Упр.54 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2020)
Решение #3 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Пользуясь орфографическим словарём, запишите по одному слову, начинающемуся на каждую букву алфавита. На какие буквы не могут начинаться слова в русском языке? А на какие их очень мало? Всегда ли первая буква слова будет обозначать «свой» звук? Подберите не менее десяти слов с буквой ё внутри слова и запишите их.
Аллея, бинокль, вестибюль, гвоздика, диалог, ежевика, ёмкость, желание, запах, иллюстрация, йод, колючий, лингвистический, монолог, недоразумение, обвинять, помощник, рассказ, санаторий, телевидение, убеждение, фиолетовый, художник, цемент, человечество, шахматы, щётка, эгоизм, юный, ядро.
Слова не начинаются с букв Ъ, Ы, Ь.
Мало слов начинается с букв Е, Ё, Ж, Й, Х, Ц, Щ, Ю, Я.
Первая буква не всегда обозначает «свой» звук.
Поёт, лён, разжёг, печёт, пчёлы, чёрный, зелёный, берёза, плетёт, вдвоём.
Сравните слова двух столбиков. При написании каких слов может возникнуть ошибка? Почему? Сделайте вывод о том, в каком столбике записаны слова с орфограммами.
дом
ноты
рука
дома
леса
линейка
Орфограмма (от греч. дрфо — «правильный» и грамма — «буква, запись»).
В словах первого столбика нет орфограмм, так как нет выбор букв: дом, ноты, рука.
При написании слов второго столбика может возникнуть ошибка, так как в них возможен выбор букв: дома (0/a), леса (u), линейка (u).
Таким образом, во втором столбике записаны слова с орфограммами.
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ и ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1. Почему в одних случаях ошибка невозможна, а в других возможна? Для ответа на этот вопрос прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Перескажите текст по частям.
1. Некоторые слова мы пишем правильно без всяких правил, потому что в этих словах нельзя заменить ни одной буквы какой-либо другой. Посмотрите, что получается, если вместо одной буквы написать другую: мир — тир — фир...; луга — лига лига.... Первое слово перестаёт существовать: вместо него появляется или другое слово (мир — тир, луга — лига), или бессмысленный набор букв («фир», «лыга»).
В таких словах, как мир, луга, каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква:
[дом]
дом
Орфография (от греч. орфо — «правильный» и графе — «пишу») — наука о правописании.
2. Но так бывает не всегда. Посмотрите на эту запись:
т[и]жёлый
я? е? и?
Какой буквой обозначить безударный гласный в первом слоге? Этот звук может быть обозначен на письме и буквой я, и буквой е, и буквой и.
А какая из них единственно правильная? Это решает орфографическое правило: пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: тяжёлый — имеющий тяжесть.
Написание слова тяжёлый через и или е является ошибочным.
Когда в слове есть выбор букв для передачи определённого звука, появляется орфограмма: ветерок, луг, местный. Обычно это происходит при обозначении безударного гласного в разных частях слова или согласного на конце слова, также орфограмма появляется при стечении согласных.
Вывод: правила нужны, когда мы имеем дело с орфограммой. Чтобы грамотно писать и знать, когда и как применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей (морфем).
Некоторые слова мы пишем правильно без всяких правил. В таких словах каждому звуку соответствует только одна буква: [д о м]
д о м
Но бывают случаи, когда мы сомневаемся в выборе буквы для обозначения звука. Такие буквы называются орфограммами. Обычно выбор буквы для передачи определённого звука происходит при обозначении безударного гласного в разных частях слова или согласного в конце слова. Орфограмма появляется и при стечении согласных. Например: т[и]жёлый. Какую букву написать для обозначения звука [и]: е, и, я? Писать будем ту букву, которая обозначает ударный звук в этом корне: тяжёлый – тяжесть.
Значит, нужны правила, когда появляется орфограмма.
Чтобы грамотно писать и знать, как применять правило, нужно научиться видеть орфограммы, понимать значение слов и их частей (морфем).
2. Объясните, зачем нужны орфографические правила. Приведите примеры слов с орфограммами.
Орфографические правила нужны, чтобы правильно писать слова с орфограммами.
Лесок – лес, пруд – пруды, солнце – солнышко.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением