Упр.55 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2020)
Решение #3 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Прочитайте. Как вы понимаете основную мысль каждого текста?
1) 3вук — это одно, а буква — это другое. Такой, казалось бы, безобидный закон, а сколько огорчений он вызывает у школьников. Написано «борода», а читать нужно «барада». Хочется написать «тилифон ни работаит», а изволь писать «телефон не работает», — писать, как никто не говорит. И вот возникают ошибки. А за ошибками разные неприятности. (По Л. Успенскому)
Основная мысль текста: звук – это одно, а буква – это другое, и их надо различать.
2) Люди очень привыкли верить буквам, не отдавая себе отчёта в том, что произносим мы вовсе не буквы, а звуки, что буквы всего лишь придуманный людьми способ передавать звучащую речь. И как, в сущности, смешно, когда говорят про маленького ребёнка: «Он уже говорит букву р». Подумайте только: читать ещё не умеет, а букву уже говорит! (Н. А. Еськова)
Основная мысль текста: мы произносим звуки, а буквы – это способ передавать звучащую речь.
2. Покажите на примерах, что в русском языке есть слова, произношение и написание которых различается.
Вода – в[а]да, стена – ст[и]на, травка – тра[ф]ка, мороз – м[а]ро[с], молоко – м[а]л[а]ко, редкий – ре[т]кий, луг – лу[к], цирк – ц[ы]рк, шёлк – ш[о]лк, звонок – зв[а]нок, собака – с[а]бака, сказка – ска[с]ка, лёд – л[от].
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ и ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1. Почему в одних случаях ошибка невозможна, а в других возможна? Для ответа на этот вопрос прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Перескажите текст по частям.
1. Некоторые слова мы пишем правильно без всяких правил, потому что в этих словах нельзя заменить ни одной буквы какой-либо другой. Посмотрите, что получается, если вместо одной буквы написать другую: мир — тир — фир...; луга — лига лига.... Первое слово перестаёт существовать: вместо него появляется или другое слово (мир — тир, луга — лига), или бессмысленный набор букв («фир», «лыга»).
В таких словах, как мир, луга, каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква:
[дом]
дом
Орфография (от греч. орфо — «правильный» и графе — «пишу») — наука о правописании.
2. Но так бывает не всегда. Посмотрите на эту запись:
т[и]жёлый
я? е? и?
Какой буквой обозначить безударный гласный в первом слоге? Этот звук может быть обозначен на письме и буквой я, и буквой е, и буквой и.
А какая из них единственно правильная? Это решает орфографическое правило: пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: тяжёлый — имеющий тяжесть.
Написание слова тяжёлый через и или е является ошибочным.
Когда в слове есть выбор букв для передачи определённого звука, появляется орфограмма: ветерок, луг, местный. Обычно это происходит при обозначении безударного гласного в разных частях слова или согласного на конце слова, также орфограмма появляется при стечении согласных.
Вывод: правила нужны, когда мы имеем дело с орфограммой. Чтобы грамотно писать и знать, когда и как применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей (морфем).
Некоторые слова мы пишем правильно без всяких правил. В таких словах каждому звуку соответствует только одна буква: [д о м]
д о м
Но бывают случаи, когда мы сомневаемся в выборе буквы для обозначения звука. Такие буквы называются орфограммами. Обычно выбор буквы для передачи определённого звука происходит при обозначении безударного гласного в разных частях слова или согласного в конце слова. Орфограмма появляется и при стечении согласных. Например: т[и]жёлый. Какую букву написать для обозначения звука [и]: е, и, я? Писать будем ту букву, которая обозначает ударный звук в этом корне: тяжёлый – тяжесть.
Значит, нужны правила, когда появляется орфограмма.
Чтобы грамотно писать и знать, как применять правило, нужно научиться видеть орфограммы, понимать значение слов и их частей (морфем).
2. Объясните, зачем нужны орфографические правила. Приведите примеры слов с орфограммами.
Орфографические правила нужны, чтобы правильно писать слова с орфограммами.
Лесок – лес, пруд – пруды, солнце – солнышко.
1. Определите, в каких словах есть орфограмма, а в каких — сё нет.
> образец рассуждения Мой друг. В слове мои нет орфограммы, так как нет выбора букв. В слове друг есть орфограмма, так как есть выбор букв г- к (друг/к).
Вода, край, том, лом, бежал, гора, тайна, моя, рука.
2. Запишите слова в два столбика: без орфограммы (дом) и с орфограммой (леса). К словам с орфограммами подберите проверочные.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением