Ответы на вопросы на стр.55 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?В повести «Станционный...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?
В повести «Станционный смотритель» Александр Пушкин раскрывает характерную картину жизни станционных смотрителей — людей, чья работа была важной, но часто недооценённой и непрестижной. Автор рассказывает о трудностях и испытаниях, с которыми сталкиваются станционные смотрители, живущие в условиях постоянной суеты и нервного напряжения.
Одной из главных характеристик жизни станционных смотрителей, описанной Пушкиным, является их уязвимость перед произволом проезжающих. Эти люди вынуждены терпеть недовольства и капризы путешественников, которые зачастую видят в них лишь помеху на своём пути. Их труд тяжёл, однообразен и неблагодарен, а уважения они не получают ни от начальства, ни от пассажиров. В этом смысле Пушкин показывает станционных смотрителей как людей, обременённых непосильной работой, но вынужденных принимать свою судьбу с терпением и смирением.
Рассказ Пушкина окрашен чувством сострадания и грусти. Читая повесть, можно почувствовать, как автор сочувствует судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина, который, несмотря на свою преданность работе, оказывается заброшенным и никому не нужным. Особое внимание Пушкин уделяет эмоциональному состоянию Вырина после того, как его дочь Дуня покидает дом. Вынужденное одиночество и утрата смысла жизни приводят героя к постепенному упадку. Это подчёркивает трагичность жизни простого человека, который, будучи частью огромной системы, оказывается забыт и оставлен на произвол судьбы.
Таким образом, Пушкин описывает жизнь станционных смотрителей как трудную, однообразную и неблагодарную. Его рассказ окрашен чувством грусти и сострадания к этим людям, которые, несмотря на все свои усилия, остаются в тени и сталкиваются с жестокостью и равнодушием окружающего мира.
2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?
Рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя, потому что такой приём позволяет создать более многослойное и объективное изображение истории, а также усиливает эмоциональное воздействие на читателя.
Во-первых, переход от рассказа Самсона Вырина к повествованию от третьего лица помогает сохранить определённую дистанцию и нейтральность. Самсон Вырин, будучи отцом Дуни, неизбежно субъективен в своих оценках и чувствах. Его рассказ пропитан горем, обидой и болью утраты, что, конечно, важно для понимания его состояния. Однако, когда автор-повествователь берёт на себя дальнейший рассказ, он позволяет читателю взглянуть на события со стороны, увидеть их более полно и объективно. Это помогает лучше понять, что произошло с Дуней после её ухода, и как сложилась её жизнь, без чрезмерного эмоционального окраса, который был бы неизбежен, если бы рассказ вёлся исключительно от лица отца.
Во-вторых, переход к повествованию от лица автора-повествователя позволяет Пушкину создать более драматичный и напряжённый сюжет. Читатель, видя судьбу Дуни через взгляд автора, чувствует глубокую эмоциональную связь с персонажами и сопереживает их страданиям и надеждам. Это усиливает трагизм истории, так как автор, зная итог, постепенно подводит читателя к нему, создавая ощущение неизбежности происходящего.
Наконец, такой приём подчёркивает значимость истории в более широком контексте. Судьба Дуни становится не просто личной трагедией одного человека, но примером судьбы многих молодых девушек того времени, которые сталкивались с жестокостью и равнодушием общества. Автор-повествователь помогает подчеркнуть универсальность этой истории, выходящей за рамки личной драмы семьи Выриных.
Таким образом, выбор повествования от лица автора помогает Пушкину создать более объёмное и многослойное произведение, которое воздействует на читателя глубже и сильнее, чем это мог бы сделать рассказ, полностью ограниченный точкой зрения одного персонажа.
3. В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Картинки на стенах «смиренной, но опрятной обители» станционного смотрителя, изображающие историю блудного сына, играют важную символическую роль в повести «Станционный смотритель» Александра Пушкина. Эти изображения имеют глубокий художественный смысл и тесно связаны с судьбой Дуни, дочери станционного смотрителя Самсона Вырина.
История блудного сына из Библии — это притча о сыне, который, получив от отца свою долю наследства, покидает дом, расточает всё состояние в развратной жизни, но, испытав бедствия, возвращается домой, где его прощает любящий отец. Притча о блудном сыне — это история о прощении, покаянии и любви, которая сильнее обид и ошибок.
Художественный смысл этих картинок в том, что они служат своего рода предзнаменованием и параллелью к судьбе Дуни. Дуня, как и блудный сын, покидает отчий дом, уезжая с молодым офицером. Самсон Вырин воспринимает этот поступок как предательство и глубокую рану в своём сердце, но он, подобно отцу из притчи, не теряет надежды на её возвращение. Он верит, что Дуня, испытав трудности и разочарования, как блудный сын, осознает свою ошибку и вернётся к нему. В этой надежде он видит смысл своей жизни, и эта надежда поддерживает его в самые тяжёлые моменты.
Однако, в отличие от притчи, в повести Пушкина счастливого возвращения не происходит. Дуня не возвращается к отцу. Вырин, отправляясь на её поиски, находит дочь, но видит, что она уже живёт другой, благополучной жизнью, и не спешит вернуться к своему прежнему, скромному существованию. Это делает судьбу Самсона Вырина ещё более трагичной. Он оказывается в роли отца, который готов простить, но не получает шанса на это прощение, потому что дочь не возвращается, как это сделал блудный сын.
Таким образом, картины с изображением истории блудного сына имеют глубокий художественный смысл, подчёркивающий основные темы повести: надежду, прощение, разлуку и разочарование. Они создают символический контекст, который помогает читателю понять трагедию Самсона Вырина и почувствовать ещё большую эмоциональную напряжённость истории. В отличие от библейской притчи, в повести Пушкина история заканчивается не воссоединением и прощением, а горьким осознанием утраты и безысходностью, что усиливает трагический эффект произведения.
4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди, истории которых он передаёт, отличаются отзывчивостью и чуткостью.
Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.
В повести «Станционный смотритель» есть несколько персонажей, которые проявляют неравнодушие к судьбе Самсона Вырина: рассказчик, старый товарищ и мальчик, Минский. Каждый из них по-своему участвует в истории и выражает сочувствие к бедному старому смотрителю.
Рассказчик: С самого начала повести рассказчик проявляет интерес и внимание к Самсону Выриным. Он описывает его с уважением и сочувствием, отмечая, что Вырин был человеком скромным и ответственным, несмотря на трудности своей жизни. Рассказчик также не остаётся равнодушным к судьбе Дуни. Он замечает, как сильно изменилась жизнь Вырина после её отъезда, и видит, как старик страдает от разлуки с дочерью. Рассказчик подчеркивает трагичность судьбы Вырина и выражает сочувствие к нему, рассказывая о том, как изменилась жизнь старика после того, как его дочь ушла.
Вот как рассказчик описывает состояние Самсона Вырина после ухода дочери:
«Бедный старик!» — думал я про себя, подходя к дому его. «Верно, он никогда не забывал её, до самой смерти...»
Старый товарищ: В эпизоде, когда Вырин приезжает в Петербург и находит Дуняшу, её жизнь уже изменилась. У ворот дома Минского он встречает своего старого товарища по службе, который работает швейцаром. Этот человек, несмотря на своё низкое положение, сразу узнаёт старика и, вспомнив о прошлом, проявляет искреннее участие и сочувствие к его судьбе. Товарищ помогает Вырину встретиться с Минским, хотя понимает, что ситуация непростая. Он не только узнает старого знакомого, но и обращается к нему с тёплыми словами, пытается утешить:
«Что, батюшка, не помнишь, что ли? — Да, как же, как же: это вы, Агафон Акимович?»
Этот эпизод показывает, что даже среди самых простых людей сохраняется чувство товарищества и человеческого тепла.
Мальчик: В конце повести, когда рассказчик возвращается в те места и посещает могилу Самсона Вырина, он встречает маленького мальчика — сына новой смотрительницы. Мальчик рассказывает ему о старом смотрителе, о его жизни и смерти, причём говорит с уважением и сочувствием, несмотря на свой юный возраст. Это показывает, что даже дети могут проявлять внимание и сострадание к чужим бедам. Мальчик ухаживает за могилой старого смотрителя, показывая, что его память жива в сердцах людей, даже тех, кто не был с ним лично знаком:
«Этот мальчик подошел ко мне и сказал, что на кладбище похоронен бедный смотритель и что по его просьбе ему была поставлена деревянная доска с надписью.»
Эти персонажи — рассказчик, старый товарищ и мальчик — показывают, что неравнодушие и отзывчивость живут в самых разных людях, независимо от их возраста или социального положения. Каждый из них вносит свою лепту в историю Самсона Вырина, показывая, что даже в трудные времена вокруг есть люди, способные поддержать и понять.
В повести «Станционный смотритель» одним из немногих персонажей, кто не остался равнодушным к беде Самсона Вырина, был офицер Минский, увезший с собой Дуняшу.
Вначале Минский, увозя Дуняшу, ведёт себя довольно беззаботно и эгоистично. Однако, позже, когда Вырин приезжает к нему, чтобы узнать о судьбе дочери, Минский проявляет определённое сочувствие и уважение к старому смотрителю. Важным эпизодом является встреча Самсона Вырина с Минским в Петербурге. Минский, увидев перед собой измученного старика, осознаёт его страдания и испытывает угрызения совести.
Вот фрагмент из повести, подтверждающий это:
Минский велел тотчас же остановить карету, выскочил из неё и подбежал к Вырину.
— Вы ли это, — сказал он, схватив его за руку, — вы ли это? Каким образом вы здесь? Давно ли вы приехали? Как же это? Боже мой! куда вы едете?
— К вам, — отвечал Вырин уныло.
— Ко мне? Зачем? — спросил Минский.
— Не оставьте меня в беде, — сказал Вырин, схватив его за руку, — не погубите старика.
Минский понимает, что он ответственен за разрушение жизни Вырина, и старается как-то помочь, хотя бы в материальном плане. Он отдаёт ему деньги, понимая, что это не сможет исправить ситуацию, но хотя бы немного облегчить участь старика:
— Вот вам сто рублей, — сказал он, протягивая Вырину деньги, — вот всё, что я могу вам предложить.
Минский, несмотря на то, что его поступок стал причиной несчастья Вырина, всё же проявляет чувство вины и старается помочь, насколько это возможно. Это свидетельствует о том, что он не остался равнодушным к беде старика, хотя его действия по отношению к Дуниной судьбе в начале были эгоистичными и непродуманными.
Таким образом, Минский, хотя и не смог вернуть Вырину дочь, всё же показал, что в нём живы чувства сострадания и вины за свои поступки.
5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.
Характеристика станционного смотрителя Самсона Вырина
Самсон Вырин — главный герой повести Александра Пушкина «Станционный смотритель», является олицетворением судьбы простого русского человека, который всю жизнь честно исполнял свои обязанности, но оказался жертвой жестокости и равнодушия окружающего мира.
С самого начала повести Пушкин описывает Самсона Вырина как человека скромного, добросовестного и преданного своей работе. Он был станционным смотрителем, служба которого была трудной и неблагодарной, но Вырин исполнял свои обязанности с честью и достоинством. Его дом, как отмечает рассказчик, был «смиренной, но опрятной обителью», что подчеркивает аккуратность и трудолюбие Вырина.
«Станционный смотритель — существо, по общему мнению, суетное, ничтожное, вроде колокольного дьячка. Но кто вникнул в жизнь и в дела людей ничтожных, тот, конечно, сердцем их оценил».
Станционный смотритель в исполнении Пушкина — это человек, привыкший к монотонной жизни, полной повседневных забот, и его радостью и утешением в этой жизни была его дочь Дуня. Вырин воспитывал её с любовью и заботой, что видно из его отношений с дочерью. Она была для него всем, и он был готов на всё ради её счастья.
«Все одобряли его: Дуня его была не хуже барышни. Самсон Вырин говорил о дочери своей с истинным восторгом».
Однако судьба нанесла старому смотрителю жестокий удар, когда Дуня ушла с молодым офицером Минским. Это событие стало для Вырина началом трагедии. Пушкин описывает, как после ухода дочери жизнь старика потеряла всякий смысл. Вырин не мог смириться с утратой и предпринял попытку вернуть дочь, отправившись в Петербург, где нашёл её живущей в благополучии и достатке. Однако встреча с дочерью не принесла ему утешения; он понял, что потерял её навсегда:
«Бедный старик! Он был совершенно убит горем. Забыв своё место и всё приличие, он схватил его за руку и, всхлипывая, говорил с каким-то отчаянием».
Самсон Вырин — это человек, который олицетворяет смирение и готовность к самопожертвованию ради близких. Его трагедия состоит в том, что, потеряв дочь, он потерял смысл жизни, и это привело его к гибели. В финале повести мы узнаем, что старик умер, так и не дождавшись возвращения Дуни, но память о нём сохраняется в сердцах людей, даже тех, кто его почти не знал.
«Я узнал бедного смотрителя и услышал печальную его историю».
Через образ Самсона Вырина Пушкин показывает, насколько беспомощен может быть человек перед жестокостью и равнодушием окружающего мира. Это трагическая история о любви, утрате и смирении, о том, как жизнь простого человека может быть разрушена безвозвратно, но при этом оставляет след в сердцах тех, кто знал и помнил его.
6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?
В повести «Станционный смотритель» Александр Пушкин через рассказчика явно выражает свою симпатию к главному герою — Самсону Вырину. Рассказчик с самого начала демонстрирует уважение и сострадание к этому простому человеку, который всю жизнь честно исполнял свои обязанности, но оказался жертвой равнодушия и жестокости окружающего мира.
Рассказчик с теплотой описывает внешность и характер Вырина, подчёркивает его преданность работе и любовь к дочери. Например, он называет его дом «смиренной, но опрятной обителью», что подчеркивает уважительное отношение к стараниям и скромности станционного смотрителя. Симпатия рассказчика к Вырину также выражена в том, как он переживает его трагедию. Узнав о беде, постигшей старика, рассказчик выказывает сочувствие и понимание, подчеркивая несправедливость ситуации.
Повесть пронизана настроением грусти и трагизма. На протяжении всего произведения чувствуется нарастающая безысходность и отчаяние Самсона Вырина, который, потеряв дочь, теряет и смысл жизни. Это настроение подчёркивается описанием его одиночества и беспомощности в попытках вернуть Дуняшу. Даже финальная сцена, где рассказчик посещает могилу Вырина, окрашена печалью и горечью, подчёркивающей всю трагичность его судьбы.
Повесть вызывает у читателя сильные чувства сострадания и сочувствия к главному герою. Она заставляет задуматься о жестокости и равнодушии, которые могут разрушить жизнь простого человека. История Самсона Вырина показывает, как легко можно потерять всё, что дорого, и как сложно найти утешение в мире, где преобладает несправедливость. Повесть также поднимает вопросы о человеческой природе, о том, насколько важна поддержка и забота близких людей, и каково значение любви и ответственности в жизни каждого из нас.
Таким образом, «Станционный смотритель» оставляет глубокое впечатление, вызывая размышления о человеческих судьбах, одиночестве и трагических потерях, которые могут постигнуть любого. Пушкин через рассказчика показывает свою симпатию к простым людям, их страданиям и надеждам, подчеркивая, что каждый человек заслуживает внимания и сострадания.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением