Стр.66-67 Часть 1 ГДЗ Матвеева 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Устаревшие и новые слова. Способы определения значений слов11. Рассмотри иллюстрацию. Кто на ней изображён? Что они делают? Во что одеты?На иллюстрации изображён...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Матвеева 4 класс, Просвещение:
Устаревшие и новые слова. Способы определения значений слов
1
1. Рассмотри иллюстрацию. Кто на ней изображён? Что они делают? Во что одеты?
На иллюстрации изображён царь, сидящий на троне, и его подданные, которые подают ему челобитную. Царь одет в роскошный красный кафтан с золотыми узорами, меховую накидку и царскую корону на голове. Подданные, склонившись в поклоне, держат в руках шапки, снятые в знак уважения. Их одежда проста и соответствует крестьянскому или старинному стилю: длинные рубахи и пояса. Один из них явно что-то объясняет или обращается к царю, возможно, с просьбой или жалобой. Сцена отображает традиционный момент обращения простого народа к царю в торжественной и строгой обстановке, характерной для прошлого времени.
2. Прочитай текст. Какие слова требуют разъяснения? Можно ли подобрать к этим словам синонимы в современном русском языке? Почему? Где можно познакомиться с их значениями?
Являлись челобитчики к царю и жаловались на воевод и говорили, что отнимают они у них поместья, а потом раздают; ещё жаловались дворяне, стольники и дети боярские, что воеводы забирают их дворцовые сёла. Являлись к царю и казаки со стрельцами, несли челобитные, просили хлебного и денежного жалованья.
(По И. Костомарову)
Слова, требующие разъяснения:
Челобитчики; воеводы; поместья; дворяне; стольники; бояре; дворцовые сёла; стрельцы; челобитные.
Возможность подбора синонимов:
Некоторые слова можно заменить синонимами в современном языке, но многие из них имеют исторический характер, что затрудняет точную замену:
• Челобитчики — просители, жалобщики.
• Челобитная — прошение, письменная жалоба.
• Воеводы — управляющие, командиры, но с утратой исторической специфики (воеводы — это и военные, и административные руководители).
• Поместья — земельные владения, усадьбы.
• Дворяне — знать, но это слово тоже носит исторический характер.
• Стольники — заменить невозможно, так как это придворная должность при царском дворе, характерная только для того времени.
• Бояре — знать, аристократы, но этот синоним не раскрывает исторической сути бояр как высшего сословия.
• Дворцовые сёла — государственные земли, но это упрощает и обедняет смысл.
• Стрельцы — солдаты, но это слово упускает, что стрельцы были отдельным военным сословием.
Почему не всегда можно подобрать синонимы?
Многие из этих слов связаны с уникальными историческими реалиями, которые отсутствуют в современном обществе. Подбор синонимов в лучшем случае даёт приближённое объяснение, но не передаёт всей сути. Например, слово бояре обозначает высшее сословие допетровской России, а его замена на "аристократы" обобщает и теряет контекст.
Где можно познакомиться с их значениями?
1. Исторические словари:
o Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.
o Исторический словарь русского языка или специализированные справочники.
2. Энциклопедии:
o Большая российская энциклопедия.
o Исторические энциклопедии о допетровской Руси.
3. Учебники истории России:
o Период допетровской эпохи или Московского царства.
4. Книги историков:
o Работы Н. М. Карамзина («История государства Российского»).
o Труды И. Костомарова.
Эти слова помогают понять устройство общества, систему управления и быт в эпоху Московского государства, и разъяснение их значения требует обращения к историческим источникам.
3. Спиши текст. Подчеркни в нём устаревшие слова. Обозначь орфограммы.
Являлись челобитчики к царю и жаловались на воевод и говорили, что отнимают они у них поместья, а потом раздают; ещё жаловались дворяне, стольники и дети боярские, что воеводы забирают их дворцовые сёла. Являлись к царю и казаки со стрельцами, несли челобитные, просили хлебного и денежного жалованья.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением