Ответы на вопросы на стр.71 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какую роль играет в стихотворении строфа, рассказывающая о вечерней вьюге? Каковы картины зимнего утра? В стихотворении поэт использовал...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какую роль играет в стихотворении строфа, рассказывающая о вечерней вьюге? Каковы картины зимнего утра? В стихотворении поэт использовал приём противопоставления картин, противоположных по настроению. Такой приём называется антитезой.
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» строфа, рассказывающая о вечерней вьюге, играет важную роль, создавая контраст между мрачным и суровым вечером и ярким, радостным зимним утром. Этот контраст подчёркивает приём антитезы, который поэт использует для усиления впечатлений и настроений.
Вечерняя вьюга
Строфа о вечерней вьюге описывает суровые и мрачные картины зимней ночи:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно…
Эта строфа передаёт образ вьюги, бушующей ночью. Небо мутное, скрытое мглой, луна едва видна сквозь тучи, напоминая бледное пятно. Всё вокруг кажется мрачным и печальным, что усиливается описанием печали человека, сидящего в доме. Картины вечерней вьюги создают атмосферу холода, мрака и одиночества.
Зимнее утро
В противоположность этому, картины зимнего утра полны света, красоты и радости:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Эти строки описывают ясное утро с голубым небом, снегом, сверкающим на солнце, и прозрачным лесом. Ели, покрытые инеем, и блестящая подо льдом речка создают живописные образы, наполненные светом и жизнью. Здесь нет ни мрака, ни печали — всё вокруг радует глаз и душу.
Влияние антитезы
Используя антитезу — противопоставление мрачного вечера и яркого утра — Пушкин достигает нескольких эффектов:
• Усиление восприятия: Контраст помогает более ярко воспринять каждую картину. Мрачный вечер кажется ещё более суровым на фоне светлого и радостного утра, и наоборот.
• Передача настроения: Вечерняя сцена вызывает чувство печали и одиночества, в то время как утренняя сцена приносит радость и надежду.
• Динамика стихотворения: Переход от вечера к утру создаёт динамику, живость, ощущение движения времени и смены настроений.
Заключение
Пушкин мастерски использует антитезу в стихотворении «Зимнее утро», противопоставляя мрачную вьюгу радостному утру. Эти контрастные образы не только делают стихотворение ярким и запоминающимся, но и передают глубокие эмоциональные переживания, создавая полное погружение в атмосферу зимнего дня.
2. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения) помогают Пушкину так просто, задушевно рассказать о морозном зимнем утре, о настроении, которое появляется в душе поэта, вспоминающего вьюгу, созерцающего сверкающие картины зимнего морозного утра?
В стихотворении Пушкина "Зимнее утро" эпитеты и сравнения помогают создать яркие и эмоциональные образы, передающие настроение зимнего утра. Мороз и солнце; день чудесный; друг прелестный; северной Авроры; мгла носилась; луна, как бледное пятно; мрачные тучи; голубыми небесами; великолепными коврами; янтарным блеском; звездою севера явись. Эти художественные средства позволяют Пушкину так просто и задушевно рассказать о морозном зимнем утре и о настроении, которое появляется в душе поэта, вспоминающего вьюгу и созерцающего сверкающие картины зимнего утра.
Фонохрестоматия (((( Слушаем актёрское чтение )))
А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
1. Какие эпитеты находит поэт, чтобы выразить восторг, ликование, радость? Какие эпитеты характеризуют вечер накануне солнечного утра?
Эпитеты, выражающие восторг: голубыми, великолепными, прозрачный, янтарным, весёлым, нетерпеливого.
Эпитеты, характеризующие вечер: мутном, бледное, мрачные, печальная.
2. Как актёр своим чтением помогает нам пережить радость утра и печаль вечера?
Актёр читает строки о вечере печально, а строки об утре – радостно. Он меняет интонацию, тембр голоса, ритм речи.
3. Постоянна ли радость лирического героя? Какие чувства он переживает в финале стихотворения? Как актёр показывает произошедшую смену настроения?
Радость лирического героя непостоянна. Как только он начинает говорить о вечере, интонация его становится печальной. Когда же чтец читает описание утра интонация становится весёлой, радостной.
Стихотворение Александра Пушкина "Зимнее утро" начинается с описания радостного, яркого зимнего утра, что вызывает восторг и восхищение у лирического героя. Он с радостью делится с другом впечатлениями от увиденной красоты. Однако, как только герой начинает вспоминать о вечере, его настроение меняется, и он погружается в грустные мысли, вспоминая о холодной и суровой вьюге. Но затем, вновь обращаясь к утру, он снова наполняется радостью и восхищением природой. В финале стихотворения интонация героя становится более задумчивой и спокойной, словно он предается размышлениям о жизни и природе. Таким образом, смену настроений герой выражает через изменение интонации, что подчеркивает непостоянство его радости и глубину эмоциональных переживаний.
4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, постарайтесь при этом передать движение, изменение чувств, настроений, переживаемых лирическим героем.
Чтение первой строфы должно быть бодрым и радостным. Представьте, что вы видите солнечное утро, сверкающий снег, яркий свет. Интонация должна быть легкой, восхищенной, с нотками удивления и восторга.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Во второй строфе настроение меняется. Чтение должно стать более спокойным, задумчивым. Нужно передать легкую грусть, вспоминая холодный вечер, вьюгу. Интонация должна замедлиться, голос может стать чуть ниже и тише.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
В третьей строфе настроение вновь становится радостным. Чтение должно быть вновь легким, вдохновленным. Здесь интонация передает восторг от морозного утра, сверкающего снега.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
В заключительной части чтение снова замедляется. Герой размышляет о том, как хорошо провести этот день. Голос становится мягче, спокойнее, создавая атмосферу уюта и умиротворения.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
При чтении старайтесь акцентировать внимание на изменении настроений, соответствующим образом варьируя интонацию, темп и громкость голоса. Это поможет передать весь спектр чувств, переживаемых лирическим героем.
Совершенствуем свою речь
Как вы понимаете слова и строки из стихотворения: «друг прелестный», «открой сомкнуты негой взоры», «вьюга злилась», «луна, как бледное пятно», «северной Авроры», «прозрачный лес один чернеет», «предадимся бегу»?
«Друг прелестный» — это обращение к близкому человеку, вероятно, к возлюбленной. Слово «прелестный» в данном контексте означает "очаровательный", "прекрасный". Лирический герой ласково и нежно обращается к своему другу, подчеркивая его привлекательность и дороговизну.
«Открой сомкнуты негой взоры» — здесь герой просит своего друга открыть глаза после сна. «Сомкнуты взоры» — это закрытые глаза, а «нега» означает чувство блаженства, приятного покоя. Таким образом, фраза передает образ человека, который еще наслаждается спокойствием сна, но уже готов проснуться.
«Вьюга злилась» — здесь изображается картина суровой зимней ночи, когда бушевала сильная метель. Слово «злилась» олицетворяет вьюгу, придавая ей человеческие черты — она кажется сердитой, свирепой.
«Луна, как бледное пятно» — луна сравнивается с бледным пятном на небе. Это сравнение подчеркивает, насколько тусклой и невзрачной она казалась на фоне бушующей вьюги и плотных туч.
«Северной Авроры» — в данном случае, «Северная Аврора» — это олицетворение рассвета на севере. Аврора — богиня утренней зари в римской мифологии. Здесь это выражение подчеркивает северную природу описанного утра и его красоту.
«Прозрачный лес один чернеет» — этот образ создает картину зимнего пейзажа, где лес кажется полупрозрачным из-за покрывающего его снега и инея, а из-под этого снега местами видны чернеющие ветки деревьев. «Один чернеет» указывает на то, что лес выделяется на фоне белого снега.
«Предадимся бегу» — означает, что лирический герой и его спутник (вероятно, друг или возлюбленный) готовы сесть в сани и мчаться по снежным просторам. Здесь слово «предадимся» означает "отдадимся", "позволим себе погрузиться" в это движение, бег.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением