Упр.87 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 87 1. Прочитайте отрывок из сборника «Писатель и время». Какиепризнаки публицистического стиля в этом тексте вы можете назвать? К какому жанру, на ваш взгляд, можно...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
87 1. Прочитайте отрывок из сборника «Писатель и время». Какие
признаки публицистического стиля в этом тексте вы можете назвать? К какому жанру, на ваш взгляд, можно его отнести? Обоснуйте свой ответ.
Если, приближаясь, смотреть издали Севастополь возникает белыми домами, врезанными в солнечную голубизну неба и моря.
Белые дома на голубом заставляют подумать о парусах.
И в этой символике своя глубина.
Морской Севастополь, заложенный для российской эскадры два столетия тому назад, впрямь «паруса» флота, дающие ему дыхание и силу.
Город со славой воина, с добрым именем труженика.
Сравнению с другими он не поддаётся.
Он Севастополь.
Не побывав тут, мы всё равно с детства-юности держим в сердце это:
Малахов курган, Корабельная сторона, Графская пристань...
Лазарев, Нахимов, Корнилов, поручик артиллерии с 4-го бастиона Лев Толстой, сестрица милосердия Даша Севастопольская, матрос Кошка...
Броская южная красота Севастополя своеобразно оттенялась присутствием тут флота.
И не просто флота — военною.
Подчёркнутая выправка и традиционная вежливость; предупредительность флотских командиров; матросская дисциплинированность и молодость — в улыбках, глазах под золотом ленточек бескозырок; суровые силуэты эсминцев в бухте; памятники в скверах и на площадях, в металле и граните выразительно увековечившие славную историю русского флота, всё это и многое другое придавало городской красоте
строгое изящество. И Севастополь ревниво поддерживал (как старается поддерживать и ныне) вот такой свой стиль, свою форму. (Э. Сафонов)
В данном отрывке присутствуют ярко выраженные черты публицистического стиля:
• Оценочность и выразительность: автор активно использует эмоционально окрашенные эпитеты и сравнения, чтобы передать свое отношение к Севастополю (например: «Севастополь ревниво поддерживал», «броская южная красота», «город со славой воина»).
• Обращение к чувствам читателя: текст призван вызвать восхищение, уважение и патриотизм, подчеркивая значимость Севастополя как города-героя и символа силы и доблести.
• Примеры и исторические факты: упоминание легендарных личностей и исторических событий, связанных с городом (Павел Нахимов, Лев Толстой, Даша Севастопольская), создаёт ощущение авторитетности и достоверности.
• Яркие образы и метафоры: используются образы («вырос в голубизну неба и моря», «ревниво поддерживал свой стиль»), чтобы подчеркнуть уникальность города.
Текст можно отнести к жанру очерка. Очерк — это жанр публицистики, в котором описывается определённое место, личность или событие. В данном случае, это очерк о Севастополе — городе с великой историей и важной ролью в военной славе России. Текст передаёт авторское восхищение и уважение к городу и его жителям.
2. Замените словосочетания синонимичными с другим видом связи: 1) согласование на управление: морской Севастополь. российской эскадры, южная красота, флотских командиров, 2) управление на согласование: со славой воина, голубизну неба, под золотом ленточек.
Согласование на управление:
o Морской Севастополь — Севастополь у моря.
o Российской эскадры — эскадра России.
o Южная красота — красота юга.
o Флотских командиров — командиров флота.
Управление на согласование:
o Со славой воина — воинская слава.
o Голубизну неба — небесную голубизну.
o Под золотом ленточек — под ленточным золотом.
3. Составьте схемы предложений, осложнённых однородными членами. Чем ещё осложнены предложения текста?
Город со славой воина, с добрым именем труженика.
Не побывав тут, мы всё равно с детства-юности держим в сердце это: Малахов курган, Корабельная сторона, Графская пристань... (также осложнено деепричастным оборотом).
Лазарев, Нахимов, Корнилов, поручик артиллерии с 4-го бастиона Лев Толстой, сестрица милосердия Даша Севастопольская, матрос Кошка...
Подчёркнутая выправка и традиционная вежливость; предупредительность флотских командиров; матросская дисциплинированность и молодость — в улыбках, глазах — под золотом ленточек бескозырок; суровые силуэты эсминцев в бухте; памятники в скверах и на площадях, в металле и граните выразительно увековечившие славную историю русского флота, — всё это и многое другое придавало городской красоте строгое изящество. (Осложнено причастным оборотом).
И Севастополь ревниво поддерживал (как старается поддерживать и ныне) вот такой свой стиль, свою форму. (Осложнено также вставной конструкцией)
Если, приближаясь, смотреть издали — Севастополь возникает белыми домами, врезанными в солнечную голубизну неба и моря. (Осложнено одиночным деепричастием и причастным оборотом).
Морской Севастополь, заложенный для российской эскадры два столетия тому назад, — впрямь «паруса» флота, дающие ему дыхание и силу. (Осложнено причастным оборотом).
4. Объясните постановку двойного знака препинания — скобок — в последнем предложении.
В последнем предложении скобками выделена вставная конструкция.
5. Выпишите из текста односоставные предложения, подчеркните их грамматические основы и укажите вид.
Односоставные предложения:
И в этой символике своя глубина. (Назывное)
Город со славой воина, с добрым именем труженика. (Назывное)
Лазарев, Нахимов, Корнилов, поручик артиллерии с 4-го бастиона Лев Толстой, сестрица милосердия Даша Севастопольская, матрос Кошка... (Назывное)
И не просто флота — военного. (Назывное)
6. Определите части речи выделенных слов. Какие из них имеют грамматические омонимы?
Издали (наречие; омоним: из дали, существительное с предлогом); впрямь (наречие).
7. Укажите в тексте метафоры, олицетворения и сравнения. Для какого типа речи характерны эти средства выразительности?
1. Метафоры в тексте:
• «Севастополь возникает белыми домами, врезанными в солнечную голубизну неба и моря» — метафора, описывающая, как город будто появляется перед взором, словно мираж, соединяясь с небом и морем.
• «Впрямь паруса флота, дающие ему дыхание и силу» — метафора, представляющая флот как живое существо, которое «дышит» и получает силу от моря.
• «Броская южная красота» — метафорическое выражение, передающее яркость и притягательность внешнего облика города.
• «Город со славой воина» — метафора, персонифицирующая город как отважного героя.
2. Олицетворения в тексте:
• «Севастополь ревниво поддерживал» — город наделяется качествами человека, как будто способен ревностно заботиться о своём стиле.
• «Ты льешься его светозарной лазурью» — море становится действующим лицом, оно «льётся» и соединяется с небом.
• «Ты воешь» — море наделяется способностью выражать эмоции звуками, как живое существо.
3. Сравнения:
• «Город со славой воина, с добрым именем труженика» — город сравнивается с героем войны и тружеником.
• «Сравнению с другими он не поддаётся» — подчёркивается уникальность и несравненная особенность Севастополя.
Эти средства выразительности (метафоры, олицетворения и сравнения) характерны для художественного типа речи, так как их цель — создание образности, передача эмоционального впечатления и углубление смысла текста. Они помогают живо представить описываемое и усиливают эмоциональное воздействие на читателя.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением