Ответы на вопросы на стр.93 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Совершенствуем свою речь1. Как вы понимаете слова «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?Можно ли их заменить словами, употребляемыми...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Совершенствуем свою речь
1. Как вы понимаете слова «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?
Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?
Слова из «Сказания о белгородском киселе» относятся к древнерусскому языку и могут быть заменены современными аналогами. Вот их значение и возможные современные замены:
1. Печенеги — это объединение тюркских и других восточных племён, живших в заволжских степях и часто воевавших с Русью. В современном языке это слово может быть оставлено без изменений, так как это этническое название, или можно заменить его на «кочевники» или «враги», в зависимости от контекста.
2. Вече — это собрание горожан для решения общественных дел. Сегодня это слово можно заменить на «собрание», «совет» или «митинг», в зависимости от конкретного значения.
3. Поведали — это форма глагола «поведать», которая означает «рассказали», «сообщили». Современное слово — «рассказали».
4. Повелели — это форма глагола «повелеть», которая означает «приказали», «распорядились». В современном языке это слово можно заменить на «приказали».
5. Корчага — это большой глиняный сосуд. В современном языке его можно назвать «кувшин» или «бочка», в зависимости от формы и размера.
6. Восвояси — это архаичное слово, означающее «назад», «обратно», «домой». Сегодня можно использовать слова «домой» или «назад».
Все эти слова можно заменить более привычными для современного языка аналогами, сохраняя смысл текста и облегчая его понимание.
2. Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили.
Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.
В 997 году на город Белгород напали печенеги (кочевники) и окружили его, не давая жителям выйти. Осада длилась долго, и в городе начался сильный голод. Жители собрались на вече (совет) и решили, что скоро умрут от голода, и поэтому лучше сдаться врагам, надеясь, что те оставят кого-то в живых.
Однако один старец, не присутствовавший на собрании, спросил о его решении и, узнав, что жители собираются сдаваться, предложил подождать ещё три дня и сделать то, что он им повелит (прикажет). Старец велел собрать остатки овса, пшеницы и отрубей, из которых женщины сварили болтушку, похожую на кисель. Он также распорядился выкопать колодец, налить туда болтушку и опустить кадку. В другой колодец налили разбавленный мёд, который нашли в княжеской кладовой.
На следующий день жители пригласили печенегов, предложив им послать несколько человек, чтобы увидеть, что происходит в городе. Печенеги, думая, что горожане хотят сдаться, выбрали лучших людей и отправили их в Белгород. Жители показали им колодцы, где черпали кисель и мёд, варили и ели их. Печенеги, удивлённые, что в городе есть пища от земли, вернулись к своим князьям, передали им кисель и мёд, и те, попробовав, тоже изумились. Печенеги отпустили заложников и ушли восвояси (назад, домой) от города.
Сказание начинается с описания тяжелого положения жителей, окруженных врагами и умирающих от голода, и завершается жизнеутверждающе: благодаря мудрости старца город был спасен, а печенеги ушли, так и не сломив дух белгородцев.
При пересказе текста важно находить верные интонации. В начале, описывая голод и отчаяние, интонация должна быть грустной и спокойной, чтобы передать тяжесть ситуации. В середине, когда старец предлагает свой план, интонация может стать более уверенной и обнадеживающей. В конце, когда печенеги уходят, интонация должна быть радостной и торжественной, подчеркивая победу жителей Белгорода.
3. О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?
Начальные слова сказания «В лето 997» указывают на датировку событий, описанных в тексте. Выражение «в лето» является старославянским обозначением года, что соответствует современному выражению «в году» или «в году 997». Это типичная форма летописного стиля, где события фиксировались по годам. Таким образом, данные слова говорят о том, что описанные события произошли в 997 году, во времена Древней Руси. Они служат своеобразным временным маркером, помогая читателю понять, в какой исторический период происходило действие. А еще показывают, что событие реальное.
4. Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?
В сказании «О белгородском киселе» союз «и» повторяется множество раз. Этот союз используется для соединения частей предложений и перечисления действий, что характерно для древнерусского стиля повествования. В тексте он встречается 36 раз, подчеркивая последовательность событий и усиливая ритм повествования.
Такое частое использование союза «и» имеет несколько целей:
1. Создание ритма и плавности повествования: Союз «и» помогает структурировать текст, делая его более ритмичным и легким для восприятия. Это характерно для устного народного творчества, на основе которого создавалось древнерусское летописание.
2. Усиление напряжения и последовательности событий: Повторение союза помогает подчеркнуть непрерывность действий и их логическую взаимосвязь, создавая ощущение непрерывного развития событий.
3. Подчеркивание значимости каждого действия: В древнерусской литературе каждое действие или событие имеет свою значимость. Частое использование союза «и» акцентирует внимание на каждом шаге героев, показывая их важность в общей картине повествования.
Таким образом, повторение союза «и» способствует созданию характерного для древнерусской литературы ритмичного и плавного стиля повествования, а также подчеркивает непрерывность и значимость описываемых событий.
Фонохрестоматия
«Сказание о белгородском киселе»
1. Какие чувства участников событий (старца, горожан, печенегов) передаёт актёр?
Актёр, исполняющий сцены из «Сказания о белгородском киселе», передает целую палитру эмоций, присущих каждому участнику событий. В образе старца он выражает спокойную уверенность и мудрость, проявляющиеся в его голосе и жестах. Старец, который предлагает план спасения города, излучает внутреннюю силу и надежду, вселяя веру в свои слова и действия. Его спокойствие и решимость становятся опорой для отчаявшихся горожан.
Горожане, напротив, в начале повествования охвачены чувствами безысходности и страха. Актёр передаёт их отчаяние через тревожные интонации, возможно, с заметной дрожью в голосе, передавая их готовность сдаться врагу и ожидание неизбежной гибели. Однако, после встречи со старцем и принятия его плана, в их голосах появляется проблеск надежды и облегчения, что актёр тоже мастерски отражает, показывая переход от уныния к вере в спасение.
Печенеги, видя предложенные им «доказательства» изобилия пищи в осажденном городе, испытывают удивление и даже растерянность. Актёр выражает это через неожиданные паузы, повышенные брови, замедленную речь и замешательство, передавая ощущение недоверия и удивления, которое перерастает в убеждённость, что продолжение осады бессмысленно.
Таким образом, актёр последовательно передает ключевые эмоциональные состояния персонажей: уверенность и надежду старца, отчаяние горожан, их постепенное переход к надежде, а также удивление и растерянность печенегов, что в итоге приводит к их решению снять осаду.
2. Какими чувствами наполняется голос летописца в финале?
В финале «Сказания о белгородском киселе» голос летописца наполняется чувствами торжества и облегчения. Летописец передает радость от того, что город был спасён благодаря мудрости и хитроумности старца, что позволило избежать ужасного исхода. В его голосе можно уловить гордость за находчивость и сплоченность горожан, сумевших противостоять печенегам без применения силы, только с помощью ума и хитрости.
Также в интонациях летописца чувствуется глубокое удовлетворение от того, что справедливость восторжествовала: враги, несмотря на свои коварные планы, были вынуждены отступить, признавая своё бессилие перед стойкостью и мудростью жителей Белгорода. Эти чувства торжества, облегчения и гордости за родную землю и её людей наполняют голос летописца, завершая сказание на высокой эмоциональной ноте.
3. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?
Этот рассказ о частном эпизоде из истории Древней Руси, в котором горожане Белгорода спаслись благодаря находчивости и мудрости старца, стал восприниматься как событие важного общенационального значения по нескольким причинам.
Во-первых, этот эпизод иллюстрирует фундаментальные качества, которыми славится русский народ: смекалку, единство перед лицом угрозы, способность находить нестандартные решения даже в самых сложных ситуациях. В этом смысле история об осаде Белгорода стала символом того, как коллективное умение и сплоченность могут превзойти силу и агрессию.
Во-вторых, несмотря на то, что событие само по себе может показаться незначительным по сравнению с другими историческими событиями, оно приобретает обобщающий характер, поскольку воплощает идею о том, что каждый маленький поступок или решение может иметь огромное значение. Эта история напоминает, что даже на периферии великих исторических процессов случаются события, которые отражают глубинные национальные качества и принципы.
Наконец, рассказ о белгородском киселе передает универсальные ценности — стойкость, находчивость, любовь к родине, которые важны и значимы в любые времена. Эта история становится актуальной не только для жителей Древней Руси, но и для последующих поколений, вдохновляя их в моменты трудностей и испытаний.
Таким образом, рассказ о белгородском киселе становится широким обобщением, символизируя те ценности и качества, которые были и остаются важными для всего народа на протяжении всей истории.
4. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
«Сказание о белгородском киселе» содержит несколько важных наставлений, которые передаются через события и действия героев:
1. Смекалка и находчивость важнее силы: История показывает, что в трудных ситуациях не всегда физическая сила или количество воинов являются решающими. Горожане, благодаря мудрости старца, сумели найти нестандартное решение, которое позволило им избежать поражения. Это подчеркивает важность ума, изобретательности и способности находить выход даже из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
2. Единство и сплоченность народа: Горожане Белгорода, несмотря на отчаяние и трудности, сумели объединиться вокруг одного плана и действовать согласованно. Это учит тому, что коллективные усилия, основанные на взаимном доверии и сотрудничестве, способны преодолеть любые преграды.
3. Не сдавайся, даже в самых трудных обстоятельствах: Рассказ также передает мысль о том, что нельзя сдаваться, даже когда ситуация кажется безнадежной. Старец убеждает горожан подождать и не торопиться сдаться врагам, и это решение в конечном итоге спасает их.
4. Мудрость старших поколений: История подчеркивает уважение к мудрости старших и их жизненному опыту. Горожане доверились старцу, который не был на вече, но благодаря его советам город был спасен. Это напоминает о важности прислушиваться к советам тех, кто обладает большим жизненным опытом.
Эти наставления делают сказание не просто историческим рассказом, а важным уроком для последующих поколений, демонстрируя, что даже в самых трудных ситуациях есть место для смекалки, сплоченности и веры в лучшее.
5. Подготовьте выразительное чтение «Сказания...», передавая величественную простоту речи летописца.
Для выразительного чтения «Сказания о белгородском киселе» важно передать величественную простоту речи летописца, акцентируя внимание на его спокойной, но уверенной интонации, которая отражает глубокую мудрость и историческую значимость описываемых событий.
Начните с торжественного вступления, проговаривая каждое слово чётко и медленно, чтобы создать ощущение важности и величия момента:
«В лето 997 пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.»
Здесь важно сделать паузу после каждого предложения, позволяя слушателям почувствовать напряжение и серьёзность ситуации. Далее, когда речь идёт о старце и его предложении, голос должен передавать уверенность и спокойствие:
«Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.»
Постепенно, когда рассказ достигает кульминации с демонстрацией «кисельного чуда» печенегам, интонация должна передавать удивление и даже некоторое торжество, как если бы вы сами были свидетелем этого события:
«И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.»
В финале, когда история завершается победой горожан, голос должен стать более мягким, но всё ещё сохранять торжественность, подчёркивая победу не силой, а умом и смекалкой.
Практикуйтесь, находя баланс между спокойной, величественной интонацией и эмоциональными акцентами на ключевых моментах истории. Это позволит вам передать величественную простоту речи летописца, сохраняя при этом эмоциональное напряжение повествования.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением