Стр.65 Часть 1 ГДЗ Матвеева 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 31. Найди среди словосочетаний фразеологизмы. Выпиши их. Поясни свой выбор, опираясь на признаки фразеологизмов.Закадычный друг, выйти из дома, клевать носом,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Матвеева 4 класс, Просвещение:
3
1. Найди среди словосочетаний фразеологизмы. Выпиши их. Поясни свой выбор, опираясь на признаки фразеологизмов.
Закадычный друг, выйти из дома, клевать носом, вечерняя тьма, бить ключом, прикусить язык, сесть в автобус, кот наплакал, ребёнок заплакал, выйти из себя, сесть в калошу, кромешная тьма, открывать ключом, любимый друг, высунуть язык, клевать семена.
Фразеологизмы: закадычный друг; клевать носом; бить ключом; прикусить язык; кот наплакал; выйти из себя; сесть в калошу; кромешная тьма.
Эти выражения являются фразеологизмами, так как обладают основными признаками. Во-первых, они употребляются в переносном смысле, их значение нельзя понять буквально. Например, "клевать носом" означает дремать, а не наклонять нос. Во-вторых, они имеют устойчивую форму: порядок слов фиксирован и не подлежит изменению. Например, "кот наплакал" нельзя заменить на "собака наплакала" без утраты смысла. В-третьих, фразеологизмы ярко образны, помогают передать эмоции или нарисовать выразительный образ, как, например, "сесть в калошу", что обозначает попасть в неловкую ситуацию. Напротив, такие выражения, как "выйти из дома" или "ребёнок заплакал", являются свободными словосочетаниями, их смысл понятен из значений отдельных слов и не обладает устойчивостью или переносностью.
2. С любыми оставшимися словосочетаниями составь и запиши три предложения. В каком значении ты употребишь эти словосочетания? Почему?
Вечерняя тьма окутала город, оставив лишь редкие огоньки на улицах.
Я быстро открыл дверь ключом и вошёл в дом.
Курочки, собравшись у кормушки, начали клевать семена.
Эти словосочетания не являются фразеологизмами, поэтому употреблены в их прямом значении, чтобы описать конкретные события или ситуации. В отличие от фразеологизмов, они не имеют переносного смысла или устойчивой формы, их значение понятно из составляющих слов.
3. Определи грамматические признаки слов в выделенном выражении. Укажи их в скобках.
Кромешная (прилагательное, ж. р. ед. ч. И. п.) тьма (существительное, 1-е скл. ж. р. ед. ч. И. п.).
4
1. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.
1) На в...сёлой ярм...рке выступали клоуны, шуты, ц...ркачи. 2) Боря в нов...м ж...лтом к...стюме и полосатом галстуке выгл...дел как шут гороховый. 3) Пётр Самоваров рвал и м...тал, потому что его тайна была ра...крыта. 4) Славочка б...жал по ш...ссе, метал мячик в цель, рвал мелкие бума...ки на ч...сти. 5) А у Кота Котофеевича ушки на маку...ке — что тут про него говорят, когда угощ...ть будут? 6) На маку...ке у Липу-нюшки вырос ж...сткий вихор.
1) На весёлой (весело) ярмарке (запомнить) выступали клоуны, шуты, циркачи.
2) Боря в новом (каком?) жёлтом (желтеть) костюме (запомнить) и полосатом галстуке выглядел (глянет) как шут гороховый.
3) Пётр Самоваров рвал и метал (мечет), потому что его тайна была раскрыта (перед глухим согласным).
4) Славочка бежал (бег) по шоссе (запомнить), метал мячик в цель, рвал мелкие бумажки (бумажный) на части (ЧА с А).
5) А у Кота Котофеевича ушки на макушке (макушечка) — что тут про него говорят, когда угощать (ЩА с А) будут?
6) На макушке у Липунюшки вырос жёсткий (жесть) вихор.
2. В каких предложениях встретились фразеологизмы? Поясни их значение.
Предложения с фразеологизмами:
1. Боря в новом жёлтом костюме и полосатом галстуке выглядел как шут гороховый.
o Значение фразеологизма: Шут гороховый — человек, выглядящий нелепо или ведущий себя смешно и глупо.
2. Пётр Самоваров рвал и метал, потому что его тайна была раскрыта.
o Значение фразеологизма: Рвать и метать — быть в состоянии крайнего гнева, сильно злиться.
3. А у Кота Котофеевича ушки на макушке — что тут про него говорят, когда угощать будут?
o Значение фразеологизма: Ушки на макушке — быть настороже, внимательно слушать или наблюдать.
3. Разбери шестое предложение по членам.
На макушке у Липунюшки вырос жёсткий вихор.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением