Ответы на вопросы на стр.93-94 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном 1. Какое настроение создала у вас сказка А. С. Пушкина?Сказка А. С. Пушкина
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какое настроение создала у вас сказка А. С. Пушкина?
Сказка А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" создаёт у меня настроение, которое можно описать как смесь волшебства, лёгкой грусти, тревоги и, в то же время, надежды и радости.
Волшебство и таинственность: С самого начала сказки, когда мы знакомимся с царевной и её судьбой, в сюжете чувствуется атмосфера волшебства. Присутствие волшебного зеркальца, лесных богатырей и загадочных событий создаёт ощущение погружения в сказочный мир, где всё возможно.
Лёгкая грусть и тревога: Когда злая мачеха решает избавиться от царевны, настроение сказки становится более мрачным. Эпизоды, где царевна оказывается в лесу и падает в волшебный сон, вызывают грусть и сочувствие к героине. Читатель переживает за судьбу царевны, беспокоясь о том, что с ней будет дальше.
Надежда и радость: Несмотря на тревожные моменты, сказка дарит ощущение надежды. Семь богатырей, которые находят царевну и оберегают её, символизируют защиту и заботу, что приносит чувство спокойствия. Кульминационный момент, когда царевич Елисей пробуждает царевну своей любовью, вызывает радость и облегчение. Этот момент подчёркивает, что истинная любовь и преданность могут преодолеть все препятствия.
Удовлетворение и гармония: В конце сказки, когда справедливость восторжествовала, и царевна вновь обрела счастье с Елисеем, возникает чувство удовлетворения. Завершение сказки приносит гармонию и ощущение, что всё вернулось на свои места. Добро побеждает зло, и это создаёт финальное ощущение радости и умиротворения.
Таким образом, "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" создаёт сложное и богатое настроение, которое включает в себя элементы волшебства, тревоги и радости. Она вызывает у меня глубокие эмоции и оставляет после себя ощущение удовлетворения и веры в то, что добро всегда побеждает.
2. Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
В "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" особенно понравился образ царевны. Её доброта, скромность и терпение вызывают симпатию и уважение. Царевна предстает перед нами как олицетворение красоты, внутреннего благородства и силы духа. Её преданность и стойкость в трудные моменты заставляют сопереживать и восхищаться ею. Особенно трогательным кажется момент, когда она, несмотря на свою тяжелую судьбу, остаётся верна своим чувствам и надеется на возвращение царевича Елисея.
Царевич Елисей также вызывает положительные чувства. Его решимость и любовь к царевне, а также готовность преодолеть любые преграды ради её спасения, делают его настоящим героем. Он олицетворяет верность, силу и преданность — качества, которые всегда ценились в сказках и жизни.
Другие чувства вызвал образ мачехи — злой царицы. Её зависть и злоба, стремление быть первой и самой красивой делают её отрицательным персонажем. Мачеха вызывает не только страх, но и отвращение своей жестокостью и несправедливостью. Её действия приводят к драматическим последствиям, и именно она становится главной антагонисткой в этой истории.
Семь богатырей, которые нашли и приютили царевну, также вызывают симпатию. Они представляют собой коллективный образ силы и защиты. Их доброжелательность и желание помочь царевне делают их положительными героями, вызывающими уважение.
Таким образом, царевна и царевич Елисей — те герои, которые особенно понравились, благодаря своим благородным качествам, в то время как мачеха вызывает противоположные чувства, воплощая зависть и жестокость.
3. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?
В описании проводов царя и ожидания его царицей в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" грустное настроение создают несколько ключевых элементов.
1. Разлука и тоска: Описание того, как царь прощается с царицей и отправляется в дальний путь, сразу задаёт печальный тон. Сцена разлуки между царём и царицей, где они вынуждены расстаться на долгое время, вызывает ощущение тоски. Царица остаётся одна, и её одиночество подчёркивается отсутствием царя рядом.
2. Ожидание и тревога: Ожидание царицей возвращения мужа создаёт ощущение томительного ожидания и беспокойства. Она остаётся дома, думая о том, когда же царь вернётся, и это ожидание становится для неё источником грусти. Ожидание без определённости, когда неизвестно, сколько времени пройдёт до встречи, усиливает чувство печали.
3. Обретение ребёнка в одиночестве: Особенную грусть вызывает тот факт, что царица рождает ребёнка в одиночестве, без поддержки мужа. Это важное событие, которое должно быть радостным, омрачено отсутствием царя, и царица вынуждена пройти через это одна. Она не может разделить радость материнства с супругом, что делает этот момент особенно трогательным и грустным.
4. Образ одинокой царицы: Одиночество царицы подчёркивается её тихим, скромным образом. Она не жалуется, не проявляет лишних эмоций, но её внутреннее состояние понятно читателю: она грустит в ожидании мужа и чувствует себя одиноко. Эта тихая, сдержанная грусть делает её образ ещё более трогательным.
Таким образом, разлука, ожидание и одиночество, а также переживания царицы, связанные с рождением ребёнка без мужа рядом, создают особенно грустное настроение в этом отрывке.
4. Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, / Восхищенья не снесла / И к обедне умерла...»?
Эти строчки из "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях" описывают трагический момент, когда царица, мать главной героини, умирает вскоре после рождения дочери. Фраза «Тяжелёшенько вздохнула» показывает, что царица испытывает сильные эмоции — как физическое, так и эмоциональное напряжение. Этот тяжёлый вздох символизирует её внутреннее состояние, смесь радости от рождения ребёнка и, возможно, предчувствия скорой смерти.
Выражение «Восхищенья не снесла» указывает на то, что царица была настолько потрясена и переполнена чувствами, связанными с рождением дочери, что её ослабленное тело не смогло выдержать этой нагрузки. Радость и восхищение были для неё слишком сильными, что и привело к её скоропостижной смерти.
Фраза «И к обедне умерла...» подчёркивает, что царица умерла вскоре после рождения дочери, не успев вернуться к обычной жизни. Её смерть на пути к обедне символизирует её благочестие и стремление к выполнению своих обязанностей, но также трагичность её судьбы — она умирает внезапно, не выдержав сильных эмоций. Этот момент добавляет глубокой грусти в повествование, подчёркивая хрупкость жизни и силу материнской любви.
5. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.
Новая царица, которая появляется после смерти первой, совершенно не похожа на свою предшественницу. Если первая царица была нежной, благочестивой и любящей матерью, то новая царица обладает совсем иными чертами, которые сразу же вызывают настороженность и неприязнь. Пушкин описывает её так: «Но царица молодая, тщеславна, зла и своенравна, ей в приданое дано было зеркальце одно». Эти строки подчёркивают, что новая царица отличается тщеславием, злобой и своенравием. Она одержима своей внешностью и постоянно пользуется волшебным зеркальцем, чтобы подтверждать свою красоту. Зеркальце становится не только символом её тщеславия, но и источником её зависти и злобы. В отличие от первой царицы, которая вызывала симпатию своей добротой и материнской заботой, новая царица является воплощением эгоизма и жестокости. Её характер и действия приводят к драматическим событиям в жизни главной героини, и именно её зависть и злоба становятся причиной многих бед в сказке.
6. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, / Тихомолком расцветая, / Между тем росла, росла, / Поднялась — и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?
Царевна из "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях" вызывает симпатию и восхищение. Она представляется как нежная, скромная и красивая девушка, которая постепенно расцветает, становясь всё более прекрасной. Строки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, / Тихомолком расцветая, / Между тем росла, росла, / Поднялась — и расцвела». Это противопоставление подчёркивает разницу между царевной и её мачехой, новой царицей.
Слово «но» здесь использовано, чтобы выделить контраст между двумя героинями: мачехой, которая уже была представлена как тщеславная и злая, и молодой царевной, которая, напротив, тихо и скромно растёт, расцветая в свою красоту. В отличие от мачехи, которая постоянно заботится о своей внешности и использует волшебное зеркальце для подтверждения своего превосходства, царевна естественно и незаметно расцветает, что подчеркивает её внутреннюю и внешнюю красоту.
Таким образом, автор противопоставляет царевну её мачехе, показывая, что истинная красота и доброта могут расти и расцветать без лишнего шума и тщеславия, тогда как злоба и зависть, присущие мачехе, ведут только к бедам.
7. Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет её по-разному: «царица», «баба гневная», «злая царица», «злая мачеха»? Какое из этих выражений в полной мере передаёт причину её недоброго отношения к царевне?
Царица в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" добивалась от зеркальца подтверждения своего превосходства в красоте. Каждый раз, глядя в волшебное зеркальце, она хотела услышать, что она самая красивая на свете. Это стремление к постоянному подтверждению своей красоты было выражением её тщеславия и неуверенности в себе. Однако, когда зеркальце ответило, что теперь царевна красивее её, в царице вспыхнули зависть и злоба, что стало причиной её недоброго отношения к падчерице.
Пушкин называет царицу по-разному, чтобы подчеркнуть различные аспекты её характера и поведение. Вначале она просто "царица", но по мере развития сюжета, её злоба и жестокость становятся более очевидными, и Пушкин называет её "баба гневная", "злая царица" и "злая мачеха". Эти выражения подчёркивают её негативные черты, такие как гнев, злость и несправедливость по отношению к царевне.
Из всех этих выражений "злая мачеха" в полной мере передаёт причину её недоброго отношения к царевне. Это выражение акцентирует внимание на том, что именно мачеха видела в царевне угрозу своему статусу и красоте, и её злоба и ревность были вызваны тем, что она не могла смириться с тем, что кто-то, пусть даже её падчерица, превзошёл её в том, что для неё было самым важным — в красоте.
8. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?
В "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" Пушкин раскрывает черты характера как царевны, так и богатырей, создавая образы, которые вызывают у читателя симпатию и уважение.
Царевна предстает перед нами как олицетворение доброты, скромности и внутренней красоты. Её характер характеризуется смирением и благодарностью. Царевна тихо и скромно принимает свою судьбу, без жалоб и горечи. Даже оказавшись в лесу одна, она сохраняет своё достоинство и не теряет веру в лучшее. Её доброта и невинность делают её привлекательной для богатырей, которые сразу же проникаются к ней уважением и симпатией.
Богатыри изображены как воплощение силы, чести и благородства. Эти семеро братьев живут в уединении, вдали от мирской суеты, и когда они находят царевну, они видят в ней не только красивую девушку, но и чистую, добрую душу. Их отношение к царевне выражено в заботе и уважении. Они принимают её как сестру, охраняют и оберегают её, не пытаясь навязывать ей свою волю. Их честь и благородство проявляются в том, что они не соревнуются за её внимание, а все вместе заботятся о её благополучии.
Богатыри относятся к царевне с таким уважением и заботой, потому что они видят в ней олицетворение чистоты и доброты, к которым они сами стремятся. Её кроткий нрав и скромность завоёвывают их сердца, и они воспринимают её как бесценное сокровище, которое необходимо оберегать. Важно также отметить, что их отношение к ней подчёркивает контраст с жестокостью и завистью мачехи, делая царевну ещё более привлекательной в глазах читателя.
9. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
Обращения королевича Елисея к солнцу, месяцу и ветру в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" представляют собой не только символические поиски помощи у природы, но и выражение его глубоких эмоциональных переживаний. В каждом из этих обращений проявляются его тревога, волнение, печаль, а также надежда и радость, которые постепенно сменяют друг друга.
Тревога и волнение:
Когда Елисей обращается к солнцу, он полон тревоги и волнения. Его возлюбленная пропала, и он не знает, где её искать. Он надеется, что могущественное солнце, которое видит всё на земле, сможет указать ему путь к царевне:
"Свет наш, солнце! Ты ходишь круглый год по небу, и видишь всё на свете. Озаряешь ли ты, красное, мою любимую?"
Эти строки следует читать с интонацией, выражающей мольбу и тревогу. Голос должен быть чуть напряжённым, как будто Елисей сдерживает свои эмоции, но его внутреннее беспокойство очевидно.
Печаль и отчаяние:
После того как солнце не даёт ему ответа, Елисей обращается к месяцу. В этом обращении чувствуется нарастающая печаль, почти отчаяние. Месяц, луна, как ночной светоч, кажется последней надеждой:
"Месяц, месяц, мой дружок, / Позолоченный рожок! / Ты встаёшь во тьме глубокой, / Круглолицый, светлоокий, / И, обычай твой любя, / Звёзды смотрят на тебя."
Здесь голос должен быть более мягким, с оттенком грусти. Елисей надеется, что луна сможет увидеть его возлюбленную среди ночи, но его слова уже наполнены тоской, так как он понимает, что шансы найти её уменьшаются.
Надежда и радость:
Когда Елисей наконец обращается к ветру, в его словах появляется искра надежды. Ветер, как сила, проникающая во все уголки земли, может быть последней надеждой на успех. Ветер в ответ на его просьбу указывает ему путь:
"Ветер, ветер! Ты могуч, / Ты гоняешь стаи туч, / Ты волнуешь сине море, / Всюду веешь на просторе."
Эти строки стоит читать с лёгким подъёмом в голосе, передавая ощущение пробуждающейся надежды. Голос становится увереннее, как будто Елисей наконец обретает направление и веру в то, что он найдёт свою возлюбленную.
Когда же ветер сообщает Елисею, где находится царевна, его голос должен передавать радость и облегчение, что долгие поиски наконец заканчиваются. Голос должен звучать торжественно и радостно, выражая эмоциональный подъём героя.
Интонация при чтении:
Чтобы передать все эти эмоциональные переходы, важно использовать разные оттенки голоса: от тревожного и напряжённого в начале, через грустный и печальный в середине, к радостному и воодушевлённому в конце. Интонация должна подчёркивать внутреннее состояние Елисея, показывая его любовь и преданность, его страхи и надежды, и, в конечном итоге, его радость от предстоящей встречи с возлюбленной.
10. Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод? Подготовьте инсценировку этого эпизода.
Этот эпизод из "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях" демонстрирует момент, когда царевна оказывается перед лицом смертельной угрозы, но её кротость и невинность спасают ей жизнь. Чернавка, получившая приказ убить царевну, не может совершить этот жестокий поступок, так как чувствует к ней глубокую привязанность и любовь. Царевна, осознавая свою опасность, не упрашивает пощады в страхе, а искренне обращается к Чернавке с просьбой сохранить ей жизнь, не понимая, в чём могла провиниться. Её смирение и доброта трогают сердце Чернавки, и та, не выдержав, отпускает царевну на волю. Этот эпизод подчёркивает силу доброты и милосердия, которые оказываются сильнее злого приказа и жажды власти.
11. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
И молва трезвонить стала:
И трубит уже молва:
Дочка царская пропала!
Дочка царская жива!
Разница в настроении и музыкальном тоне между этими строчками очень ощутима.
1. Первый отрывок: "И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала!"
Здесь настроение тревожное и напряжённое. Слова "пропала" и "трезвонить" усиливают чувство паники и неуверенности. Музыкальный тон этих строчек резкий и торопливый, что подчёркивает тревогу и волнение людей.
2. Второй отрывок: "И трубит уже молва: Дочка царская жива!"
Здесь настроение радостное и обнадёживающее. Слово "жива" придаёт позитивный и успокаивающий оттенок, а "трубит" вызывает ассоциации с торжественным звуком трубы, который символизирует радостную весть. Музыкальный тон становится более плавным и величественным.
Причина разницы заключается в содержании и значении новостей, о которых говорится в этих строках. Первая строчка сообщает о беде, утрате, что вызывает тревогу и беспокойство. Вторая строчка, напротив, приносит радостную весть о спасении, что сразу меняет настроение на положительное и торжественное.
Будьте внимательны к слову
Выберите слова и выражения, которые могли быть, по вашему мнению, только в авторской сказке: простился, в путь-дорогу снарядился, ждёт-пождёт милого друга, глядючи, с белой зори до ночи, белёшенька земля, желанный, воротился издалеча, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, неутешен, правду молвить, приветливо, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубит, величать, красная девица, что-де в гости к ним зашла, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, аль товар не по купцам, поникли головою, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит уже молва...
Только в авторской сказке могли быть следующие выражения: восхищенья не снесла, неутешен, правду молвить, приветливо, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, сыскался, трезвонить, трубит, что-де в гости к ним зашла, отрекался, аль товар не по купцам, поникли головою, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит уже молва.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением