Ответы на вопросы на стр.50 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какой теме посвящена былина и кого можно назвать сё подлинным героем? Когда мужички начинают «похваливати» оратая и называть его «молодой Микула Селянинович»?
Тема былины «Вольга и Микула Селянинович» посвящена столкновению и сопоставлению двух типов героев: княжеского воина и крестьянина-оратая. Основная тема былины — это сила, мудрость и значимость крестьянского труда, который оказывается не менее, а может быть, даже более важным, чем воинские подвиги.
Подлинным героем былины можно назвать Микулу Селяниновича, простого крестьянина, который олицетворяет мощь, трудолюбие и связь с землёй. Микула оказывается настолько сильным и умелым, что его крестьянская работа на поле воспринимается как подвиг, а его сила превосходит силы всей дружины князя Вольги Святославовича.
Мужички начинают «похваливати» оратая и называть его «молодой Микула Селянинович», когда он завершает свою тяжёлую работу: пашет поле, складывает рожь в скирды, вывозит её домой и молотит, после чего варит пиво и угощает всех. В этот момент мужики признают его силу, трудолюбие и значение его работы, называя его «молодой Микула Селянинович», что подчёркивает уважение и почтение к его труду и мощи.
Таким образом, былина показывает, что крестьянский труд имеет огромное значение и что сила, проявленная в мирном труде, ничуть не уступает подвигам на поле брани.
2. Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу? Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в бы лине гиперболы и постоянные эпитеты?
Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу по нескольким причинам. Во-первых, Микула демонстрирует не только физическую силу, но и мастерство в своём крестьянском труде. Его работа на поле оказывается настолько значимой и требующей такой силы, что даже вся дружина Вольги не может справиться с задачей, которую Микула выполняет легко. Во-вторых, Вольга видит в Микуле человека, который живёт в гармонии с природой и землёй, владеет мощью, которая позволяет ему не только прокормить себя, но и обеспечить благополучие своей семьи и общины. Это вызывает у Вольги не просто уважение, а осознание важности крестьянского труда.
Смысл зачина былины, где подробно описывается внешность, одежда и работа оратая, заключается в подчёркивании значимости и величия крестьянского труда. Зачин помогает создать образ оратая не просто как обычного крестьянина, а как героя, чья внешность и действия символизируют силу, мудрость и неразрывную связь с землёй. Подробное описание внешнего облика и одежды Микулы показывает его как человека, который уважает себя и свой труд, а также подчеркивает его особенность и значимость среди других.
Роль гипербол и постоянных эпитетов в былине — это создание особой эпической атмосферы и усиление впечатления от героев и их действий. Гиперболы (преувеличения) служат для того, чтобы подчеркнуть силу, мощь и важность Микулы и его труда. Например, когда оратай легко поднимает сошку, с которой не могут справиться даже могучие воины, это преувеличение подчёркивает его исключительность и физическую силу.
Постоянные эпитеты, такие как «молодой Микула Селянинович», «ясные глаза», «кудри качаются», выполняют несколько функций: они создают ритм, облегчают запоминание текста и добавляют к образу героя определённые качества, которые помогают слушателям и зрителям лучше его представить и понять. Эти эпитеты также способствуют идеализации и возвышению героя, что делает его фигуру более значимой и запоминающейся в контексте народного эпоса.
Таким образом, через зачин, гиперболы и постоянные эпитеты былина формирует величественный и идеализированный образ крестьянского героя, подчёркивая его важность и возвышая крестьянский труд до уровня героического подвига.
3. Дайте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).
Характеристика Микулы Селяниновича:
Микула Селянинович — это воплощение крестьянского идеала, символ силы, мудрости и трудолюбия. Он представлен как могучий крестьянин, мастер своего дела, который с лёгкостью управляется с тяжёлой работой на поле. Его физическая сила столь велика, что даже дружина князя Вольги не может справиться с его орудиями труда. Однако сила Микулы не просто физическая, она также выражена в его связи с землёй, в глубоком понимании природы и её законов.
Микула показан как человек, который уважает себя и свой труд, что видно из его внешности: его одежда — шляпа, кафтан — подчёркивают его достоинство. Он не просто крестьянин, но настоящий хозяин земли, человек, который обеспечивает благополучие и стабильность своей общины. Это уважение к труду и природе делает Микулу фигурой достойной восхищения и подражания.
Микула также отличается мудростью и проницательностью. Он предупреждает Вольгу о возможных опасностях и демонстрирует свою способность постоять за себя, когда рассказывает о своей встрече с мужиками-разбойниками. Микула олицетворяет образ идеального крестьянина, чья сила и мудрость проистекают из тесной связи с землёй и природой.
Характеристика Вольги Святославовича:
Вольга Святославович — это княжеский воин, герой, который стремится к мудрости и силе, использует свои способности для защиты и управления своими землями. Вольга представлен как человек, обладающий необычными способностями: он может превращаться в различных животных, что символизирует его стремление к познанию мира и умению использовать силу природы. Вольга — лидер, собравший вокруг себя дружину, что подчеркивает его статус и власть.
Однако, несмотря на свою силу и власть, Вольга оказывается в некоторой степени оторванным от реального, крестьянского труда, что становится очевидным в его встрече с Микулой. Он не сразу понимает всю важность крестьянской работы, но, видя силу и умение Микулы, Вольга проникается к нему глубоким уважением. Это показывает, что Вольга способен учиться и признавать важность других форм силы и мудрости, помимо воинской доблести.
Вольга — это образ правителя, который стремится к единству своих земель и к поддержанию порядка, но через встречу с Микулой он осознаёт, что для истинного правления необходимо уважение к крестьянскому труду и понимание его значимости.
Учимся читать выразительно
Подготовьте выразительное чтение былины или инсценированное чтение, обратив внимание на напевность, торжественность, повторы, зачин, гиперболы, постоянные эпитеты, речь героев.
Для выразительного чтения былины или инсценированного чтения важно передать её особую атмосферу, подчеркнув напевность, торжественность, повторы, зачин, гиперболы и постоянные эпитеты, а также обратить внимание на речь героев.
Подготовка к выразительному чтению:
1. Напевность и торжественность:
Былины исполнялись в виде протяжных песен, что придаёт им особую музыкальность. Старайтесь говорить с ритмом, словно рассказываете песню. Давайте голосу плавно перетекать от одной строки к другой, но сохраняйте торжественный тон, подчёркивающий важность происходящего.
2. Зачин:
Зачин — это вводная часть, где задаётся тон всей былины. Здесь важно передать ощущение древности, эпичности и настроить слушателей на серьёзный лад.
o «Когда воссияло солнце красное, на тое ли на небушко на ясное, тогда зарождался молодой Вольга...»
Этот момент нужно прочитать с особой торжественностью, подчеркнув важность зарождения героя.
3. Повторы и гиперболы:
Повторы и гиперболы (преувеличения) играют важную роль в создании образов и поддержании ритма. Не спешите на этих местах, подчеркните важность повторяющихся слов.
o «Они ехали день ведь с утра до вечера, не могли до оратая доехати…»
Здесь важно передать усталость и бесконечность пути, подчёркивая долготу действия.
4. Постоянные эпитеты:
Постоянные эпитеты придают былине ритм и помогают визуализировать образы. Выделяйте их, чтобы они звучали выразительно.
o «У оратая глаза да ясна сокола, а брови у него да черна соболя...»
Эпитеты "ясна сокола" и "черна соболя" выделите паузами, чтобы они особенно запомнились слушателям.
5. Речь героев:
Важно, чтобы речь героев звучала характерно для каждого. Вольга Святославович говорит с уверенностью и спокойной властью, а Микула — с достоинством, но без высокомерия, подчёркивая свою связь с землёй и трудом.
o Вольга: «Божья помощь тебе, оратай-оратаюшко!»
Слова Вольги должны звучать сдержанно и властно.
o Микула: «Поди-ка ты, Вольга Святославович! Мне-ка надобна божья помощь крестьянствовати...»
Микула говорит с уверенностью, подчёркивая свою независимость и силу.
Пример фрагмента для чтения:
Ведущий:
Когда воссияло солнце красное, на тое ли на небушко на ясное, тогда зарождался молодой Вольга, молодой Вольга Святославович...
Чтец (Вольга):
«Божья помощь тебе, оратай-оратаюшко! Орать, да пахать, да крестьянствовати...»
(Произносить с торжественностью, подчёркивая уважение.)
Чтец (Микула):
«Ай же ты, Вольга Святославович! Там живут-то мужички да все разбойнички... Я оставил сошку во бороздочке, не для-ради прохожего-проезжего...»
(Голос Микулы должен звучать уверенно и спокойно, подчёркивая его связь с землёй.)
Заключение:
Для инсценированного чтения можно использовать простые костюмы, подчеркивающие различие между героем-воином (например, накидка на плечах Вольги) и крестьянином (простая рубаха и шляпа у Микулы). Использование минимальных реквизитов, таких как "сошка" или "кобыла" (на пример, символически изображённая), усилит восприятие действия.
Главное в этом чтении — передать дух былины, её древнюю мудрость и эпичность, погрузить слушателей в мир героев, их подвигов и трудов.
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением