Стр.80 Часть 1 ГДЗ Матвеева 4 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Матвеева 4 класс, Просвещение:
3
1. Прочитай слова. Какие из них можно назвать однокоренными? Почему?
Птичка, слово, говорить, общий, птицелов, общение, словесный, проговорить, птичье, послесловие, приобщить, разговорный, словечко, разговор, говорок, общественный, птица, подговорил, поговорить, словник.
Однокоренные слова имеют общий корень. Однокоренные слова связаны не только общей морфемой (корнем), но и близостью значений. Например, слово связано с речью, а словник — это собрание слов, подговорил — действие, связанное с речью, и т.д.
2. Выпиши однокоренные слова группами. Выдели в словах корень. Продолжи ряды однокоренных слов.
Образец: город — городок, пригород.
1) Птица – птичка, птицелов, птичье.
2) Слово – словесный, послесловие, словечко, словник.
3) Разговор – говорить, проговорить, разговорный, говорок, подговорил, поговорить.
4) Общение – общий, приобщить, общественный.
3. С помощью каких морфем образуются новые слова? Расскажи об этих морфемах.
В образовании новых слов ключевую роль играют приставки и суффиксы. Приставки добавляются перед корнем слова и изменяют или уточняют его значение. Например, слово «бежать» с приставкой «у-» превращается в «убежать», что добавляет значение удаления или ухода. Приставки позволяют создавать слова с противоположным значением, указывают
Суффиксы, в свою очередь, располагаются после корня и придают слову новое значение или изменяют его принадлежность к части речи. Например, добавление суффикса «-чик» к слову «стол» образует слово «столик», которое обозначает уменьшительно-ласкательную форму предмета. Суффиксы часто используются для образования существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Они позволяют выразить эмоциональные оттенки, такие как уменьшительно-ласкательное значение или степень качества.
4. Спиши текст. Назови однокоренные слова.
С утра начал накрапывать мелкий дождь. Каждая дождинка была холодной и прозрачной. Я вытянул ладошку, чтобы поймать несколько капель. Моя ладонь мгновенно стала мокрой. Я любовался дождевыми капельками.
С утра начал накрапывать мелкий дождь. Каждая дождинка была холодной и прозрачной. Я вытянул ладошку, чтобы поймать несколько капель. Моя ладонь мгновенно стала мокрой. Я любовался дождевыми капельками.
5. Выпиши ряды однокоренных слов. Выдели в словах корень. Какая морфема участвует в образовании новых слов? Обозначь её.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Разбор слова по составу
Дождь, дождинка, дождевыми.
Капель, капельками.
В образовании новых слов участвует такая морфема, как суффикс.
1
1.Образуй от слова его формы, изменяя окончание. Запиши слова группами. Выдели в словах окончание.
1) Птичка, птичку, ..; 2) говорить, говорю, ...; 3) разговорный, разговорная, ... .
1) Птичка, птичку, птички, птичке, птичкой.
2) Говорить, говорю, говоришь, говорят, говорим.
3) Разговорный, разговорная, разговорное, разговорные.
2. Укажи грамматические признаки слов.
1) Птичка (существительное, 1-е скл. ед. ч. ж. р. И. п.); птичку (существительное, 1-е скл. ед. ч. ж. р. В. п.); птички (существительное, 1-е скл. ед. ч. ж. р. Р. п.); птичке (существительное, 1-е скл. ед. ч. ж. р. Д. п.); птичкой (существительное, 1-е скл. ед. ч. ж. р. Т. п.).
2) Говорить (глагол, неопределенная форма); говорю (глагол, настоящее время, ед. ч.); говоришь (глагол, настоящее время, ед. ч.); говорят (глагол, настоящее время, мн. ч.); говорим (глагол, настоящее время, мн. ч.).
3) Разговорный (прилагательное, ед. ч. м. р.); разговорная (прилагательное, ед. ч. ж. р.); разговорное (прилагательное, ед. ч. с. р.); разговорные (прилагательное, мн. ч.).
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением