Стр.86 Часть 1 ГДЗ Матвеева 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 91. Докажи, что слова каждой пары являются однокоренными. Что для этого нужно сделать?Чертёж — чертёжный, голос — голосистый, думать — подумать, смех — смешной,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Матвеева 4 класс, Просвещение:
9
1. Докажи, что слова каждой пары являются однокоренными. Что для этого нужно сделать?
Чертёж — чертёжный, голос — голосистый, думать — подумать, смех — смешной, добрый — добряк, косить — скосить, вода — безводный, звон — звонок, берёза — подберёзовик, друг — подруга, гроза — грозовой, Русь — русский, читать — прочитать, вести — завести, дрожать — задрожать, летать — перелёт.
Чтобы доказать, что слова каждой пары являются однокоренными, необходимо выполнить следующие действия:
1. Найти общий корень для слов каждой пары. Это общая часть, которая сохраняет значение во всех однокоренных словах.
2. Определить их лексическое значение. Убедитесь, что слова связаны по смыслу. Однокоренные слова выражают схожие или родственные понятия.
3. Проверить наличие приставок, суффиксов, окончаний. Эти морфемы изменяют слова, но не меняют корень, который остаётся неизменным.
Разбор:
1. Чертёж — чертёжный
o Корень: "чертёж".
o Оба слова связаны с процессом черчения или объектом, созданным в результате черчения.
2. Голос — голосистый
o Корень: "голос".
o Оба слова связаны с понятием звука или речи.
3. Думать — подумать
o Корень: "дум".
o Оба слова относятся к процессу размышления, причём "по-" добавляет оттенок завершённости.
4. Смех — смешной
o Корень: "смех(ш)".
o Слова связаны с понятием смеха или вызывают эмоцию, связанную с ним.
5. Добрый — добряк
o Корень: "добр".
o Слова связаны с понятием доброты, причём "добряк" указывает на человека с этим качеством.
6. Косить — скосить
o Корень: "кос".
o Слова связаны с процессом кошения. "С-" указывает на завершённость действия.
7. Вода — безводный
o Корень: "вод".
o Оба слова связаны с понятием воды, причём "без-" указывает на её отсутствие.
8. Звон — звонок
o Корень: "звон".
o Слова связаны со звуком, который издаётся.
9. Берёза — подберёзовик
o Корень: "берёз".
o Слова связаны с деревом берёзой, причём "подберёзовик" — гриб, растущий под этим деревом.
10. Друг — подруга
o Корень: "друг".
o Слова относятся к людям, находящимся в дружеских отношениях. "Под-" указывает на женский род.
11. Гроза — грозовой
o Корень: "гроз".
o Слова связаны с явлением природы — грозой.
12. Русь — русский
o Корень: "рус".
o Слова связаны с понятием Руси или народом, проживающим на её территории.
13. Читать — прочитать
o Корень: "чит".
o Оба слова связаны с процессом чтения.
14. Вести — завести
o Корень: "вест".
o Слова связаны с понятием движения или приведения чего-либо в действие.
15. Дрожать — задрожать
o Корень: "дрож".
o Оба слова связаны с понятием дрожи, "за-" добавляет оттенок начала действия.
16. Летать — перелёт
o Корень: "лет".
o Слова связаны с понятием движения в воздухе.
2. Спиши пары слов в таком порядке: второе слово образовано с помощью: 1) суффикса; 2) приставки; 3) приставки и суффикса. Выдели корни и морфемы, с помощью которых образованы новые слова.
1) С помощью суффикса.
Чертёж – чертёжный; голос – голосистый; смех – смешной; добрый – добряк; звон – звонок; гроза – грозовой; Русь – русский.
2) Думать – подумать; косить – скосить; друг – подруга; читать – прочитать; вести – завести; дрожать – задрожать; летать – перелёт.
3) С помощью приставки и суффикса.
Вода – безводный; берёза – подберёзовик.
3. Образуй и запиши формы выделенных слов.
Добрый, добрая, доброе, добрые.
Подруга, подруги, подруге, подругу, подругой, подруг, подругами, подругам, подругах.
Дрожать, дрожал, дрожали, дрожало, дрожала.
10
1. Спиши слова, вставляя букву в суффикс. Распредели по группам существительные: 1) мужского рода; 2) женского рода. Расставь ударение.
Хлеб...ц, кур...ца, красав...ц, владел...ц, Суворов...ц, книж...ца, мороз...ц, рож...ца, голланд...ц, метел...ца, ленив...ц, владельца, солень...це, гостии...ц.
1) Мужского рода: хлебец, красавец, владелец, суворовец, морозец, голландец, ленивец, гостинец.
2) Женского рода: курица, книжица, рожица, метелица, владелица.
Есть еще слово среднего рода: соленьице.
2. Выдели суффиксы. Проверь правильность выполнения задания, обращаясь к правилу.
В суффиксе существительных мужского рода гласная е при склонении исчезает.
Гостинец — гостинца.
В суффиксе существительных женского рода гласная и при склонении сохраняется.
Луковица — луковицы.
1) Хлебец (хлебца); красавец (красавца); владелец (владельца); суворовец (суворовца); морозец (морозца); голландец (голландца); ленивец (ленивца); гостинец (гостинца).
2) Курица (курицы); книжица (книжицы); рожица (рожицы); метелица (метелицы); владелица (владелицы).
Соленьице (соленьица).
Проверка показала, что задание 1 выполнено верно.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением