Упр.58 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 58 1. Прочитайте статью из книги «Российские предприниматели,благотворители, меценаты». Выпишите из каждого абзаца ключевые слова. В каждом абзаце определите...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
58 1. Прочитайте статью из книги «Российские предприниматели,
благотворители, меценаты». Выпишите из каждого абзаца ключевые слова. В каждом абзаце определите предложение, которое выражает его основную мысль. Запишите её в виде тезиса.
России в начале XX века относилась к числу самых динамично развивающихся стран мира, и в том прямая заслуга предпринимателей .
История российскою предпринимательства чрезвычайно интересна и даже поучительна.
В силу своей активности и социальной ответственности предприниматели всегда участвовали в событиях, определявших судьбу России, оказывали влияние на становление государственности и развитие культуры, искусства. Так, купцы Строгановы кредитовали Ивана Грозного, за свой счёт снарядили поход Ермака в Сибирь, содействовали преобразованиям Петра I. Особая, уникальная роль принадлежит им в русской культуре.
Нижегородский посадский, хозяин мясной лавки Кузьма Минин-Сухоруков, с князем Пожарским стал организатором земского ополчения в 1612 году, которое освободило страну от польско-литовской интервенции.
Каргопольский купец Александр Баранов 250 лет назад участвовал в открытии «Русской Америки» Аляски и стал первым её правителем.
В Отечественной войне 1812 года русские купцы проявили высокий патриотизм, оказав большую поддержку царскому правительству, о чём свидетельствовали записи на стенах храма Христа Спасителя в Москве. Значительную помощь оказывали они и в другие сложные моменты русской истории.
К особой форме общественной деятельности и к уникальному явлению, отличавшему русское купечество, несомненно, необходимо отнести благотворительную деятельность и меценатство.
Благотворительность была широко распространена среди купцов с давних времён, стала определённой исторической традицией.
Крупный предприниматель осознаёт ключевую роль работника на производстве и для того, чтобы иметь квалифицированный персонал, способный овладеть новой техникой и методами ведения хозяйства в условиях рыночной конкуренции, если хотите вынужденно принимает участие в развитии образования и культуры. Отсюда отчисления на школы, училища, институты и университеты. Такие примеры можно найти даже в начале XIX века: в частности, Тимофей Васильевич Прохоров в 20-е годы создал на Трёхгорной мануфактуре школу, училище и даже театр.
Другие мотивы благотворительности имеют религиозную основу «пособить сирым и убогим», что вело к выделению средств на строительство и одаривание церквей, на сооружение богаделен, приютов, ночлежных домов, больниц и т. п. Многие крупные предприниматели были людьми чрезвычайно набожными, а христианская этика и мораль учат милосердию и состраданию к людям.
Масштабы благотворительности и меценатства были чрезвычайно велики.
Так, Боткины собирают коллекции для национальных музеев, Солдатенковы издают дорогие научные сочинения, вклады москвичей на клиники, научно-медицинские учреждения.
Высокий уровень образования и культуры, даже «европейский лоск» отличали многих крупных русских предпринимателей в конце XIX — начале XX века.
Немало было в купеческой благотворительности и курьёзного. Так, в Москве долю говорили о том, как однажды к московскому городскому голове Н.А. Алексееву пришёл богатый купец и сказал: «Поклонись мне при всех в ноги, и я дам миллион на больницу». Кругом стояли люди, и Алексеев, ни слова не говоря, поклонился. Больница была построена. Сегодня она известна как психиатрическая больница № 1 им. Н.А. Алексеева. В этом эпизоде ярко видны нс только самодурство купца, которому хотелось «приподняться» за счёт унижения другого, но и беззаветное служение общественности городского голо-бы, согласившегося пойти на унижение но благо народа. А ведь Н.А. Алексеев и сам был состоятельным купцом — мною тратил личных средств на благотворительность и мог бы отказаться от публичного унижения.
Благодаря крупнейшим благотворителям — московским купцам Алексеевым, Бахрушиным, Морозовым, Третьяковым и другим, выделявшим сотни тысяч и даже миллионы рублей, к началу XX века только в Москве существовало 628 «богоугодных заведений»: школ, приютов, богаделен, ночлежных домов ит.и., значительная часть которых содержалась на деньги купечества.
Колоритной фигурой в деловом мире России был один из крупнейших предпринимателей конца XIX века Гаврила Гаврилович Солодников, владелец Пассажа в Москве, домов и земельных участков, банкир. Прихотью этого миллионера в Москве были построены ряд общественных зданий, в том числе, с его именем связано крупнейшее пожертвование за всю историю благотворительности в России. В составленном завещании Солодников распорядился, чтобы вся недвижимость и ценные бумаги были проданы, а образованный таким образом капитал, за вычетом определённых сумм родственникам, определялся на обществен н ые нужды.
Нередко благотворительность купцов вызывалась сугубо нравственными причинами. К числу таких «дарителей» можно отнести Бахрушиных — московских предпринимателей, владельцев кожевенной и суконных фабрик, которые получили общероссийскую известность как выдающиеся коллекционеры, меценаты, учёные. Среди них — Алексей Петрович Бахрушин библиограф и собиратель произведений искусства, завещавший в 1901 году свои богатые коллекции Историческому музею.
Другой представитель этой фамилии Алексей Александрович Бахрушин финансировал строительство театра Ф. Кор-ша, а в 1894 году создал первый в России театральный музей, который в 1913 году передал Академии наук.
Это были «профессиональные жертвователи», которые но окончании каждого i-ода выделяли значительные суммы «на дела благотворения».
В числе крупных филантропов надо упомянуть купца К.Т. Солдатенкова. В 1856 году он основал издательскую фирму, которая нс преследовала коммерческих целей, и главным в её деятельности была популяризация выдающихся деятелей: В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова, Н.П. Огарёва, И.С. Тургенева и других русских писателей, а также произведений Гомера, Шекспира.
В начале 50-х годов Солдатенков начинает собирать коллекцию русских живописцев, в которую вошли широко известные ныне работы К. Брюллова, В.А Тропинина, П.А. Фёдорова, В.Г. Перова, В.Е. Маковского и др. Собрание из 230 полотен было завещано им Румянцевскому музею, туда же поступила и его библиотека. В завещании Солдатенков распорядился выделить 1 млн рублей на строительство ремесленного училища; 1,2 млн рублей на постройку больницы (ныне Городская клиническая больница им. С.П. Боткина).
Среди крупных предпринимателей-филантропов — и имя барона А.Л. Штиглица. Придворный банкир, «король» Петер-буржекой биржи, первый управляющий Государственного банка оставил не только огромное состояние, оценивавшееся в 38 млн рублей, но и художественное училище с музеем декоратив-но-ирикладного искусства в Соляном городке (в советское время — училище им. В.Ф. Мухиной). На сооружение здания музея ii приобретение великолепной коллекции картин и скульптуры, в основном за границей, было затрачено 5,5 млн рублей. Это было самое крупное пожертвование но тем временам.
Русское купечество, национальная буржуазия, в массе своей было социально активным, нс чуждым народных интересов. Многих объединяла страстная приверженность делу просвещения и культурного созидания. Обладая высоким эстетическим чутьём и ощущая нравственную потребность, они
стремились обогатить жизнь соотечественников, оставить достойное наследие будущим поколениям россиян.
(По С. Мартынову)
Ключевые слова и тезисы:
1. Абзац 1:
o Ключевые слова: Россия, XX век, предприниматели, развитые страны.
o Тезис: В начале XX века Россия была одной из самых развитых стран мира, благодаря активности предпринимателей.
2. Абзац 2:
o Ключевые слова: история предпринимательства, влияние, культура, государственность.
o Тезис: Российские предприниматели активно влияли на развитие культуры и государственной жизни, играя важную роль в становлении общества.
3. Абзац 3:
o Ключевые слова: Строгановы, поддержка царей, Емельян Пугачёв, Ермак, Сибирь.
o Тезис: Купцы Строгановы поддерживали важные государственные инициативы, такие как освоение Сибири и укрепление власти царей.
4. Абзац 4:
o Ключевые слова: Минский, Пожарский, ополчение, освобождение.
o Тезис: Нижегородский посадский Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский организовали земское ополчение и освободили страну от польской интервенции.
5. Абзац 5:
o Ключевые слова: Баранов, Русская Америка, Аляска, губернатор.
o Тезис: Купец Александр Баранов стал первым правителем Русской Америки, сыграв важную роль в развитии российских владений в Аляске.
6. Абзац 6:
o Ключевые слова: Отечественная война, 1812 год, патриотизм, помощь царю.
o Тезис: Во время Отечественной войны 1812 года купцы активно поддерживали царскую власть, оказывали финансовую и материальную помощь.
7. Абзац 7:
o Ключевые слова: общественная деятельность, благотворительность, культура, традиция.
o Тезис: Благотворительность и общественная деятельность стали важными традициями в российском предпринимательстве.
8. Абзац 8:
o Ключевые слова: школы, университеты, театры, обучение, кадры.
o Тезис: Крупные предприниматели играли важную роль в образовании, создавая школы, театры и учебные заведения, формируя кадры для развития экономики.
9. Абзац 9:
o Ключевые слова: сироты, больные, милосердие, церковь.
o Тезис: Многие предприниматели занимались поддержкой церквей и сиротских приютов, проявляя милосердие и заботу о людях.
10. Абзац 10:
o Ключевые слова: Боткины, музеи, клиники, учреждения.
o Тезис: Меценаты, такие как Боткины и Солдатенковы, вкладывались в создание культурных и медицинских учреждений, что внесло значительный вклад в развитие общества.
11. Абзац 11:
o Ключевые слова: меценатство, собирательство, Алексеева, Бахрушин.
o Тезис: Многие российские меценаты, как Бахрушины и Алексеевы, занимались не только предпринимательством, но и собиранием культурных ценностей, сохраняя наследие для будущих поколений.
12. Абзац 12:
o Ключевые слова: Солдатенков, филантропия, искусство.
o Тезис: Солдатенков и другие меценаты поддерживали искусство и науку, строили больницы и школы, способствуя общему развитию страны.
13. Абзац 13:
o Ключевые слова: образование, промышленность, культура, благотворительность.
o Тезис: Благотворительность охватывала все сферы жизни, включая образование, промышленность и культуру, и являлась важной частью общественной деятельности.
14. Абзац 14:
o Ключевые слова: меценаты, наследие, будущее поколение, Россия.
o Тезис: Вклад российских меценатов был направлен на обогащение культурного наследия и улучшение жизни будущих поколений россиян.
2. Составьте план текста, а затем напишите его конспект. Чем различаются план, тезисы и конспект? Сделайте вывод.
План текста:
1. Введение: Историческая роль российских предпринимателей в развитии государства.
2. Раздел 1: Влияние предпринимателей на становление культуры и государственности.
o Купцы Строгановы и освоение Сибири.
o Организация земского ополчения Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.
o Александр Баранов и Русская Америка.
3. Раздел 2: Участие в Отечественной войне 1812 года.
o Помощь царю и участие в освобождении России.
4. Раздел 3: Благотворительность как традиция.
o Участие купцов в образовании и культуре.
o Создание школ, университетов и театров.
5. Раздел 4: Милосердие и помощь нуждающимся.
o Поддержка приютов, больниц и сиротских домов.
6. Раздел 5: Вклад меценатов в науку и искусство.
o Деятельность Боткиных и Солдатенковых.
7. Раздел 6: Особенности благотворительности в конце XIX — начале XX века.
o Масштаб меценатства и его роль в развитии общества.
8. Заключение: Важность меценатства для будущих поколений России.
Конспект текста:
В начале XX века Россия входила в число самых развитых стран благодаря активности предпринимателей, которые оказывали влияние на развитие культуры и государственной жизни. Так, купцы Строгановы помогали в освоении Сибири, а Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский организовали земское ополчение, освободившее страну от польской интервенции. Александр Баранов стал первым правителем Русской Америки.
Во время Отечественной войны 1812 года купцы проявили патриотизм, поддержав царскую власть. Благотворительность и общественная деятельность стали важной традицией в предпринимательстве, охватывая школы, университеты и театры, что способствовало развитию кадров и поддержке образования. Многие предприниматели занимались помощью церквям, приютам и больницам, проявляя заботу о нуждающихся.
Крупные меценаты, такие как Боткины и Солдатенковы, вкладывали средства в культурные учреждения и медицинские заведения. В конце XIX — начале XX века масштабы меценатства были чрезвычайно велики, что свидетельствовало о высокой социальной ответственности предпринимателей. Вклад меценатов был направлен на развитие образования, культуры и науки, формирование достойного наследия для будущих поколений.
Вывод:
• План — это структура текста, в которой выделены его основные смысловые части.
• Тезисы — это краткие выводы, отражающие основную мысль каждого абзаца.
• Конспект — это краткое изложение содержания текста, включающее главные положения и ключевые моменты, но более развернутое по сравнению с тезисами.
Конспект отличается от тезисов своей связностью и логической последовательностью.
3. Проанализируйте содержание текста. Можете ли вы назвать причины распространения такого явления, как благотворительность, в России начала XX века? В своём ответе опирайтесь на сделанные записи конспекта.
Причины распространения благотворительности в России в начале XX века включают:
• Высокий уровень ответственности у предпринимателей перед обществом.
• Желание содействовать развитию культурного наследия.
• Религиозные и нравственные основы меценатства.
• Сильная приверженность к образованию и помощи обездоленным слоям населения.
4. Объясните значение слова меценат. Подберите к этому слову синонимы. Как вы думаете, чем отличается меценат от спонсора? Воспользуйтесь Интернетом или справочной литературой для ответа на эти вопросы.
Меценат — это человек, который бескорыстно оказывает поддержку в области культуры, искусства, науки и образования, вкладывая собственные средства в развитие общества и духовное обогащение. Термин произошёл от имени Гая Цильния Мецената — древнеримского политика и покровителя поэтов, который активно поддерживал творческих людей.
Синонимы: благотворитель, покровитель, филантроп.
Отличие мецената от спонсора:
1. Меценат вкладывает средства в поддержку культуры, науки, образования и искусства на безвозмездной основе, не ожидая материальной выгоды или рекламы.
2. Спонсор оказывает финансовую помощь или поддержку с целью получения коммерческой выгоды, повышения своего имиджа или рекламы, часто заключая контракты на определённых условиях.
Таким образом, меценатство предполагает моральную и культурную ответственность перед обществом, в то время как спонсорство ориентировано на маркетинговый результат и выгоду.
5. О каких известных меценатах вы узнали из текста? Найдите дополнительную информацию об одном из меценатов. Какими источниками вы будете пользоваться? Напишите на основе составленных тезисов, своего конспекта небольшое сообщение о деятельности известного мецената.
В тексте упомянуты такие известные меценаты, как:
• Купцы Строгановы, которые кредитовали царей и поддерживали военные кампании.
• Крупные московские купцы Алексеевы, Бахрушины, которые построили школы и больницы.
• К.Т. Солдатенков, поддерживавший издание литературных произведений и развитие художественного искусства.
Алексей Петрович Бахрушин — крупный меценат и коллекционер, один из представителей династии Бахрушиных, известных своей благотворительной деятельностью. Он основал театр, поддерживал музеи и художественные выставки, занимался сбором и сохранением культурного наследия России. В начале XX века его коллекция стала одной из основ для создания Музея истории театра.
Если потребуется более детальная проработка одного из этих пунктов или выполнение другого задания, дайте знать!
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением