Стр.69 Часть 1 ГДЗ Матвеева 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 31. Прочитай отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила». О чём в нём говорится? Какое устаревшее слово использует поэт? Поясни его значение.В толпе могучих...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Матвеева 4 класс, Просвещение:
3
1. Прочитай отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила». О чём в нём говорится? Какое устаревшее слово использует поэт? Поясни его значение.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал,
Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана.
Гридница — большая комната, в которой князь с дружинниками устраивали празднества и пиры.
В отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» описывается торжественное событие: князь Владимир, прозванный Владимир-солнце, устраивает пир в честь свадьбы своей младшей дочери и князя Руслана. В центре внимания — праздничная атмосфера, общение князя с его могучими сыновьями, друзьями и дружинниками.
В отрывке используется устаревшее слово «гридница».
Гридница — это большая комната или зал в княжеском дворце, где проводились пиры, собрания дружинников или важные события. Это слово относится к эпохе древнерусских княжеств, когда такие помещения были частью княжеского быта. Сегодня оно не употребляется в повседневной речи и является историзмом, так как связано с утраченной традицией и укладом жизни.
Использование слова «гридница» в тексте придаёт произведению атмосферу древнерусской истории, подчёркивая её культурный и исторический колорит.
2. Спиши текст. Подчеркни в нём устаревшее слово. Обозначь орфограммы.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал,
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана.
3. Выпиши словосочетания могучих сыновей, храброго князя. Укажи в скобках грамматические признаки каждого слова.
Могучих (прилагательное, мн. ч. Р. п.) сыновей (существительное, 2-е скл. мн. ч. м. р. Р. п.).
Храброго (прилагательное, ед. ч. м. р. В. п.) князя (существительное, 2 е скл. м. р. ед. ч. В. п.).
4. Прочитайте «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Выберите отрывки, в которых употребляются устаревшие слова. Уточните их значения в толковом словаре. Подготовьте небольшое сообщение о роли устаревших слов в сказке.
Устаревшие слова в сказке и их значения:
1. Душегрейка — верхняя женская одежда, короткий тёплый кафтан без рукавов, украшенный мехом.
2. Кичка — старинный головной убор замужних женщин, часто украшенный драгоценными материалами.
3. Перстни — кольца, особенно драгоценные, носимые на пальцах.
4. Барыня — госпожа, женщина из дворянского сословия.
5. Сударыня — уважительное обращение к женщине, схожее по значению с "госпожа".
6. Дворянка — представительница дворянского сословия.
7. Чупрун — волосы, прядь волос.
8. Молвить — сказать, произнести.
9. Перечить — возражать, противоречить.
10. Дерзнуть — осмелиться, посметь.
Роль устаревших слов в сказке
А. С. Пушкин использует устаревшие слова в «Сказке о рыбаке и рыбке», чтобы создать атмосферу старинного быта и подчеркнуть культурные и социальные особенности эпохи. Эти слова помогают читателю ощутить дух времени, в котором происходят события, добавляют тексту художественную выразительность и историческую достоверность.
Например, такие слова, как душегрейка и кичка, описывают детали одежды, подчеркивая богатство и статус старухи после исполнения её желаний. Слова барыня и дворянка отражают её стремление подняться по социальной лестнице, а молвить и дерзнуть придают речи старика и старухи торжественность и подчёркивают их разное положение в семье.
Таким образом, устаревшие слова в сказке выполняют не только описательную, но и эмоционально-образную функцию, усиливая восприятие конфликтов и превращений, которые происходят с героями.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением