Стр.79 Часть 1 ГДЗ Матвеева 4 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Матвеева 4 класс, Просвещение:
2
1. Изучи схему. Как образуются формы слова? А новые слова? Что важно знать о способах образования слов? Поясни своё мнение.
ряд
ряду
рядом
о ряде
ряды
рядов
рядами
о рядах
ряда
ряд
рядочек
рядовой
порядок
беспорядок
отряд
подряд
заряд
рядок
Как образуются формы слова?
Формы слова образуются с помощью окончаний или служебных слов, которые изменяют грамматические характеристики, но сохраняют лексическое значение корня. На схеме видно, как слово ряд изменяется по падежам и числам: ряда, ряду, рядом, рядами. Эти изменения показывают, что слово остаётся одним и тем же, но выполняет разные функции в предложении (например, подлежащее, дополнение и т.д.).
Как образуются новые слова?
Новые слова образуются путём добавления приставок, суффиксов, или составления слов. На схеме видно, как от корня ряд образуются новые слова:
• С помощью приставок: заряд, подряд, отряд, беспорядок.
• С помощью суффиксов: рядочек, рядовой.
• Путём сложения: порядок (приставка "по-" + корень "ряд" + суффикс "-ок").
Эти процессы изменяют не только форму, но и лексическое значение слова, что позволяет создавать новые понятия.
Что важно знать о способах образования слов?
1. Морфемный анализ: Понимание структуры слова помогает определить его значение и способ образования. Например, приставки могут добавлять направление или отрицание (порядок — беспорядок).
2. Роль корня: Корень сохраняет основное лексическое значение, от которого зависят все производные слова.
3. Многозначность: Образованные слова могут приобретать новые значения, которые зависят от контекста. Например, заряд может означать как физическое явление, так и энтузиазм.
4. Грамматические функции: Формы слова позволяют правильно использовать его в предложении, а новые слова расширяют лексический запас языка.
Итог:
Формы слова помогают выражать его грамматические характеристики, а новые слова создают возможность передачи новых смыслов. Знание способов образования слов важно для понимания структуры языка и обогащения речи.
2. Образуйте и запишите: 1) формы слова; 2) однокоренные слова. Обозначьте морфемы, используя схемы из задания 1.
Мир, чудо, сон, слон, пена, пень, гром, речь, река.
1) Мира, миру, мир, миром, о мире; чудо, чуда, чуду, чудом, о чуде; сон, сна, сну, сном, о сне; слон, слона, слону, слоном, о слоне; пена, пены, пене, пену, пеной; пень, пня, пню, пнем, о пне; гром, грома, грому, громом, о громе; речь, речи, речью; река, реки, реке, реку, рекой.
2) Мирный, мириться; чудить, чудесный; сонный, сонливый; слоновий, слоник…; пенный, пенится; пенёк…, пнистый; громоотвод…, громыхать; речевой, речистый; речка, речной.
3. Какие слова образованы с помощью суффиксов?
Суффиксальным способом образованы все слова, кроме слов «пенится, громоотвод».
4. Проверьте работу в паре.
Проверка в парах.
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением