Упр.85 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 85 1  Прочитайте диалог. Что отражает заголовок текста — тему или основную мысль? А какой заголовок вы дали бы этому тексту? Как вы понимаете смысл этой...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
85 1 Прочитайте диалог. Что отражает заголовок текста — тему или основную мысль? А какой заголовок вы дали бы этому тексту? Как вы понимаете смысл этой миниатюры?
Пример Солнца
Почему ты светишь, Солнце? спросила Осень. Разве ты не видишь, что лето прошло? Впереди зима, тут уж не до света. Смотри, Солнце, отморозишь лучи, с чем Весне покажешься?
И что же ответило Осени Солнце?
Зимой, сказало Солнце, светить трудно, но зимой особенно важно светить. Потому что зимой каждый лучик земле дорог.
Тебе всегда важно светить, — сказала Осень, кутаясь в тучу. — Весной тебе важно светить, летом тебе важно светить, зимой тебе важно светить... Почему тебе всегда так важно светить?
Солнце могло бы ответить так:
Потому что я Солнце.
Но оно так не сказало.
Оно не могло так сказать.
Солнце помолчало и тихо ответило:
Может быть, потому, что я больше ничего не умею.
(Ф. Кривая)
Заголовок «Пример Солнца» отражает скорее основную мысль текста: стремление делать своё дело независимо от времени года, внешних обстоятельств или трудностей. Солнце, даже зимой, когда светить сложно и, кажется, бессмысленно, продолжает выполнять свою миссию — светить. Я бы назвал этот текст «Верность своему призванию» или «Смысл света». Смысл миниатюры в том, что каждый должен выполнять своё предназначение, несмотря на обстоятельства. Солнце символизирует целеустремлённость и верность своему делу.
2. Почему Осень повторяет Солнцу: «Тебе важно светить»? Какую роль этот повтор играет в тексте? Как вы думаете, что хотел сказать автор?
Осень повторяет вопрос, чтобы подчеркнуть важность выбора и миссии Солнца. Повтор показывает настойчивость Осени, её желание понять и, возможно, убедить Солнце прекратить светить, ведь оно "теряет" свои лучи, но Солнце остаётся верным своему предназначению. Автор хотел подчеркнуть, что в жизни каждого есть своя важная цель, и не стоит отказываться от неё даже тогда, когда её значение подвергается сомнению.
3. Назовите тип текста и докажите правильность своего суждения.
Текст является диалогом с элементами рассуждения. Это видно по чередованию реплик двух персонажей и использованию риторических вопросов, в которых обсуждается смысл действия Солнца. Рассуждениями герои обосновывают свои точки зрения: Осень пытается понять, почему Солнце продолжает светить, а Солнце объясняет свою позицию.
4. Кому автор адресует вопрос в выделенном предложении? Как называется такой стилистический приём?
Выделенное предложение: «Почему тебе всегда так важно светить?».
Этот вопрос адресован самому Солнцу, но по сути его можно рассматривать как риторический вопрос, обращённый и к читателю. Осень, задавая этот вопрос, словно приглашает нас задуматься: что заставляет нас продолжать выполнять своё дело, несмотря на трудности? Этот приём называется риторическим вопросом, поскольку ответ на него подразумевается, но прямо не даётся.
5. Объясните знаки препинания в диалоге в первом абзаце.
— (тире вводит новую реплику диалога) Почему ты светишь, (запятая выделяет обращение) Солнце? (Предложение в прямой речи вопросительное) — (тире перед словами автора после прямой речи) спросила Осень. (Законченное предложение, поэтому в конце ставится точка) — (тире перед прямой речью, после слов автора) Разве ты не видишь, (запятая разделяет главную и придаточную части) что лето прошло? Впереди зима, (запятая разделяет главную и придаточную части) тут уж не до света. Смотри, Солнце, (запятые выделяют обращение) отморозишь лучи, (запятая разделяет главную и придаточную части) с чем Весне покажешься?
6. Какие предложения по структуре преобладают в тексте? Почему?
В тексте преобладают сложные предложения, так как они позволяют передать ход рассуждений персонажей и выразить их мысли в полной мере. Сложные предложения помогают лучше понять позицию героев, а также обосновать их аргументы и точки зрения.
7. Почему писатель употребляет прописные буквы в тексте?
Писатель употребляет прописные буквы для выделения и акцентирования внимания на значимости некоторых слов. Например, "Солнце" и "Осень" пишутся с заглавной буквы, потому что они приобретают обобщённый, символический смысл, представляя собой персонифицированные образы, что придаёт тексту философскую окраску.
8. К какому жанру вы отнесёте этот текст?
Этот текст относится к жанру притчи. Притча имеет аллегорический характер и содержит нравоучение или глубокую философскую мысль. В данном случае текст раскрывает важность верности своему предназначению и постоянства в выполнении своей миссии.
9. Найдите в тексте обращения, которые соответствуют схемам:
1) Почему ты светишь, Солнце?
2) Смотри, Солнце, отморозишь лучи, с чем Весне покажешься?
10. Какие временные формы глагола использованы в тексте? Как вы полагаете, почему?
В тексте использованы глаголы в настоящем и прошедшем времени.
• Настоящее время используется в речи Осени, чтобы подчеркнуть её обращение к Солнцу и актуальность происходящего: «Почему ты светишь?», «Разве ты не видишь?». Оно показывает, что речь идёт о событиях, которые происходят прямо сейчас, в момент обращения.
• Прошедшее время появляется в авторском повествовании: «сказало Солнце», «спросила Осень». Это создаёт ощущение, что история уже произошла и её пересказывают читателю, что добавляет тексту некоторую завершённость и спокойствие.
Такое чередование времён позволяет одновременно передать непосредственность диалога и в то же время сделать акцент на завершённости и непрерывности процесса — Солнце всегда светило, светит и будет светить, несмотря на изменения времён года.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением