Ответы на вопросы на стр.81 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Что сближает Моцарта и Сальери и что их разъединяет?Моцарт и Сальери, будучи главными героями трагедии Александра Сергеевича Пушкина,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Что сближает Моцарта и Сальери и что их разъединяет?
Моцарт и Сальери, будучи главными героями трагедии Александра Сергеевича Пушкина, являются представителями двух разных подходов к искусству и жизни, несмотря на то, что они оба служат музыке. Их объединяет принадлежность к миру искусства, но разъединяет отношение к творчеству и к своему предназначению.
Что сближает Моцарта и Сальери?
1. Любовь к искусству. Оба героя преданы музыке. Сальери, как и Моцарт, видит свою жизнь как служение искусству. Он посвятил себя музыке с детства, отказавшись от других удовольствий жизни ради искусства. Для него музыка — это его призвание, и он серьёзно относится к своему делу.
2. Самоотверженность и труд. Сальери не просто любит музыку, он готов жертвовать собой ради неё, воспринимая своё занятие как священный труд. Он усердно работает над своими произведениями, стремится к совершенству и считает, что только через труд можно достичь высот в искусстве. Хотя Моцарт не проявляет такую же трудовую дисциплину, его внутренняя связь с музыкой также постоянна, и он живёт ею, даже если это выглядит беспечным.
Что их разъединяет?
1. Отношение к искусству. Главное различие между Моцартом и Сальери заключается в их отношении к творчеству. Для Моцарта музыка — это естественное выражение его души, он создаёт её не ради выгоды или признания, а просто потому, что не может иначе. Музыка для него — божественный дар, который он воплощает без особых усилий. В то время как для Сальери искусство — это тяжёлый труд, требующий дисциплины и жертвенности. Он верит, что признание и гениальность достигаются через упорные труды, и это его обрекает на трагедию, так как он не видит в себе естественного дара, который есть у Моцарта.
2. Чувство избранности. Моцарт воспринимает свою гениальность как божий дар, которым он благословлён, но не считает себя выше других людей. Он живёт просто, не задумываясь о своей "избранности". Сальери же мучительно стремится стать избранным, но понимает, что гений ему не дарован. Это вызывает в нём зависть к Моцарту, который получает признание и творит с лёгкостью, что кажется Сальери несправедливостью.
3. Отношение к людям и жизни. Моцарт, несмотря на свою гениальность, остаётся открытым, жизнерадостным человеком, который не презирает других, даже тех, кто не понимает или плохо исполняет его музыку. Сальери же, напротив, глубоко обособлен и презирает тех, кто, по его мнению, не достоин искусства. Он чувствует себя одиноким, что усиливает его внутренний конфликт.
4. Цель в искусстве. Для Моцарта музыка — это средство выражения красоты и гармонии бытия, она не имеет никакой другой цели, кроме как быть сама по себе. Сальери же ищет в искусстве «презренную пользу» — он хочет признания, славы, благодарности от людей. Он считает, что его труд должен быть вознаграждён, что искусство должно наставлять и приносить пользу людям.
Разъединяющая сила зависти
Трагедия Сальери заключается в его неспособности принять, что гений не зависит от труда и стараний. Видя лёгкость, с которой Моцарт творит шедевры, Сальери не может смириться с тем, что божественная гениальность досталась тому, кто, по его мнению, не достоин её. Именно это ощущение несправедливости и зависти приводит Сальери к роковому решению — убийству Моцарта. Таким образом, Сальери, который всю жизнь стремился к возвышенному, по сути, становится орудием низменных страстей, противоречащих его же высоким идеалам.
2. Почему Сальери презирает жизнь, презирает слепого старика?
Сальери презирает жизнь и слепого старика по нескольким причинам, которые коренятся в его глубоком внутреннем конфликте и ощущении несправедливости миропорядка.
Презрение к жизни
Сальери презирает жизнь, потому что он не может смириться с тем, что она несправедлива. Для него труд, самоотверженность и преданность искусству должны быть вознаграждены гениальностью и признанием. Однако он видит, что гений достался не ему, а Моцарту — человеку, который, по его мнению, не заслужил его через труд. Сальери считает, что мир несправедлив, так как гениальность и талант, на его взгляд, даны Моцарту «даром», без усилий и жертв. Это осознание вызывает у Сальери глубокую зависть и разочарование в жизни.
Кроме того, Сальери посвящает свою жизнь искусству, отказываясь от многих радостей обычной человеческой жизни. Он воспринимает искусство как нечто священное, требующее полной самоотдачи, и считает, что ради этого стоит жертвовать земными удовольствиями и повседневной жизнью. В результате он отдаляется от жизни, обособляется от мира, его восприятие становится суровым и холодным. Отсюда и его признание: «Мало жизнь люблю».
Презрение к слепому старику
Презрение Сальери к слепому старику, который играет на скрипке, также связано с его отношением к искусству. Для Сальери музыка — это высшее проявление человеческого духа, искусство требует совершенства, точности и профессионализма. Когда он слышит, как слепой старик неумело играет на скрипке, это вызывает у него возмущение. Он воспринимает плохое исполнение как оскорбление самого искусства, как насмешку над тем, что для него священно.
В отличие от Моцарта, который смеётся над исполнением старика, Сальери испытывает презрение, потому что видит в этом проявление непочтения к музыке, к тому, чему он посвятил свою жизнь. Сальери не видит в старике простого человека, который играет ради собственного удовольствия или пропитания; для него это нарушение святого порядка, в котором искусство должно быть чистым и возвышенным. В результате он чувствует себя оскорблённым, что усиливает его отчуждённость от жизни и людей.
Таким образом, презрение Сальери к жизни и слепому старику коренится в его разочаровании в несправедливости миропорядка и его строгом отношении к искусству. Ему кажется, что люди, не наделённые гениальностью, не достойны прикасаться к музыке, и это вызывает у него глубокое внутреннее недовольство и зависть к тем, кто обладает даром, недоступным ему самому.
3. Постарайтесь дать характеристику каждому герою, цитируя пушкинский текст.
В трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» оба героя — Моцарт и Сальери — представлены как контрастные фигуры, противопоставленные друг другу не только в отношении к музыке, но и к жизни. Оба они принадлежат к миру искусства, но различаются своими взглядами на гениальность, творчество и судьбу.
Характеристика Сальери:
1. Самоотверженность и трудолюбие. Сальери представляет собой воплощение того, кто всю свою жизнь посвятил музыке через упорный труд. Он осознаёт, что гениальность требует жертв:
o «Родился я с любовию к искусству; / Ребёнком, будучи, когда высоко / Звучал орган в старинной церкви нашей, / Я слушал и заслушивался — слёзы / Невольные и сладкие текли».
o «Отверг я рано праздные забавы; / Науки, чуждые музыке, былого / Я чужд, упрямо и надменно их / Отринул — и предался одной музыке».
Он видит свою жизнь как жертвенное служение искусству, отказываясь от радостей и увлечений, чтобы достичь вершин в музыке. Для Сальери искусство — это подвиг, требующий полного посвящения.
2. Зависть к Моцарту. Главная трагедия Сальери заключается в его зависти к Моцарту, который, по его мнению, обладает гением, не заслуженным трудом. Сальери не может смириться с тем, что гениальность может быть дарована так легко:
o «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь. / Я знаю, я».
Для Сальери гениальность Моцарта — это воплощение несправедливости, так как она дана Моцарту «просто так», тогда как он сам всю жизнь трудился, чтобы достичь совершенства.
3. Презрение к людям и жизни. Сальери презирает окружающих, особенно тех, кто, по его мнению, не понимает величие искусства:
o «Мало жизнь люблю, / Но я живу, чтоб делать жить искусство...»
Он также презирает слепого старика, который плохо играет на скрипке, считая это оскорблением искусства:
o «Ты слышал / Этого скрипача на улице? Ты слышал? / Подумать только: этот жалкий скрипач / Моцарта исполнял, и в его руках / Искусство умирало».
4. Моральное падение и чувство ответственности. Сальери приходит к мысли, что обязан убить Моцарта ради восстановления справедливости. Он видит это как долг перед искусством и обществом:
o «Нет, не могу противиться я долгу: / Не перестану думать, что мой долг — / Прервать его. Он должен умереть».
Тем не менее, после того как он отравляет Моцарта, Сальери осознаёт своё падение. Он понимает, что его поступок — это не высшее правосудие, а злодейство:
o «Я совершил злодейство! / Моцарт погибает».
Характеристика Моцарта:
1. Естественная гениальность. Моцарт — это воплощение гения, которому дарована божественная способность создавать музыку с лёгкостью. Его талант не требует от него таких усилий, как у Сальери. Для Моцарта музыка — это естественное проявление его души:
o «Гений и злодейство — две вещи несовместные».
Его подход к музыке прост и непринуждён: «Музыка так и льётся из него», и он играет свои произведения с лёгкостью, не задумываясь о своём величии.
2. Жизнерадостность и беспечность. Моцарт жизнерадостен и беспечен, он смотрит на жизнь легко и с весельем. Это особенно ярко проявляется, когда он смеётся над игрой слепого скрипача:
o «Моцарт (смеётся). Что ж, брат Сальери! Ты был прав: я думал, / Ты пошутил, а вышло что? / Бедняк тебя обидел».
Моцарт легко относится к жизни и не замыкается в себе, он ценит радость, шутку и дружбу.
3. Отсутствие высокомерия. Несмотря на свою гениальность, Моцарт не ставит себя выше других людей, он не воспринимает себя как кого-то особенного или избранного:
o «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь. / Я знаю, я. / Моцарт. Ба! право? может быть... / Но божество моё проголодалось».
Он воспринимает свою гениальность как естественное проявление, не гордится ею и не стремится возвыситься над другими.
4. Трагическая беспечность. В финале трагедии Моцарт показывает свою беспечность по отношению к жизни и даже к собственной смерти. Он не подозревает, что Сальери собирается его отравить, и спокойно выпивает яд. Это подчеркивает его доверчивость и отсутствие злобы:
o «Великий человек должен носить венец терновый, / Не наслажденье».
Таким образом, Моцарт остаётся в трагедии символом вдохновённого, беззаботного творца, который живёт в гармонии с собой и миром, не осознавая угрозы.
Заключение:
Моцарт и Сальери — это два противоположных полюса: вдохновенный, беспечный гений и трудолюбивый, но завистливый мастер. Моцарт олицетворяет природную лёгкость и гармонию, дарованную свыше, тогда как Сальери — это символ страданий, зависти и напряжённой работы, которая так и не привела его к гениальности.
4. Какой герой произнёс слова: «...Гений и злодейство — / Две вещи несовместные»? Как характер и поступки персонажей произведения «Моцарт и Сальери» в той или иной степени связаны с этой фразой?
Слова «...Гений и злодейство — / Две вещи несовместные» произносит Моцарт в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Эти слова отражают его внутреннюю убеждённость в том, что истинный гений не может быть связан с чем-то злым и преступным. Для Моцарта гениальность — это дар свыше, который должен служить лишь высшим целям, и он не может ассоциироваться с низменными поступками, такими как зависть или злодейство.
Связь этой фразы с характерами и поступками героев:
1. Моцарт:
o Характер. Моцарт является воплощением гениальности, лёгкости и чистоты в искусстве. Для него музыка — это естественное выражение гармонии, и он видит гениальность как нечто прекрасное и светлое, противоположное злу. Он живёт в мире искусства и в гармонии с собой, не воспринимая зависть или злобу как часть своей жизни. Его беспечный и жизнерадостный характер подчёркивает, что для него творчество и гениальность неразрывно связаны с добром и светом.
o Поступки. Моцарт доверяет людям и не подозревает в них злого умысла, даже когда пьёт отравленное Сальери вино. Его поступки соответствуют его убеждениям: он не способен на злодейство и не понимает, как гениальный человек может совершить что-то низменное.
Фраза «Гений и злодейство — две вещи несовместные» для Моцарта выражает его внутреннюю гармонию и веру в то, что истинный талант должен служить лишь благу.
2. Сальери:
o Характер. Сальери, напротив, видит гениальность иначе. Для него гений — это результат трудолюбия и жертвенности, и он не может смириться с тем, что гениальность досталась Моцарту, который, по его мнению, не заслужил её через труд. Сальери завидует лёгкости, с которой Моцарт творит, и его зависть перерастает в злодейство. Он приходит к мысли, что должен уничтожить Моцарта, так как видит в нём несправедливую «ошибку» миропорядка.
o Поступки. Сальери нарушает своё убеждение о том, что гений и злодейство несовместимы, совершая преступление. Он, признавая гениальность Моцарта, одновременно осознаёт, что сам не может достичь таких высот, и решает устранить своего соперника. Его поступок — убийство Моцарта — демонстрирует, что Сальери, будучи мастером искусства, совершает злодейство, разрушая тем самым своё собственное убеждение о высокой морали искусства.
Парадокс в том, что Сальери, несмотря на осознание гениальности Моцарта, идёт на преступление, нарушая принцип, который он сам, как жрец искусства, должен был защищать. Его злодейство является свидетельством того, что зависть и злоба могут победить даже самые высокие идеалы.
Заключение:
Фраза «Гений и злодейство — две вещи несовместные», произнесённая Моцартом, отражает его убеждение в светлой природе гениальности. В то время как Моцарт остаётся верен этому принципу, Сальери нарушает его, став воплощением трагического конфликта между гениальностью и злодейством.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
«Моцарт и Сальеры»
1. В трагедии «Моцарт и Сальери» два музыканта, «избранники небес». Они противоположны по отношению к миру: Моцарт уверен, что бытие устроено гармонично, Сальери презирает «низкую жизнь», возвышая себя над людьми. Как средствами художественного чтения актёры передают сходство и различия взглядов и характеров Моцарта и Сальери?
Актёры, исполняющие роли в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», передают различие взглядов и характеров героев с помощью выразительных средств. Моцарт представлен лёгким и жизнерадостным — его речь звучит плавно, энергично, с ярким и сильным голосом. Он говорит уверенно, но непринуждённо, с нотками веселья, иногда даже шутливо. Паузы в его репликах помогают подчеркнуть ключевые моменты, показывая, что его мысли текут свободно и легко. Диапазон его настроений разнообразен — от беззаботного смеха до моментов философского раздумья и умиротворённой гармонии, что подчёркивает его связь с идеей божественной гармонии бытия.
Сальери же актёр изображает раздражённым и напряжённым. Его речь звучит резко, прерывисто, с частыми эмоциональными скачками. Голос актёра то повышается, демонстрируя внутреннюю зависть и недовольство, то становится тусклым и приглушённым, отражая скрытую зависть и глухое разочарование. Это несоответствие в голосе и интонациях помогает передать его внутренний конфликт, неудовлетворённость собой и окружающим миром. Речь Сальери лишена той гармонии, которую он сам стремится достичь через искусство, но которую он не способен воспринять так, как это делает Моцарт.
2. Чем заканчивается диалог музыкантов? Почему так взволнованно и трагически звучит концовка? Какова роль музыки в усилении эмоционального напряжения в финале этой сцены?
Диалог музыкантов в пьесе "Моцарт и Сальери" А. С. Пушкина завершается трагически, оставляя ощущение надвигающейся гибели великого гения. По сюжету, Моцарт играет реквием, и это вызывает у Сальери слёзы. Музыка усиливает эмоциональное напряжение сцены, создавая атмосферу предчувствия и неизбежности. Реквием, траурное произведение, становится символом надвигающейся смерти, и хотя Моцарт сам не осознаёт всей трагичности происходящего, для зрителя и Сальери эта музыка звучит как предвестие его гибели.
Концовка особенно взволнованна и трагична, потому что Моцарт начинает чувствовать себя нездорово и уходит, не подозревая о роковом замысле своего друга. Сальери, оставаясь один, погружается в глубокие размышления, пытаясь понять, кто он — гений или злодей. Музыка, прозвучавшая в сцене, не только подчёркивает трагическую развязку, но и служит зеркалом для внутреннего конфликта Сальери, который мучается вопросом о своей роли в судьбе великого Моцарта.
3. Работаем в парах. Подготовьте выразительное чтение сцены из трагедии «Моцарт и Сальери», подчеркнув разное отношение героев к жизни и к творчеству, различие характеров двух композиторов.
Для подготовки выразительного чтения сцены из трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина важно учитывать разные отношения героев к жизни и творчеству, что отражается в их характерах и манере речи. Вот несколько рекомендаций для передачи этих различий с помощью интонации, темпа речи и пауз.
Моцарт:
1. Интонация и темп. Речь Моцарта должна быть лёгкой, непринуждённой, иногда игривой. Он говорит свободно, без напряжения, как человек, который наслаждается жизнью и искусством. Интонации могут варьироваться от жизнерадостных и весёлых до задумчивых, но всегда остаются спокойными и естественными.
o «Ты слышал? Это чудо! Просто не могу удержаться от смеха» — произнесите с улыбкой и беззаботностью.
o «Ба! Право? Может быть...» — спокойная, доверчивая реакция на слова Сальери, произнесённая с лёгким недоумением.
2. Паузы. Паузы в репликах Моцарта могут быть короткими, они показывают, что его мысли легко текут, и он не чувствует необходимости углубляться в размышления или задерживаться на сложных вопросах. Это подчёркивает его беспечность и жизнерадостность.
3. Настроение. В разных моментах Моцарт может менять настроение — от веселья до лёгкого смущения или задумчивости, когда речь заходит о более серьёзных темах. Важно передать его внутреннее спокойствие и гармонию, когда он говорит о жизни и музыке.
Сальери:
1. Интонация и темп. Сальери говорит более напряжённо, его речь может быть резкой и прерывистой, когда он размышляет о несправедливости мира и своей зависти к Моцарту. Интонация должна быть более тяжёлой и задумчивой, подчёркивая его внутренние страдания и глубокую зависть.
o «Нет правды на земле… но правды нет и выше!» — произнесите с горечью и подавленным отчаянием.
o «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь. Я знаю, я...» — эти слова должны звучать с внутренней болью, словно Сальери осознаёт свою ничтожность перед Моцартом.
2. Паузы. В речи Сальери паузы могут быть длиннее и глубже, что отражает его размышления и внутренний конфликт. Каждое его слово должно казаться взвешенным и тяжёлым, как будто каждое слово — результат долгих раздумий и страданий.
3. Настроение. Сальери, в отличие от Моцарта, почти всегда напряжён, даже когда внешне спокоен. Его настроение колеблется между завистью, презрением и мучительными сомнениями. Это нужно передать через резкие интонационные скачки — от тихого, подавленного голоса до эмоциональных всплесков.
Пример:
• Моцарт: «Ба! Право? Может быть...» (произнесите с лёгким смущением, будто он не принимает всерьёз слова Сальери).
• Сальери: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь. Я знаю, я...» (с подчёркнутым горем и завистью, как будто эта мысль терзает его изнутри).
Заключение:
Выразительное чтение должно отражать контраст между лёгкостью, жизнерадостностью и естественностью Моцарта и тяжестью, завистью и разочарованием Сальери. Этот контраст подчёркивает разные взгляды на жизнь и творчество, а также глубину внутреннего конфликта Сальери.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением