Упр.58 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
58 1. Прочитайте статью из книги «Российские предприниматели,
благотворители, меценаты». Выпишите из каждого абзаца ключевые слова. В каждом абзаце определите предложение, которое выражает его основную мысль. Запишите её в виде тезиса.
России в начале XX века относилась к числу самых динамично развивающихся стран мира, и в том прямая заслуга предпринимателей .
История российскою предпринимательства чрезвычайно интересна и даже поучительна.
В силу своей активности и социальной ответственности предприниматели всегда участвовали в событиях, определявших судьбу России, оказывали влияние на становление государственности и развитие культуры, искусства. Так, купцы Строгановы кредитовали Ивана Грозного, за свой счёт снарядили поход Ермака в Сибирь, содействовали преобразованиям Петра I. Особая, уникальная роль принадлежит им в русской культуре.
Нижегородский посадский, хозяин мясной лавки Кузьма Минин-Сухоруков, с князем Пожарским стал организатором земского ополчения в 1612 году, которое освободило страну от польско-литовской интервенции.
Каргопольский купец Александр Баранов 250 лет назад участвовал в открытии «Русской Америки» Аляски и стал первым её правителем.
В Отечественной войне 1812 года русские купцы проявили высокий патриотизм, оказав большую поддержку царскому правительству, о чём свидетельствовали записи на стенах храма Христа Спасителя в Москве. Значительную помощь оказывали они и в другие сложные моменты русской истории.
К особой форме общественной деятельности и к уникальному явлению, отличавшему русское купечество, несомненно, необходимо отнести благотворительную деятельность и меценатство.
Благотворительность была широко распространена среди купцов с давних времён, стала определённой исторической традицией.
Крупный предприниматель осознаёт ключевую роль работника на производстве и для того, чтобы иметь квалифицированный персонал, способный овладеть новой техникой и методами ведения хозяйства в условиях рыночной конкуренции, если хотите вынужденно принимает участие в развитии образования и культуры. Отсюда отчисления на школы, училища, институты и университеты. Такие примеры можно найти даже в начале XIX века: в частности, Тимофей Васильевич Прохоров в 20-е годы создал на Трёхгорной мануфактуре школу, училище и даже театр.
Другие мотивы благотворительности имеют религиозную основу «пособить сирым и убогим», что вело к выделению средств на строительство и одаривание церквей, на сооружение богаделен, приютов, ночлежных домов, больниц и т. п. Многие крупные предприниматели были людьми чрезвычайно набожными, а христианская этика и мораль учат милосердию и состраданию к людям.
Масштабы благотворительности и меценатства были чрезвычайно велики.
Так, Боткины собирают коллекции для национальных музеев, Солдатенковы издают дорогие научные сочинения, вклады москвичей на клиники, научно-медицинские учреждения.
Высокий уровень образования и культуры, даже «европейский лоск» отличали многих крупных русских предпринимателей в конце XIX — начале XX века.
Немало было в купеческой благотворительности и курьёзного. Так, в Москве долю говорили о том, как однажды к московскому городскому голове Н.А. Алексееву пришёл богатый купец и сказал: «Поклонись мне при всех в ноги, и я дам миллион на больницу». Кругом стояли люди, и Алексеев, ни слова не говоря, поклонился. Больница была построена. Сегодня она известна как психиатрическая больница № 1 им. Н.А. Алексеева. В этом эпизоде ярко видны нс только самодурство купца, которому хотелось «приподняться» за счёт унижения другого, но и беззаветное служение общественности городского голо-бы, согласившегося пойти на унижение но благо народа. А ведь Н.А. Алексеев и сам был состоятельным купцом — мною тратил личных средств на благотворительность и мог бы отказаться от публичного унижения.
Благодаря крупнейшим благотворителям — московским купцам Алексеевым, Бахрушиным, Морозовым, Третьяковым и другим, выделявшим сотни тысяч и даже миллионы рублей, к началу XX века только в Москве существовало 628 «богоугодных заведений»: школ, приютов, богаделен, ночлежных домов ит.и., значительная часть которых содержалась на деньги купечества.
Колоритной фигурой в деловом мире России был один из крупнейших предпринимателей конца XIX века Гаврила Гаврилович Солодников, владелец Пассажа в Москве, домов и земельных участков, банкир. Прихотью этого миллионера в Москве были построены ряд общественных зданий, в том числе, с его именем связано крупнейшее пожертвование за всю историю благотворительности в России. В составленном завещании Солодников распорядился, чтобы вся недвижимость и ценные бумаги были проданы, а образованный таким образом капитал, за вычетом определённых сумм родственникам, определялся на обществен н ые нужды.
Нередко благотворительность купцов вызывалась сугубо нравственными причинами. К числу таких «дарителей» можно отнести Бахрушиных — московских предпринимателей, владельцев кожевенной и суконных фабрик, которые получили общероссийскую известность как выдающиеся коллекционеры, меценаты, учёные. Среди них — Алексей Петрович Бахрушин библиограф и собиратель произведений искусства, завещавший в 1901 году свои богатые коллекции Историческому музею.
Другой представитель этой фамилии Алексей Александрович Бахрушин финансировал строительство театра Ф. Кор-ша, а в 1894 году создал первый в России театральный музей, который в 1913 году передал Академии наук.
Это были «профессиональные жертвователи», которые но окончании каждого i-ода выделяли значительные суммы «на дела благотворения».
В числе крупных филантропов надо упомянуть купца К.Т. Солдатенкова. В 1856 году он основал издательскую фирму, которая нс преследовала коммерческих целей, и главным в её деятельности была популяризация выдающихся деятелей: В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова, Н.П. Огарёва, И.С. Тургенева и других русских писателей, а также произведений Гомера, Шекспира.
В начале 50-х годов Солдатенков начинает собирать коллекцию русских живописцев, в которую вошли широко известные ныне работы К. Брюллова, В.А Тропинина, П.А. Фёдорова, В.Г. Перова, В.Е. Маковского и др. Собрание из 230 полотен было завещано им Румянцевскому музею, туда же поступила и его библиотека. В завещании Солдатенков распорядился выделить 1 млн рублей на строительство ремесленного училища; 1,2 млн рублей на постройку больницы (ныне Городская клиническая больница им. С.П. Боткина).
Среди крупных предпринимателей-филантропов — и имя барона А.Л. Штиглица. Придворный банкир, «король» Петер-буржекой биржи, первый управляющий Государственного банка оставил не только огромное состояние, оценивавшееся в 38 млн рублей, но и художественное училище с музеем декоратив-но-ирикладного искусства в Соляном городке (в советское время — училище им. В.Ф. Мухиной). На сооружение здания музея ii приобретение великолепной коллекции картин и скульптуры, в основном за границей, было затрачено 5,5 млн рублей. Это было самое крупное пожертвование но тем временам.
Русское купечество, национальная буржуазия, в массе своей было социально активным, нс чуждым народных интересов. Многих объединяла страстная приверженность делу просвещения и культурного созидания. Обладая высоким эстетическим чутьём и ощущая нравственную потребность, они
стремились обогатить жизнь соотечественников, оставить достойное наследие будущим поколениям россиян.
(По С. Мартынову)
Ключевые слова и тезисы:
1. Абзац 1:
o Ключевые слова: Россия, XX век, предприниматели, развитые страны.
o Тезис: В начале XX века Россия была одной из самых развитых стран мира, благодаря активности предпринимателей.
2. Абзац 2:
o Ключевые слова: история предпринимательства, влияние, культура, государственность.
o Тезис: Российские предприниматели активно влияли на развитие культуры и государственной жизни, играя важную роль в становлении общества.
3. Абзац 3:
o Ключевые слова: Строгановы, поддержка царей, Емельян Пугачёв, Ермак, Сибирь.
o Тезис: Купцы Строгановы поддерживали важные государственные инициативы, такие как освоение Сибири и укрепление власти царей.
4. Абзац 4:
o Ключевые слова: Минский, Пожарский, ополчение, освобождение.
o Тезис: Нижегородский посадский Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский организовали земское ополчение и освободили страну от польской интервенции.
5. Абзац 5:
o Ключевые слова: Баранов, Русская Америка, Аляска, губернатор.
o Тезис: Купец Александр Баранов стал первым правителем Русской Америки, сыграв важную роль в развитии российских владений в Аляске.
6. Абзац 6:
o Ключевые слова: Отечественная война, 1812 год, патриотизм, помощь царю.
o Тезис: Во время Отечественной войны 1812 года купцы активно поддерживали царскую власть, оказывали финансовую и материальную помощь.
7. Абзац 7:
o Ключевые слова: общественная деятельность, благотворительность, культура, традиция.
o Тезис: Благотворительность и общественная деятельность стали важными традициями в российском предпринимательстве.
8. Абзац 8:
o Ключевые слова: школы, университеты, театры, обучение, кадры.
o Тезис: Крупные предприниматели играли важную роль в образовании, создавая школы, театры и учебные заведения, формируя кадры для развития экономики.
9. Абзац 9:
o Ключевые слова: сироты, больные, милосердие, церковь.
o Тезис: Многие предприниматели занимались поддержкой церквей и сиротских приютов, проявляя милосердие и заботу о людях.
10. Абзац 10:
o Ключевые слова: Боткины, музеи, клиники, учреждения.
o Тезис: Меценаты, такие как Боткины и Солдатенковы, вкладывались в создание культурных и медицинских учреждений, что внесло значительный вклад в развитие общества.
11. Абзац 11:
o Ключевые слова: меценатство, собирательство, Алексеева, Бахрушин.
o Тезис: Многие российские меценаты, как Бахрушины и Алексеевы, занимались не только предпринимательством, но и собиранием культурных ценностей, сохраняя наследие для будущих поколений.
12. Абзац 12:
o Ключевые слова: Солдатенков, филантропия, искусство.
o Тезис: Солдатенков и другие меценаты поддерживали искусство и науку, строили больницы и школы, способствуя общему развитию страны.
13. Абзац 13:
o Ключевые слова: образование, промышленность, культура, благотворительность.
o Тезис: Благотворительность охватывала все сферы жизни, включая образование, промышленность и культуру, и являлась важной частью общественной деятельности.
14. Абзац 14:
o Ключевые слова: меценаты, наследие, будущее поколение, Россия.
o Тезис: Вклад российских меценатов был направлен на обогащение культурного наследия и улучшение жизни будущих поколений россиян.
2. Составьте план текста, а затем напишите его конспект. Чем различаются план, тезисы и конспект? Сделайте вывод.
План текста:
1. Введение: Историческая роль российских предпринимателей в развитии государства.
2. Раздел 1: Влияние предпринимателей на становление культуры и государственности.
o Купцы Строгановы и освоение Сибири.
o Организация земского ополчения Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.
o Александр Баранов и Русская Америка.
3. Раздел 2: Участие в Отечественной войне 1812 года.
o Помощь царю и участие в освобождении России.
4. Раздел 3: Благотворительность как традиция.
o Участие купцов в образовании и культуре.
o Создание школ, университетов и театров.
5. Раздел 4: Милосердие и помощь нуждающимся.
o Поддержка приютов, больниц и сиротских домов.
6. Раздел 5: Вклад меценатов в науку и искусство.
o Деятельность Боткиных и Солдатенковых.
7. Раздел 6: Особенности благотворительности в конце XIX — начале XX века.
o Масштаб меценатства и его роль в развитии общества.
8. Заключение: Важность меценатства для будущих поколений России.
Конспект текста:
В начале XX века Россия входила в число самых развитых стран благодаря активности предпринимателей, которые оказывали влияние на развитие культуры и государственной жизни. Так, купцы Строгановы помогали в освоении Сибири, а Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский организовали земское ополчение, освободившее страну от польской интервенции. Александр Баранов стал первым правителем Русской Америки.
Во время Отечественной войны 1812 года купцы проявили патриотизм, поддержав царскую власть. Благотворительность и общественная деятельность стали важной традицией в предпринимательстве, охватывая школы, университеты и театры, что способствовало развитию кадров и поддержке образования. Многие предприниматели занимались помощью церквям, приютам и больницам, проявляя заботу о нуждающихся.
Крупные меценаты, такие как Боткины и Солдатенковы, вкладывали средства в культурные учреждения и медицинские заведения. В конце XIX — начале XX века масштабы меценатства были чрезвычайно велики, что свидетельствовало о высокой социальной ответственности предпринимателей. Вклад меценатов был направлен на развитие образования, культуры и науки, формирование достойного наследия для будущих поколений.
Вывод:
• План — это структура текста, в которой выделены его основные смысловые части.
• Тезисы — это краткие выводы, отражающие основную мысль каждого абзаца.
• Конспект — это краткое изложение содержания текста, включающее главные положения и ключевые моменты, но более развернутое по сравнению с тезисами.
Конспект отличается от тезисов своей связностью и логической последовательностью.
3. Проанализируйте содержание текста. Можете ли вы назвать причины распространения такого явления, как благотворительность, в России начала XX века? В своём ответе опирайтесь на сделанные записи конспекта.
Причины распространения благотворительности в России в начале XX века включают:
• Высокий уровень ответственности у предпринимателей перед обществом.
• Желание содействовать развитию культурного наследия.
• Религиозные и нравственные основы меценатства.
• Сильная приверженность к образованию и помощи обездоленным слоям населения.
4. Объясните значение слова меценат. Подберите к этому слову синонимы. Как вы думаете, чем отличается меценат от спонсора? Воспользуйтесь Интернетом или справочной литературой для ответа на эти вопросы.
Меценат — это человек, который бескорыстно оказывает поддержку в области культуры, искусства, науки и образования, вкладывая собственные средства в развитие общества и духовное обогащение. Термин произошёл от имени Гая Цильния Мецената — древнеримского политика и покровителя поэтов, который активно поддерживал творческих людей.
Синонимы: благотворитель, покровитель, филантроп.
Отличие мецената от спонсора:
1. Меценат вкладывает средства в поддержку культуры, науки, образования и искусства на безвозмездной основе, не ожидая материальной выгоды или рекламы.
2. Спонсор оказывает финансовую помощь или поддержку с целью получения коммерческой выгоды, повышения своего имиджа или рекламы, часто заключая контракты на определённых условиях.
Таким образом, меценатство предполагает моральную и культурную ответственность перед обществом, в то время как спонсорство ориентировано на маркетинговый результат и выгоду.
5. О каких известных меценатах вы узнали из текста? Найдите дополнительную информацию об одном из меценатов. Какими источниками вы будете пользоваться? Напишите на основе составленных тезисов, своего конспекта небольшое сообщение о деятельности известного мецената.
В тексте упомянуты такие известные меценаты, как:
• Купцы Строгановы, которые кредитовали царей и поддерживали военные кампании.
• Крупные московские купцы Алексеевы, Бахрушины, которые построили школы и больницы.
• К.Т. Солдатенков, поддерживавший издание литературных произведений и развитие художественного искусства.
Алексей Петрович Бахрушин — крупный меценат и коллекционер, один из представителей династии Бахрушиных, известных своей благотворительной деятельностью. Он основал театр, поддерживал музеи и художественные выставки, занимался сбором и сохранением культурного наследия России. В начале XX века его коллекция стала одной из основ для создания Музея истории театра.
Если потребуется более детальная проработка одного из этих пунктов или выполнение другого задания, дайте знать!
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением