктора Васнецова), фотографиями природных пейзажей России, чтобы передать разнообразие её красоты.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением