Ответы на вопросы на стр.65-66 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Дискуссия. Можно ли считать, что стихотворение «Анчар» — суровое обличение деспотизма? Подтвердите свою позицию примерами из текста.Да,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Дискуссия. Можно ли считать, что стихотворение «Анчар» — суровое обличение деспотизма? Подтвердите свою позицию примерами из текста.
Да, стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар» можно считать суровым обличением деспотизма. В этом произведении поэт создаёт метафорический образ анчара, воплощающего зло, которое изначально скрыто в природе, но становится активным и опасным под воздействием человека — князя-деспота.
Во-первых, анчар, стоящий «один во всей вселенной», — это символ природы, порождающей зло, однако оно пассивно и невидимо для живых существ, если к нему не приближаться. Зло анчара, проявляющееся в яде, распространяется лишь тогда, когда его касаются, что подчёркивает его неестественность и изолированность от мира. Но именно князь, «непобедимый владыка», делает это зло активным, заставляя его проникнуть в человеческий мир. Здесь можно провести аналогию с самодержавием: зло становится реальным, когда его использует властитель в своих целях.
Во-вторых, активное зло исходит не от анчара, а от самого князя, который отправляет к дереву раба. Раб не идёт по своей воле, он подчёркивается как послушный и подчинённый: «И тот послушно в путь потек». В этом отражена идея принуждения и власти деспота, который использует других людей для осуществления своих жестоких замыслов. Ужас ситуации заключается в том, что раб «ослабел и лёг», погибнув ради прихоти своего владыки. Это явное осуждение тирании, которая безжалостно использует подданных, принося их в жертву.
В-третьих, князь не просто получает «смертную смолу», он наполняет ею стрелы и «разослал гибель» соседям. Здесь Пушкин подчёркивает, что деспотизм активизирует природное зло, делая его орудием в борьбе против других людей, принося гибель и разрушение. Власть деспота не ограничивается собственным владением — он распространяет зло за его пределы, стремясь уничтожить всё вокруг.
Таким образом, через метафорический образ анчара и его взаимодействие с людьми Пушкин раскрывает антигуманную природу деспотизма. Раб оказывается жертвой тирании, а князь сознательно использует зло в своих целях, распространяя его на других. Строки стихотворения наполнены символами и метафорами, обличающими бесчеловечность самодержавия и его разрушительное влияние на общество, что делает «Анчар» мощным обвинением деспотизма.
2. Кому сочувствует и кого осуждает поэт?
В стихотворении «Анчар» Александр Сергеевич Пушкин выражает своё сочувствие рабу, который становится жертвой деспотической власти. Раб подчинён властной воле князя и вынужден выполнить смертельно опасное задание, отправившись к анчару за ядом. Поэт описывает его страдания и смерть с нотками сострадания: «И пот по бледному челу Струился хладными ручьями», а затем: «И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки». Раб не виновен в своём поступке, он выполняет приказ, хотя это приносит ему гибель. Пушкин подчёркивает его бесправие и трагическую судьбу, показывая, что раб является жертвой деспотической системы.
В то же время поэт сурово осуждает князя, который использует свою власть для эксплуатации и угнетения других. Князь посылает раба на верную смерть ради собственных целей и, получив яд, использует его для разрушения: «А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседам в чуждые пределы». Пушкин осуждает жестокость и бессердечие князя, который действует сознательно во вред не только своему подданному, но и другим людям. Он символизирует деспотизм, превращающий природное зло в социальное и распространяющий его в общество.
Таким образом, поэт сочувствует простому человеку, ставшему жертвой тирании, и осуждает деспотическую власть, олицетворённую в образе жестокого князя.
3. Какие лексические и синтаксические средства использует поэт для усиления выразительности изображаемого?
Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Анчар» использует различные лексические и синтаксические средства, чтобы усилить выразительность и эмоциональное воздействие произведения. Эти средства помогают передать мрачную, зловещую атмосферу и противопоставление между природным злом и деспотической властью.
1. Лексические средства:
o Эпитеты. Пушкин активно использует выразительные эпитеты, чтобы создать сильные образы. Например, «чахлая и скупая пустыня», «грозный часовой», «мёртвая зелень ветвей», «смертная смола», «бедный раб», «непобедимый владыка» — все эти выражения усиливают мрачность и драматичность происходящего.
o Метафоры и сравнения. Анчар представлен как «грозный часовой», олицетворяющий зло природы. Это метафорическое сравнение подчёркивает опасность дерева, которое охраняет свои ядовитые корни и ветви. Также сравнение потока смолы с ядом: «Яд каплет сквозь его кору» — помогает передать зловещий образ дерева, которое буквально пропитано смертью.
o Антитеза. В стихотворении противопоставлены образы «раба» и «владыки». Пушкин использует яркие контрасты между «послушным рабом», который умирает, выполняя приказ, и «непобедимым владыкой», который безжалостно распоряжается чужими жизнями.
2. Синтаксические средства:
o Анафора. Повторение начальных слов в строках создаёт ритмическое напряжение и усиливает драматизм. Например, в строках «Принёс он смертную смолу… Принёс — и ослабел и лёг» анафора подчёркивает тяжесть исполнения приказа, которая в итоге приводит к гибели раба.
o Инверсия. Пушкин использует инверсию для усиления эмоциональной окраски, например: «И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки». Такая перестановка слов делает акцент на смерть раба и его подчинение князю, подчёркивая безысходность ситуации.
o Короткие, выразительные предложения. В финале стихотворения поэт использует краткие предложения, которые подчёркивают драматический итог событий: «Принёс — и ослабел и лёг… И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки». Эти сжатые строки усиливают чувство трагедии и подчёркивают неизбежность смерти раба.
3. Повторение ключевых слов. Пушкин намеренно повторяет такие слова, как «яд», «смола», «смерть», что усиливает ощущение непрерывного распространения зла, исходящего от анчара и князя. Этот приём помогает создать устойчивую связь между природным и социальным злом, что подчёркивает центральную идею стихотворения.
Эти лексические и синтаксические средства помогают Пушкину не только усилить эмоциональное воздействие стихотворения, но и глубже раскрыть идею противостояния деспотизма и человеческой судьбы, символизируемую образом анчара и действиями князя.
4. Выучите стихотворение «Анчар» наизусть, подчеркнув при чтении своё отношение к деяниям, совершаемым владыкой.
Чтобы выразительно прочитать стихотворение «Анчар» и подчеркнуть своё отношение к деяниям, совершаемым владыкой, важно акцентировать внимание на контрасте между жертвами его власти и его жестокостью. В начале стихотворения можно использовать спокойный и мрачный тон для описания анчара, создавая атмосферу угрозы и опасности. Это подчёркивает природу зла, которая сама по себе пассивна и неактивна, пока не вмешается человек.
По мере появления владыки нужно усиливать интонацию и эмоциональную окраску. Описывая, как владыка посылает раба за ядом, важно выделять слова, подчёркивающие его властную жестокость: «послал», «властным взглядом», «послушно в путь потек». Здесь голос должен передавать презрение к владыке и его безразличие к судьбе других.
В момент смерти раба, описывая его страдания и гибель, голос должен звучать с состраданием и сочувствием. Например, строки «И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принёс — и ослабел и лёг...» следует произносить медленно, с акцентом на трагичности положения раба.
Финал стихотворения, где князь «ядом напитал Свои послушливые стрелы», нужно читать с пафосом, подчёркивая безжалостность владыки. Голос должен звучать твёрдо и сурово, как осуждение его действий, которые несут смерть и разрушение другим людям.
Таким образом, при чтении важно уметь передать через интонацию и паузы осуждение жестокости владыки, выразить сочувствие жертвам его власти и сделать акцент на бездушности самодержавия, воплощённого в образе князя.
Обогащаем свою речь
Объясните значения слов и словосочетаний: в пустыне чахлой, жаждущих степей, зелень мёртвую ветвей, растопясь от зною, тлетворный, властным взглядом, ветвь с увядшими листами, бледное чело, непобедимый владыка, гибель разослал, послушливые стрелы, чуждые пределы.
Найдите к ним синонимы. Обоснуйте выбор поэтом именно этих слов и словосочетаний.
Вот значения слов и словосочетаний из стихотворения «Анчар».
1. В пустыне чахлой — чахлая пустыня означает бесплодную, выжженную землю, лишённую жизни. Синонимы: засушливая, бесплодная, истощённая. Пушкин использует «чахлая», чтобы подчеркнуть угнетающую, безжизненную атмосферу, которая усиливает зловещий характер анчара.
2. Жаждущих степей — степи, испытывающие жажду, то есть засушливые, истощённые от нехватки влаги. Синонимы: сухие, иссохшие, выжженные. Выбор этого словосочетания подчёркивает жёсткие природные условия, где даже земля "жаждет", что придаёт образу анчара ещё больше угрожающего смысла.
3. Зелень мёртвую ветвей — зелёные листья анчара лишены жизни, это как бы зелень смерти. Синонимы: мёртвые листья, увядшие ветви. Контраст между зеленью (символом жизни) и смертью (отравленная зелень) усиливает образ зла, таящегося в природе.
4. Растопясь от зною — под воздействием жары яд, который выделяет анчар, становится жидким. Синонимы: растаяв, размягчившись от жары. Это подчёркивает опасность, исходящую от анчара: жара как будто делает его ещё более смертоносным.
5. Тлетворный — заражённый, губительный, смертоносный. Синонимы: отравляющий, ядовитый, смертоносный. Тлетворный ветер символизирует распространение яда, передавая идею, что зло, исходящее от анчара, загрязняет всё вокруг.
6. Властным взглядом — взгляд, выражающий приказ, власть, подчиняющий. Синонимы: повелительный, приказной. Пушкин подчёркивает, что владыка использует свою власть с жестокостью и деспотизмом, даже взгляд его наполнен принуждением.
7. Ветвь с увядшими листами — ветка, листья которой высохли и потеряли жизнь. Синонимы: засохшие листья, увядшая ветка. Эти слова подчёркивают, что даже то, что принесено от анчара, несёт смерть.
8. Бледное чело — лоб, побелевший от страха и усталости. Синонимы: белое лицо, осунувшийся лоб. Бледность чела передаёт физическую и эмоциональную истощённость раба, подчёркивая его страдания.
9. Непобедимый владыка — правитель, который не знает поражений, наделён абсолютной властью. Синонимы: могущественный, всесильный властитель. «Непобедимый» подчеркивает его абсолютную власть и жёсткость, что усиливает контраст с уязвимостью раба.
10. Гибель разослал — отправил смерть, погубил. Синонимы: принёс смерть, распространил разрушение. Этот образ показывает, как власть владыки распространяет смерть и разрушение, подчёркивая его безжалостность.
11. Послушливые стрелы — стрелы, которые легко подчиняются воле владыки. Синонимы: покорные, управляемые. Это подчёркивает тотальный контроль владыки над своим оружием, который так же, как и рабы, послушно выполняет его приказы.
12. Чуждые пределы — чужие земли, не свои владения. Синонимы: иностранные, враждебные территории. Слово «чуждые» придаёт оттенок враждебности, подчёркивая экспансионистские замыслы владыки, который стремится посеять гибель и за пределами своих владений.
Обоснование выбора Пушкиным этих слов
Пушкин использует эти лексические средства для создания мрачной, угрожающей атмосферы и подчёркивания темы зла и деспотизма. Слова «чахлая», «мёртвая», «тлетворный» акцентируют внимание на гибельной природе анчара и окружения, создавая ощущение безжизненности и угрозы. В то же время слова, описывающие власть владыки («властный», «непобедимый»), подчеркивают его жестокость и абсолютную власть, а также усиливают трагический контраст между угнетённым рабом и деспотичным властителем.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением