Упр.86 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 86 1  Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Какими типами представлен текст? Приведите примеры фрагментов текста с разными типами.Несколько лет тому...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
86 1 Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Какими типами представлен текст? Приведите примеры фрагментов текста с разными типами.
Несколько лет тому назад мне пришлось гостить у одних знакомых на хуторе в стенной части Крыма.
На этом хуторе жил старый отставной матрос прежнего Черноморского флота Кириллыч. Он пробыл на службе лет двадцать и, как скромно выражался, «кое-что и повидал на своём веку».
Несмотря на свои семьдесят с лишком лет, этот маленький старик с седой, коротко остриженной головой, с выбритыми морщинистыми и побуревшими от загара щеками и щетинкой колючих седых усов глядел молодцом.
Я любил навещать Кириллыча в его владениях, любил беседовать с ним и, главное, слушать его рассказы, полные интереса и тот наивного юмора, которым отличается русский человек даже тогда, когда рассказывает далеко не весёлые вещи.
Бывало, когда ещё солнце не поднималось и воздух был полон острой свежести, или перед вечером, когда спадала томительная жара, я пробирался между гряд бахчи к караулке Кириллыча. Она стояла посредине бахчи, и оттуда Кириллы»! озирал свои владения, карауля вместе с маленькой чёрной лохматой собачонкой Цыганкой вверенную его надзору бахчу. Птиц он отгонял трещоткой1, а людей, которые покушались в неумеренном количестве воровать арбузы и дыни, огораши-вал страшною руганью. Взять арбуз один-другой он никому не отказывал. Но наполнять мешки чужим добром не позволял и таких воров преследовал немилосердно.
В караулке Кириллыча было чисто и опрятно и всё прибрано к месту. Земля была устлана рогожками. Широкий деревянный обрубок служил столом, а другой — поменьше — стулом. На полке, укреплённой бечёвками1, в порядке расставлена была посуда. Коврига чёрного хлеба, обёрнутая чистой тряпицей, и помадная банка с солью стояли тут же.
Нередко в чудные вечера сиживали мы вместе с Кириллы-чем. Обыкновенно он предлагал мне кавуна или дыньки, и я, но его примеру, ел чудный арбуз, закусывая его чёрным хлебом, круто посыпанным крупной солью.
Среди торжественной тишины вечера Кириллы»!, бывало, рассказывал, понижая голос, о прежней службе с её строгостями и муштрой, о начальниках, о черкесе, о турке, о французе и особенно любил вспоминать о Павле Стеианыче Нахимове.
В рассказах Кириллыча адмирал являлся легендарным3 героем, чуждым каких бы то ни было недостатков, и был единственным начальником, о котором старый матрос не обмолвился каким-нибудь критическим замечанием.
О себе и о своих подвигах а о них я слышал от одного старого моряка-севастоиольца, приезжавшего на хутор, Кирил-лыч никогда не творил, вероятно, и сам не подозревая, что броситься в пороховой погреб и вынуть из вертящейся бомбы горящую трубку — не совсем обыкновенное дело для человека.
(По К. Станюковичу)
Тема: жизнь и нравственные принципы отставного матроса Кириллыча, его отношение к труду и воспоминания о службе.
Основная мысль: истинная доблесть и трудолюбие проявляются не в словах, а в действиях. Настоящий герой не хвастается своими подвигами, а продолжает жить по принципам чести и справедливости.
Типы текста:
• Повествование: "На этом хуторе жил старый отставной матрос прежнего Черноморского флота Кириллыч."
• Описание: "Несмотря на свои семьдесят с лишним лет, этот маленький старик с седой, коротко остриженной головой, с выбитыми морщинистыми и побуревшими от загара щеками и щетинкой колючих седых усов глядел молодцом."
• Рассуждение: "В рассказах Кириллыча адмирал являлся легендарным героем, чуждым каких бы то ни было недостатков..."
2. Укажите предложения с обособленными распространёнными определениями. Какими частями речи они выражены?
Я любил навещать Кириллыча в его владениях, любил беседовать с ним и, главное, слушать его рассказы, полные интереса и того наивного юмора (причастный оборот, прилагательное, существительное, предлог, местоимение, прилагательное, существительное), которым отличается русский человек даже тогда, когда рассказывает далеко не весёлые вещи.
На полке, укреплённой бечёвками (причастный оборот, причастие, существительное), в порядке расставлена была посуда. Коврига чёрного хлеба, обёрнутая чистой тряпицей (причастный оборот, причастие, прилагательное, существительное), и помадная банка с солью стояли тут же.
Обыкновенно он предлагал мне кавуна или дыньки, и я, по его примеру, ел чудный арбуз, закусывая его чёрным хлебом, круто посыпанным крупной солью (причастный оборот, наречие, причастие, прилагательное, существительное).
В рассказах Кириллыча адмирал являлся легендарным героем, чуждым каких бы то ни было недостатков (причастный оборот, причастие, местоимение, частица, глагол, существительное), и был единственным начальником, о котором старый матрос не обмолвился каким-нибудь критическим замечанием.
О себе и о своих подвигах — а о них я слышал от одного старого моряка-севастопольца, приезжавшего на хутор (причастный оборот, причастие, существительное с предлогом) — Кириллыч никогда не говорил, вероятно, и сам не подозревая, что броситься в пороховой погреб и вынуть из вертящейся бомбы горящую трубку — не совсем обыкновенное дело для человека.
3. Выделите грамматические основы в предложениях последнего абзаца.
О себе и о своих подвигах — а о них я слышал от одного старого моряка-севастопольца, приезжавшего на хутор, — Кириллыч никогда не говорил, вероятно, и сам не подозревая, что броситься в пороховой погреб и вынуть из вертящейся бомбы горящую трубку — не совсем обыкновенное дело для человека.
4. Найдите и выпишите сложное предложение, в составе которого есть односоставное безличное. Выполните синтаксический разбор этого предложения, объясните способ связи грамматических основ.
(1) Бывало, (2) когда ещё солнце не поднималось и (3) воздух был полон острой свежести, (4) или перед вечером, (5) когда спадала томительная жара, (4) я пробирался между гряд бахчи к караулке Кириллыча. (Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение с разными видами связи, пять грамматических основ: бывало; солнце не поднималось; воздух было полон; жара спадала; я пробирался.
Подчинительная связь: части 1 и 2, 3 — однородные придаточные времени, части соединены союзным словом когда, однородные придаточные соединены соединительным союзом и; части 4 и 5: придаточная времени, части соединены союзным словом когда. Сочинительная связь: части 1 и 4 соединены сочинительным союзом или.
Первая часть: главная, односоставная, безличная, полное, нераспространённое, неосложнённое. Вторая часть: придаточная, двусоставная, полное, распространённое, неосложнённое. Третья часть: придаточная, двусоставная, полное, распространённое, неосложнённое. Четвёртая часть: главная, двусоставная, полное, распространённое, неосложнённое. Пятая часть: придаточная, двусоставная, полное, распространённое, неосложнённое).
5. Запишите выделенные слова. Объясните правописание данных слов с не. подберите четыре-пять своих примеров на каждый случай правописания слов разных частей речи с не.
Несколько (неопределённое местоимение; некогда, нечто, некто, нечем), несмотря (предлог; невзирая), не поднималось (не с глаголом: не пришла, не вспомнила, не посмотрели, не отвечаешь), неумеренном (= избыточном; некрасивый, неприятный, немаленький, негромкий), немилосердно (не с наречием на -о, = жестоко; неинтересно, несправедливо, негромко), нередко (не с наречием на -о, = часто; невесело, неотчётливо, некрасиво), недостатков (не употребляется без не: неряха, ненастье, невежа), не подозревая (не с деепричастием; не отвечая, не убедившись, не улыбаясь), не совсем (с наречием на -о; не всерьёз, не замужем).
6. Какие диалектные слова встречаются в тексте? Определите их значение. В случае затруднения обратитесь к любому толковому словарю.
Караулка — сторожка или небольшое строение, в котором сторожит хозяин или охрана. Диалектное слово используется в южных районах России.
Бахча — огородное поле, на котором выращивают бахчевые культуры (арбузы, дыни).
Рогожка — грубая ткань, использовавшаяся для покрытия пола или обивки мебели, часто изо льна или джута.
Трещотка — приспособление или инструмент, издающий треск, использовавшийся для отпугивания птиц.
Хутор — это небольшое сельское поселение, обычно состоящее из одной или нескольких усадеб, расположенное в отдалении от других населённых пунктов. В историческом контексте хутора были характерны для Украины, южных и западных районов России, а также для степных регионов. На хуторах обычно проживала одна или несколько семей, занимающихся сельским хозяйством или животноводством.
Кавун — это арбуз. Слово «кавун» является диалектным и употребляется преимущественно на Украине и в южных областях России. Используется в разговорной речи, чтобы обозначить именно арбуз, сочный и сладкий плод, который традиционно выращивают в южных регионах.
Муштра — это строгое и утомительное обучение или тренировка, включающая однообразные упражнения и часто связанная с военной дисциплиной. В переносном значении слово может использоваться для обозначения излишне строгого контроля, требующего безусловного подчинения и точности выполнения команд. Муштра часто ассоциируется с однообразием и жёстким режимом.
7. Продублируйте таблицу «Разряды местоимений» в тетрадь и заполните её примерами из текста. Местоимения каких разрядов не представлены в тексте?
Разряды местоимений
Личные
Притяжательные
Указательные
Определительные
Относительные
Неопределённые
Отрицательные
В тексте не представлены неопределённые местоимения.
8. Порассуждайте, почему Кириллыч о своих подвигах «никогда не говорил, вероятно, и сам не подозревая, что броситься в пороховой погреб и вынуть из вертящейся бомбы горящую трубку — не совсем обыкновенное дело для человека». Приводя примеры из текста, предположите, какие черты характера отставного матроса подчёркивает автор.
Сочинение-размышление
Кириллыч — это образ человека, для которого служба и выполнение долга являются естественным состоянием, а не чем-то заслуживающим особого внимания или похвалы. Он никогда не рассказывал о своих подвигах, потому что сам не видел в них ничего выдающегося. Для него это было частью его обязанностей, продиктованных не внешним обстоятельством или желанием выделиться, а внутренней моральной установкой, которую он воспринимал как норму.
Автор подчёркивает, что Кириллыч — не просто храбрый человек, но и человек высокой нравственности, искренний и честный в своих поступках. Скромность и бескорыстие — вот те черты, которые ярче всего проявляются в его характере. Он никогда не говорил о том, что для других могло бы стать поводом для гордости или рассказов, потому что не считал героические поступки чем-то исключительным. Это подчёркивается в тексте словами автора: «сам не подозревал, что броситься в пороховой погреб и вынуть из вертящейся бомбы горящую трубку — не совсем обыкновенное дело для человека». Кириллыч просто делал то, что считал необходимым, не задумываясь о степени опасности или значимости своего поступка.
Примером этой установки является и его поведение на хуторе, где он живёт после службы. Автор описывает, как Кириллыч ежедневно трудится, не теряя интереса к жизни, несмотря на свой возраст и трудности. Его ответственность и преданность своему делу проявляются даже в обыденных заботах, таких как охрана бахчи, где он с такой же серьёзностью и ответственностью, как когда-то на службе, следит за своими «владениями». Здесь не важен масштаб поступков: будь то военный подвиг или борьба с воришками на бахче, Кириллыч остаётся тем же человеком, не терпящим лени, беспорядка и бездействия.
Его скромность проявляется и в том, что о его подвигах приходится узнавать от других людей, а не от него самого. Для Кириллыча быть героем — это не рассказывать о себе, не искать признания или славы. Он даже не подозревает, что поступок, который он совершил — броситься в пороховой погреб и вынуть из вертящейся бомбы горящую трубку, — заслуживает отдельного упоминания. Это подчёркивает его природное смирение и нежелание быть в центре внимания. Для него главное — это не то, что он совершил, а то, что он всегда был и остаётся верен своим принципам и чести.
Таким образом, автор создаёт образ настоящего героя, который измеряет свою жизнь не внешними оценками и суждениями, а внутренней правдой и ответственностью перед собой. Скромность, самоотверженность, чувство долга и внутренняя дисциплина — вот те качества, которые выделяют Кириллыча. Эти черты подчёркиваются как в его героических поступках, так и в повседневной жизни, показывая нам пример человека, для которого быть героем — значит просто оставаться честным перед собой и продолжать идти вперёд, выполняя своё дело так, как он считает нужным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением