Стр.50-51 Часть 1 ГДЗ Матвеева 4 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Матвеева 4 класс, Просвещение:
2
1. Прочитай сказку Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». Какой художественный образ создаёт автор?
Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась.
Деревья роняли листья.
Много-много лет пр...шло с тех пор, но каждую ос...нь, в день ёл...чкиного р...ждения, дерев...я в...поминают о ней и дарят ей п...дарки. Осина дарит кр...сивые к...тайские ф...нарики, клён р...няет оранжевые звёзды, а ива з...сыпает ёл...чку тонк...ми з.-.лотыми рыбк...ми.
И стоит ёлочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей всё дарят и дарят.
И у всех на глазах становится ёлочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом — одним цветом.
В сказке Н. Сладкова «Осенняя ёлочка» автор создаёт образ живой и одухотворённой природы. Осенняя ёлочка представлена как маленькое существо, внезапно появившееся среди трав и листьев, будто ребёнок, только что пришедший в этот мир. Автор изображает её любопытной и удивлённой, осматривающей окружающий мир.
Другие деревья и растения заботливо «поздравляют» ёлочку с её «рождением», «дарят» ей листья и плоды, как подарки, в символическом акте приветствия нового жителя леса. Эти образы помогают увидеть природу как доброжелательную и внимательную к каждому существу, создавая атмосферу дружбы и заботы среди растений.
Таким образом, художественный образ осенней ёлочки олицетворяет единство и взаимопомощь в природе, где каждое растение имеет свою роль и получает внимание от других.
2. Какие слова и словосочетания помогают автору изобразить деревья «живыми», похожими на людей? Прочитайте примеры из текста.
Слова и словосочетания, которые помогают автору изобразить деревья «живыми», похожими на людей:
1. «Поздравляют» ёлочку;
2. «Дарят ей подарки»;
3. «Осина дарит красные листики»;
4. «Берёза дарит жёлтые серёжки»;
5. «Ива сплетает веночек»;
6. «И кленовая ладошка подарки несёт».
Эти выражения олицетворяют деревья, показывая их как живых существ, которые участвуют в праздновании и дарят подарки, как люди.
3. В каком значении употреблено в тексте слово растерянная? Поясни своё мнение, обращаясь к толковому словарю.
Слово «растерянная» в тексте употреблено в значении «находящаяся в состоянии замешательства, не знающая, что делать». Это слово характеризует ёлочку, которая впервые появилась осенью и как бы удивлена и не понимает, что происходит вокруг. Она «растерянная», потому что ей всё незнакомо, и она, словно человек, только что оказавшийся в новом месте, чувствует неуверенность.
4. Найдите слова и словосочетания, с помощью которых описана ёлочка. Запишите их в три столбика:
1) слова, обозначающие предмет; 2) слова, обозначающие признак предмета; 3) слова, обозначающие действие предмета. Какие служебные слова есть в тексте?
1) Слова, обозначающие предмет: ёлочка; листья; травинки; земля; веточки; лапки; иглы.
2) Слова, обозначающие признак предмета: маленькая; растерянная; золотая; бархатные; красные (листья); жёлтые (серёжки); багряные; мягкая.
3) Слова, обозначающие действие предмета: раздвинула; осмотрелась; появилась; дарят; поздравляют; сплетают.
Служебные слова в тексте (предлоги и союзы): в, и, на, как, с, по, а, к, о, у, но.
5. Выпиши выделенное предложение. Поясни лексическое значение всех слов. Укажи в скобках их грамматические признаки.
Деревья роняли листья.
Деревья (имя существительное, 2-е скл. мн. ч. с. р. И. п.) — многолетние растения с крепким стволом и ветвями, растущие вверх, образующие древесную крону.
Роняли (глагол, прошедшее время, множественное число) — теряли что-либо, что падало с высоты вниз (в данном случае листья), как бы случайно отпуская или сбрасывая.
Листья (имя существительное, 2-е скл. мн. ч. м. р. В. п.) — плоские зелёные органы растений, растущие на ветвях и служащие для фотосинтеза, испарения воды и обмена газами.
6. О каком изобразительном средстве говорится в правиле? Приведи свои примеры этого средства.
В художественных произведениях писатели и поэты часто стараются «оживить» неодушевлённые предметы, наделить их качествами человека (какого-либо лица). Такое изобразительное средство называется олицетворением. Роль олицетворения всегда выполняют глаголы, обозначающие действие предмета.
Деревья вспоминают о ёлочке и дарят ей подарки.
В правиле говорится об изобразительном средстве олицетворение. Это средство используется, когда неодушевлённым предметам приписываются качества или действия, присущие человеку.
Примеры олицетворения:
1. Деревья вспоминают о ёлочке.
2. Деревья дарят ей подарки.
3. Лес спит под снежным покровом.
4. Река поёт свою песню.
5. Ветер шепчет что-то на ухо.
7. Спиши третий абзац текста, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.
Много-много лет прошло (неизменяемая приставка) с тех пор, но каждую осень (осенний), в день ёлочкиного (суффикс ОЧК) рождения (род), деревья вспоминают (перед глухим согласным) о ней и дарят ей подарки (неизменяемая приставка). Осина дарит красивые (запомнить) китайские (запомнить) фонарики (запомнить), клён роняет (уронит) оранжевые звёзды, а ива засыпает (неизменяемая приставка) ёлочку тонкими (какими?) золотыми (золото) рыбками (мн. ч. Т. п.).
8. Найди и выпиши из текста предложение с антонимами. Поясни лексическое значение слов-антонимов. Разбери их по составу.
Не то что зимой и летом — одним цветом.
Зимой — холодное время года, характеризующееся снегом, морозами и частым отсутствием ярких красок в природе.
Летом — тёплое время года, когда природа полна зелени, цветов и ярких оттенков.
Антонимы «зимой» и «летом» подчёркивают различия во внешнем виде природы в разные сезоны. В данном случае ёлочка не всегда зеленая (одним цветом), а нарядная и разноцветная.
9. Проверьте работу в парах.
Проверка выполненных работ в парах.
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением