Упр.64 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 64 1. Прочитайте статью Алексея Николаевича Толстого, написаннуюв феврале 1942 года. Что отражает заголовок — тему или основную мысль?На репетиции Седьмой симфонии...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
64 1. Прочитайте статью Алексея Николаевича Толстого, написанную
в феврале 1942 года. Что отражает заголовок — тему или основную мысль?
На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича
В большом фойе, между колонн, расположился оркестр Московского Большого театра. За пультом — Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле Шостакович, похожий на злого мальчика. Наверху, высоко на хорах, облокотись о дубовые перила, застыли очарованные слушатели. Сейчас будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безбурной жизни счастливого человека.
Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкальною мышления Шостаковича, в грозные тёмные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело ею к написанию этою вдохновенного произведения.
Шостаковича Гитлер не напутал. Шостакович русский человек, значит сердитый человек, и если ею рассердить как следует, то способен на поступки фантастические. На угрозу фашизма обесчеловечить человека — он ответил симфонией о победном торжестве всею высокого и прекрасною, созданного гуманитарной культурой, — она устремила человеческий гений к заветным далям, где полно и безгранично раскрывается восторг.
Седьмая симфония возникла из совести русскою народа, принявшего без колебаний смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину ею бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и лирична, и вся летит в будущее, раскрывающеюся за рубежом победы человека над зверем.
...Скрипки рассказывают о безбурном счастьице, в нём таится беда, оно ещё слепое и ограниченное, как у той птички, что «ходит весело но тропинке бедствий...». В этом благополучии из тёмной глубины неразрешённых противоречий возникает тема войны — короткая, сухая, чёткая, похожая на стальной крючок.
Оговариваемся, человек Седьмой симфонии — это некто типичный, обобщённый и некто — любимый автором. Национален в симфонии сам Шостакович, национальна его русская рассвирепевшая совесть, обрушившая седьмое небо симфонии на головы разрушителей.
Тема войны возникает отдалённо и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание учёных крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма... Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые перила, кажется: неужели, неужели всё уже смято и растерзано? В оркестре — смятение, хаос.
Нет, человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть её пещерный рёв.
Проклятого крысолова больше нет, он унесён в чёрную пропасть времени. Смычки опущены, — у скрипачей, у многих, на глазах слёзы. Слышен только раздумчивый и суровый, — после стольких потерь и бедствий, человеческий голос фагота. Возврата нет к безбурному счастьицу. Перед умудрённым в страданиях взором человека — пройденный путь, где он ищет оправдания жизни.
За красоту мира льётся кровь. Красота это не забава, нс услада и не праздничные одежды. Красота это пересоздание
и устроенно дикой природы руками и гением человека. Симфония как будто прикасается лёгкими дуновениями к великому наследию человеческого пути, и оно оживает.
Средняя часть симфонии это ренессанс, возрождение красоты из праха и пепла. Как будто перед глазами нового Данте силой сурового и лирического раздумья вызваны тени великого искусства, великого добра.
Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями, облокотившимися2 о перила, прислонившимися к высоким белым колоннам, раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и стоит бороться. Не о счастьице, но о счастье теперь рассказывает могущественная тема человека. Вот вы подхвачены светом, вы словно в вихре его... И снова покачиваетесь на лазурных волнах океана будущею. С возрастающим2 напряжением вы ожидаете финала, завершения огромною музыкальною переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в будущее, к голубым городам высшего устроения.
Гитлеру не удалось взять Ленинград и Москву. Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества.
Такие чувства и такие мысли владели нами, когда мы слушали репетицию Седьмой симфонии.
Облокотившимися, возрастающим.
Заголовок статьи отражает основную мысль текста. Он символизирует не только процесс подготовки музыкального произведения, но и его глубокий смысл, эмоциональный накал и отражение духа времени. Седьмая симфония Шостаковича создавалась в тяжёлое время войны и стала воплощением мужества, стойкости и веры в победу. В тексте подчеркивается, что симфония передаёт торжество человеческого духа и борьбу со злом.
Краткий пересказ
В статье рассказывается о том, как на репетиции симфонии в Большом театре присутствовали композитор Шостакович и дирижер Самосуд, который дирижировал оркестром. Музыка была посвящена победе над фашизмом, она символизировала стойкость народа и его борьбу. Сам Шостакович не боялся врагов и создавал музыку, наполненную глубоким смыслом. Симфония воспевала любовь к Родине и служила примером того, как искусство может поддерживать и вдохновлять в тяжёлые времена.
Основная мысль: Седьмая симфония Шостаковича символизирует сопротивление и победу человеческого духа в самые трудные времена.
2. На какие части можно разделить этот текст? О чём говорится в первой части? Как дальше развивает свою мысль автор? Проанализируйте композицию текста.
Текст статьи можно разделить на несколько логически завершённых частей:
1. Первая часть:
o Введение и описание репетиции Седьмой симфонии Шостаковича. В этой части автор вводит читателя в атмосферу, описывая Большой театр и оркестр. Он также акцентирует внимание на личностях дирижёра Самосуда и самого Шостаковича, создавая эмоциональный фон.
o О чём говорится: О репетиции симфонии и предстоящем её исполнении, символизирующем стойкость и веру в будущее.
2. Вторая часть:
o Рассказ о смысле и значении Седьмой симфонии. Автор подчёркивает, что музыка Шостаковича посвящена торжеству человеческого духа над тьмой и жестокостью войны.
o Как развивается мысль: Автор описывает, как симфония отражает борьбу народа, его силу и стойкость, а также называет это произведение «гимном духа» — символом непоколебимой воли русского человека.
3. Третья часть:
o Описание темы войны и её воплощение в музыке. Противопоставление: жестокость фашизма и стремление к миру. Автор рисует музыкальные образы войны, отражая страхи, но и стойкость человечества.
o Развитие мысли: Автор углубляется в эмоциональное и символическое содержание музыки, показывая, что симфония — это не просто произведение, а воплощение борьбы и веры.
4. Четвёртая часть:
o Заключение: влияние симфонии на слушателей, её значение для России и всего мира. Автор отмечает, что музыка Шостаковича стала символом победы над злом и олицетворением надежды.
o Как завершает: Толстой подводит итог, что именно такие произведения вдохновляют людей в трудные времена и становятся символами человеческой стойкости и непобедимости.
Композиция текста:
Текст выстроен по принципу последовательного раскрытия темы, переходя от описания события (репетиции) к глубокому осмыслению её символического значения и эмоционального воздействия.
3. Какие выразительные средства языка использует автор для передачи чувств, эмоций, создания образов?
В тексте автор использует разнообразные выразительные средства языка, чтобы передать чувства и эмоции, а также создать яркие и запоминающиеся образы:
1. Эпитеты:
o «мокрыми волосами» (для описания движения дирижёра);
o «бездонную жизнь» (передаёт глубокую эмоциональность музыки).
2. Сравнения:
o «оркестр, как злой мальчик» (показывает драматизм момента);
o «похожая на стальную кочку» (описывает тему войны и её напряжение).
3. Метафоры:
o «волны океана будущего» (воплощает движение к будущим свершениям);
o «голос фагота — ворота в безбурную жизнь» (передаёт момент перехода от войны к миру).
4. Олицетворения:
o «музыка волнует, вдохновляет» (показывает живое восприятие искусства);
o «симфония — это торжество» (олицетворение победы духа).
5. Символы:
o «Седьмая симфония» — символ стойкости и мужества русского народа;
o «грозные тёмные ночи Ленинграда» — символизируют мрак войны и разрушения.
6. Градация:
o В описании войны и торжества победы используется нарастание эмоционального напряжения, что усиливает драматический эффект.
Эти выразительные средства помогают автору не только передать эмоциональную насыщенность текста, но и создать яркие художественные образы, способствующие глубокому пониманию идейного замысла произведения.
4. Прочитайте ещё раз описание Седьмой симфонии. Как писатель описывает звучание симфонии? Найдите на сайте русское слово.рф и прослушайте звучание Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Напишите эссе на тему: «Какое впечатление произвела на меня Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича?» Используйте эпитеты, метафоры и ассоциации. Совпадает ли ваше восприятие с тем, которое описано автором?
Эссе на тему:
«Какое впечатление произвела на меня
Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича?»
Слушая Седьмую симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, я был поражен её эмоциональной глубиной и силой. Каждая нота, каждое музыкальное движение словно передавало атмосферу тех сложных и трагических времён, о которых хотел рассказать композитор. Звучание симфонии будто уносит слушателя в эпоху Великой Отечественной войны, создавая яркий контраст между мрачными и светлыми музыкальными темами.
Первые звуки симфонии ассоциируются у меня с рождением тревожного предчувствия. Кажется, что каждый инструмент как будто рассказывает свою историю, перенося нас в тёмные ночи осажденного Ленинграда. Мелодия постепенно нарастает, и уже вскоре слышится грозный марш, который напоминает звуки приближающейся военной угрозы. Эпитеты «тяжелый», «угрожающий» и «гнетущий» идеально описывают этот момент.
Однако музыка не только передает тревогу и боль. В средних частях симфонии начинает звучать мотив надежды, словно луч света, прорывающийся сквозь тёмные облака. Эта мелодия становится воплощением человеческой силы духа и веры в лучшее будущее. Насыщенные, обволакивающие звуки ассоциируются с «восходом солнца» после долгой ночи.
Финальные аккорды произведения были особенно впечатляющими. Они звучат как настоящий гимн победы и освобождения. Восстанавливая утраченные силы, музыка наполняется энергией и решимостью. Эпитеты «триумфальный», «величественный» и «торжественный» передают ощущение не только физической, но и духовной победы.
Восприятие симфонии Шостаковича действительно совпадает с тем, как её описывает автор текста. Музыка символизирует борьбу и стойкость человеческого духа, её звучание — это воплощение несгибаемой воли народа и его веры в победу.
5. Объясните, как вы понимаете выделенные предложения. Раскройте их смысл, используя аргументы из прочитанного текста, из сведений об исторических событиях, собственного жизненного опыта.
Выделенные предложения из текста — это важные акценты, которые помогают глубже понять смысл произведения и передать настроения эпохи. Рассмотрим одно из них: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с черными силами».
Данное предложение символизирует стойкость и несгибаемую волю русского народа в условиях Великой Отечественной войны. Слово «совесть» указывает на духовные и моральные принципы, которые двигали людьми, на их осознанный выбор защищать Родину, несмотря на все тяготы и страдания. В тексте Алексей Николаевич Толстой использует этот образ, чтобы подчеркнуть не только физическую, но и духовную стойкость защитников Ленинграда, для которых борьба с врагом была делом чести.
Автор описывает, как музыка Шостаковича передает ощущение внутреннего подвига народа, его готовности жертвовать собой ради будущего. Слова «принявшего без колебаний» подчеркивают решимость, а «смертный бой с черными силами» создают образ смертельной угрозы и серьезности ситуации. Музыка композитора выступает не просто как символ победы, а как выражение внутренней силы, объединяющей людей перед лицом опасности.
В историческом контексте это предложение также приобретает особое значение, ведь симфония создавалась в те годы, когда шла блокада Ленинграда. Город переживал одну из самых тяжелых страниц своей истории, но даже в этих условиях у людей оставалась вера в победу, поддерживаемая искусством. Седьмая симфония, написанная в условиях постоянных обстрелов и бомбежек, стала олицетворением непреклонного духа и преданности своему народу.
Таким образом, выделенные предложения передают глубокий символизм и несгибаемую волю народа, отраженную в произведении Шостаковича.
6. Докажите, что данный текст относится к публицистическому стилю речи.
Текст относится к публицистическому стилю речи, потому что обладает всеми характерными признаками данного стиля. Во-первых, основная цель текста — воздействие на чувства и мысли читателя, что является ключевым аспектом публицистики. Автор стремится не просто передать информацию о Седьмой симфонии Шостаковича, а передать дух времени, идею стойкости и мужества народа, используя яркие образы и эмоциональную лексику.
Во-вторых, в тексте используются риторические вопросы, метафоры, эпитеты, сравнения и олицетворения, которые помогают создать выразительный, образный язык и придать ему эмоциональную насыщенность. Примеры таких средств — «Седьмая симфония возникла из совести русского народа», «музыка передает ощущение внутреннего подвига народа». Это подчеркивает образность и экспрессивность изложения, характерные для публицистического стиля.
Кроме того, текст носит убеждающий характер, обращается к широкому кругу читателей и связан с актуальной в контексте времени темой Великой Отечественной войны. Автор использует выразительные средства, чтобы донести важные мысли и побудить читателя к определенным выводам и переживаниям, что также свидетельствует о принадлежности текста к публицистике.
7. Приведите примеры фрагментов текста, в которых используются типы текста описание, повествование и рассуждение. Какой из этих типов преобладает?
В тексте присутствуют все три типа речи:
1. Описание: Пример фрагмента: «Скрипки рассказывают о безбурном счастье, — в нём таится беда, оно ещё слепее и ограниченнее, как у той птички, что “ходит весело по тропинке бедствий”». Здесь автор передает звуковые ощущения и визуальные образы, чтобы описать звучание симфонии и передать атмосферу.
2. Повествование: Пример фрагмента: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с чёрными силами». Этот фрагмент рассказывает о возникновении симфонии, о её создании в контексте исторических событий.
3. Рассуждение: Пример фрагмента: «Шостаковича Гитлер не напугал. Шостакович — русский человек, значит — сердитый человек, и если его рассердить как следует, то способен на поступки фантастические». Здесь автор рассуждает о личности композитора, его характере и способности противостоять врагу.
Преобладающий тип текста — рассуждение, так как основная цель автора — донести мысль о значении симфонии в условиях войны и раскрыть внутренний мир композитора.
8. Определите часть речи слова будущего в предложении И снова покачиваетесь на лазурных волнах океана будущего. Составьте предложение, в котором это слово являлось бы другой частью речи.
В данном предложении слово "будущего" является существительным (в родительном падеже, единственном числе), так как оно обозначает абстрактное понятие.
Пример предложения, в котором слово "будущего" является прилагательным:
• "Будущее поколение будет жить по новым законам."
В этом случае слово "будущее" является прилагательным, так как описывает поколение и отвечает на вопрос "какое?".
9. Найдите в первом абзаце сложное предложение, выпишите его, графически объясняя знаки препинания. Укажите, чем осложнены предложения первого абзаца.
(1) Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, (2) скрипки запевают о безбурной жизни счастливого человека.
В большом фойе, между колонн, расположился оркестр Московского Большого театра. (Осложнено обособленным обстоятельственным уточнением)
За пультом — Самосуд, — по-рабочему, — в жилетке. Позади него на стуле Шостакович, похожий на злого мальчика. (Осложнено причастным оборотом)
Наверху, высоко на хорах, облокотясь о дубовые перила, застыли очарованные слушатели.
(Осложнено обособленным обстоятельственным уточнением и деепричастным оборотом)
10. Сформулируйте тезисы текста и составьте его план.
Тезисы текста:
1. Сила искусства и её влияние на человека: искусство живописи обладает большой силой воздействия на человеческие чувства и мышление, формирует восприятие мира.
2. Роль художников как летописцев времени: художники не только отражают окружающую действительность, но и придают ей новое звучание, раскрывая внутренний мир эпохи.
3. Симфония Шостаковича как символ борьбы и стойкости: произведение Шостаковича создано под влиянием тяжёлых событий и отражает несломленность человеческого духа.
4. Воздействие Седьмой симфонии на общество: произведение способно пробудить патриотические чувства, укрепить веру в силу духа.
5. Публицистический характер текста: автор использует художественные средства для создания образов, эмоционально воздействуя на читателя.
План:
1. Введение: Сила искусства в формировании человеческого восприятия.
2. Основная часть:
1. Художники как летописцы времени.
2. Влияние искусства на историческое и культурное наследие.
3. Седьмая симфония Шостаковича — символ мужества.
3. Заключение: Искусство как проводник духовных и патриотических ценностей.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением