Упр.91 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 91 1. Прочитайте продолжение рассказа Василия Макаровича Шукшина «Солнце, старик и девушка». Определите тип текста. Назовите способ связи предложений, выпишите средства...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
91 1. Прочитайте продолжение рассказа Василия Макаровича Шукшина «Солнце, старик и девушка». Определите тип текста. Назовите способ связи предложений, выпишите средства связи и охарактеризуйте их.
Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далёкий синий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчётливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине — между рекой и горами — тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря.
— Ушло солнышко, — вздохнул старик.
Девушка сложила листы в ящик.
Некоторое время сидели просто так слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны.
В долине большими клочьями пополз туман.
В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица. Ей громко откликнулись с берега, с той стороны.
Хорошо, сказал негромко старик.
А девушка думала о том, как она вернётся скоро в далёкий милый город, привезёт много рисунков. Будет портрет и этого старика.1
Этот отрывок — описание с элементами повествования. Автор описывает картину заката и окружающую природу, придавая тексту живописный и эмоциональный характер. Повествовательные элементы прослеживаются в динамике действий персонажей (старика и девушки) и описании смены состояний природы.
В тексте используются цепная и параллельная связь предложений. Цепная связь выражается с помощью повторяющихся элементов и местоимений, которые помогают связать части текста между собой и удержать внимание читателя на описываемых событиях. Параллельная связь основана на сопоставлении разных аспектов описываемого: движений солнца, реакции старика и поведения девушки.
Средства связи предложений:
1. Повторы слов и конструкций:
o "Солнце" — слово повторяется несколько раз, связывая предложения, посвящённые его движению и уходу за горизонт.
o "Тем... тем..." — повтор союза "тем", который показывает зависимость событий, придавая тексту ритм.
2. Местоимения:
o "Оно" (солнце) — заменяет существительное, избегая излишних повторов и создавая логическую связь между предложениями.
o "Тотчас оттуда" — использовано для указания на место действия и последовательность событий.
3. Союзы:
o "И" — вводит каждое новое действие или изменение состояния природы, служит для плавного перехода между частями текста.
o "А" — вводит противопоставление и подчёркивает изменение фокуса (солнце — природа — персонажи).
4. Синонимы и описательные элементы:
o "Задумчивая мягкая тень", "ярко-рыжие лучи", "полыхать заря" — усиливают описание и создают единый образ, обеспечивая целостность текста.
Характеристика средств связи:
Все средства связи помогают автору создавать целостную картину заката и реакции персонажей на происходящее. С помощью повторов, союзов и местоимений текст приобретает плавное, мелодичное звучание, а читатель постепенно погружается в описываемую атмосферу. Средства связи подчеркивают смену событий и их влияние на внутренний мир героев.
Будет портрет и этого старика.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, ничем не осложнено).
2. Запишите первое предложение, подчеркните грамматическую основу и второстепенные члены. Укажите, чем они выражены. Определите виды сказуемых.
Солнце (сущ.) коснулось (глаг., простое глагольное сказуемое) вершин (сущ.) Алтая (сущ.) и (союз) стало (глаг.) медленно (наречие) погружаться (инфинитив; составное глагольное сказуемое) в (предлог) далёкий (прил.) синий (прил.) мир (сущ.).
3. Выпишите из текста сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы и выделите союзы, соединяющие части сложных предложений. Докажите, что эти предложения сложные.
И чем глубже оно уходило, тем отчётливее рисовались горы. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Некоторое время сидели просто так — слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны. А девушка думала о том, как она вернётся скоро в далёкий милый город, привезёт много рисунков.
Данные предложения являются сложными, так как они имеют две грамматические основы.
4. Проанализируйте интонацию сложных предложений. Отличается ли интонация целого предложения от интонации каждой его части? Чем?
Интонация целого предложения отличается от интонации каждой его части. В простых предложениях, составляющих сложное, интонация может меняться в зависимости от их значения, цели высказывания или эмоционального окраса. Например, в середине сложного предложения интонация может повышаться, чтобы передать вопрос, удивление или подчеркнуть значимость какой-либо части, а в конце — понижаться, чтобы завершить мысль.
В сложных предложениях интонация каждой части определяется её содержанием и функцией в предложении: если в предложении содержится противопоставление или причинно-следственная связь, интонация одной из частей часто бывает более выразительной, а в конце предложения происходит естественное понижение интонации, завершающее высказывание.
Таким образом, в сложном предложении интонация каждой части может как повышаться, так и понижаться, тогда как в конце всего предложения интонация, как правило, понижается, чтобы завершить мысль и передать целостность высказывания.
5. Какой частью речи являются слова глубже, отчётливее во втором предложении — наречием или прилагательным в форме сравнительной степени? Как вы рассуждали?
Глубже, отчетливее – наречия в форме сравнительной степени, так как относятся к глаголам: уходило глубже, рисовались отчетливее.
6. Чем осложнено выделенное предложение? Объясните знаки препинания в нём. Есть ли в тексте ещё предложения с обособленными членами? Какими? Назовите их.
А в долине — между рекой и горами — тихо угасал красноватый сумрак. Предложение осложнено обособленным обстоятельственным уточнением, которое выделяется тире с обеих сторон.
В тексте есть ещё предложения с обособленными членами:
В лесочке, неподалёку (обособленное обстоятельственное уточнение), робко вскрикнула какая-то ночная птица.
Ей громко откликнулись с берега, с той стороны (обособленное обстоятельственное уточнение).
7. Выпишите выразительные средства языка, использованные в тексте.
В тексте использованы следующие выразительные средства языка:
1. Эпитеты (образные определения, подчёркивающие качество предмета или явления):
o далёкий синий мир,
o задумчивая мягкая тень,
o острый хребет,
o стремительный веер ярко-рыжих лучей,
o красноватый сумрак,
o маленькие торопливые волны,
o большими клочьями (туман),
o робко вскрикнула (птица),
o далёкий милый город.
2. Метафоры (переносные значения слов, придающие тексту образность):
o Солнце коснулось вершин,
o угасал сумрак,
o надвигалась тень,
o солнце совсем скрылось,
o пошла полыхать заря,
o лопочут волны,
o пополз туман.
3. Сравнение:
o Они как будто придвинулись (горы).
4. Олицетворение (наделение неживых объектов чертами живых существ):
o солнце коснулось вершин,
o солнце стало погружаться,
o тень надвигалась от гор,
o лопочут волны,
o пополз туман.
5. Градация (постепенное нарастание или ослабление значения):
o Некоторое время сидели просто так слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны — постепенное описание тихой атмосферы.
6. Антитеза (противопоставление):
o Солнце совсем скрылось — вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей — контраст между покоем и внезапным всплеском света.
7. Повтор:
o Тихо угасал… тоже тихо угас — повтор слова «тихо» для усиления эффекта угасания.
Все эти средства помогают создать атмосферу спокойствия, уюта и задумчивости, а также передают красоту природы и особое состояние души героев.
8. Объясните подчёркнутые орфограммы.
Отчётливее (суффикс -лив), задумчивая (суффикс -чив), зеленоватое (суффикс -оват), стремительный (суффикс -тельн), солнышко (суффикс -ышк), старика (суффикс -ик, старик).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением