Ответы на вопросы на стр.73-74 Часть 1 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)

Изображение Л. Н. ТолстойСтрекоза и муравьиОсенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
Л. Н. Толстой
Стрекоза и муравьи
Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».
1. Обратите внимание на особенности басни Л. Н. Толстого. В какой форме она написана? Кто герои басни? Как автор описывает их?
Басня Льва Толстого «Стрекоза и муравей» написана в прозаической форме, то есть в виде короткого повествования, а не стихотворения. Это отличает её от классических басен Ивана Крылова и Ивана Хемницера, которые чаще были рифмованными.
Герои басни:
1. Стрекоза представлена как легкомысленный персонаж, который всё лето веселился и не подготовился к зиме. Когда пришли холода, она оказалась в затруднительном положении и была вынуждена обратиться за помощью к Муравьям.
2. Муравьи — трудолюбивые и предусмотрительные, они всё лето собирали запасы и заботились о своём благополучии. Когда Стрекоза попросила у них еды, они отказали ей, напомнив о её легкомыслии.
Описание героев:
Толстой описывает Стрекозу и Муравьёв очень кратко и лаконично. Он показывает Стрекозу легкомысленной и беззаботной, а Муравьёв — практичными и усердными. Ответ Муравьёв «Если летом играла, зимой пляши» подчёркивает их строгость и справедливость: они не готовы помогать тем, кто сам не старался.
Особенности басни:
Эта версия басни отличается от других тем, что её мораль и смысл передаются без лишних слов. Толстой, как и Крылов, подчёркивает важность труда и предусмотрительности, но делает это в более простой и сжатой форме, концентрируя внимание на поступках героев и их последствиях.
2. Сравните басни И. И. Хемницера, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого. Заполните таблицу в тетради.
Фамилия автора, заголовок басни
Форма записи текста (стихотворная, прозаическая)
Мораль басни
Аллегория (трудолюбие, легкомыслие, жадность, милосердие и т. д.)
3. Инсценируйте одну из басен.
Для инсценировки басни Ивана Хемницера «Стрекоза» можно распределить роли и использовать оригинальный текст автора. Вот как это можно сделать на сцене.
Действующие лица:
• Ведущий — читает описательную часть и передаёт атмосферу.
• Стрекоза — беспечная героиня, просит помощи у Муравья.
• Муравей — трудолюбивый герой, который сначала упрекает, а затем помогает Стрекозе.
Сценарий
Сцена 1: Лето
Ведущий: Всё лето стрекоза только и делала, что пела; а как пришла зима, так и хлеба не стало в запасе.
(На сцене Стрекоза танцует и поёт, весело проводя время. Муравей на другом конце сцены работает и делает запасы на зиму.)
Сцена 2: Осень
Ведущий: И просит муравья:
(Стрекоза подбегает к Муравью.)
Стрекоза: «Помилуй, муравей, не дай мне погибнуть в моей крайности: нет ни хлеба, ни зерна, и как мне быть, не знаю. Не можешь ли ты одолжить мне хоть что-нибудь, чтобы хоть как-то дожить до лета? А как лето придёт, я, право, обещаю тебе всё вдвое заплатить».
Муравей: «Как же ты не запаслась ничем за всё лето?»
Стрекоза: "Так, виновата в том, что уж не взыщи. Я всё хотела запастись, да целое лето проспала."
Муравей: «Проспала? Хорошо! теперь поди поищи».
Сцена 3: Назидание и помощь
Ведущий: Но это муравей сказал ей только в назидание, а сам из жалости дал ей хлеба на пропитание.
(Муравей отдаёт Стрекозе хлеб, а она благодарит его.)
Возьмите в библиотеке книгу-сборник Л. Н. Толстого «Детям» и познакомьтесь с другими баснями писателя.
Сборник Льва Толстого «Детям» содержит несколько поучительных басен, написанных простым и доступным языком. Вот краткий обзор некоторых из них:
1. «Стрекоза и муравей» — эта басня рассказывает о легкомысленной Стрекозе, которая всё лето развлекается, а с наступлением холодов обращается за помощью к трудолюбивым Муравьям. Басня учит ответственности и важности подготовки к будущим трудностям.
2. «Волк и коза» — в этой истории Волк хочет обмануть Козу и пробраться к козлятам. Басня напоминает о том, что нужно быть осторожным и не доверять каждому, особенно если кто-то пытается подружиться с тобой обманом.
3. «Кот и повар» — басня о том, как Кот украл у Повара мясо. Когда Повар обвинил Кота, тот начал оправдываться, но Повар остался непреклонен. Эта история подчёркивает важность честности и показывает, что обман рано или поздно раскрывается.
4. «Лев и мышь» — в этой басне маленькая Мышь помогает большому и сильному Льву, освобождая его из ловушки. Басня учит, что даже самые маленькие могут оказать помощь и что добро часто возвращается.
Сборник «Детям» включает короткие, но очень поучительные рассказы и басни, каждая из которых имеет мораль и помогает детям понять.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением