Стр.48-49 Часть 1 ГДЗ Матвеева 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Лексическое и грамматическое значения слова11. Прочитай текст. О чём он?Сентябрь. Солнце всходило чистое. Окна в морозной росе. Грибы заметно кончаются, остаются...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Матвеева 4 класс, Просвещение:
Лексическое и грамматическое значения слова
1
1. Прочитай текст. О чём он?
Сентябрь. Солнце всходило чистое. Окна в морозной росе. Грибы заметно кончаются, остаются одни поганки,
мухоморы и свинухи. Зато, бывает, в это время на зелёном мху выдвинется красная сыроежка величиной с чайное блюдечко и с водой. А в воде, как детский кораблик, плавает жёлтый скрученный
Я эту воду не пропускаю и с грибной холодной губы переливаю в свою тёплую... И я сажусь на пень, замираю в себе, и в лесу мне становится всё близким и понятным...
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо, одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
(По М. Пришвину)
Текст о сентябрьском осеннем дне в лесу. Автор описывает восход чистого солнца и детали лесного пейзажа: кончающиеся грибы, красную сыроежку на зелёном мху, жёлтый скрученный листик в воде. Он замечает перемены, когда всё становится ближе и понятнее, создавая ощущение уюта и спокойствия. В солнечный день на опушке леса собираются молодые разноцветные осинки. Они стоят близко друг к другу, как дети, что добавляет картине тепла и живости.
2. Выпиши выделенные слова. Поясни их лексическое значение, обращаясь к толковому словарю. Запиши это значение, используя правило.
Лексическое значение слова — это то, что слово обозначает (предмет, событие, качество, действие).
Герб — отличительный знак государства, города.
Сыроежка — съедобный гриб с мягкой, часто ломкой шляпкой различных цветов.
Скрученный — свернутый или сложенный в виток, изгиб, спираль.
Опушка — край леса, где деревья переходят в открытую местность, например, в поле или луг.
Завалинка — место у стены дома, обычно под стеной, покрытое землей или травой, где можно присесть.
3. Выпиши из первого абзаца: 1) одно имя существительное; 2) одно имя прилагательное; 3) один глагол. Укажи в скобках после каждого слова его грамматическое значение. Обозначь орфограммы.
Грамматическое значение слова — это характеристика слова как части речи. Герб — имя существительное мужского рода, единственного числа,
2-го склонения, стоит в именительном падеже.
1) Сентябрь – имя существительное (2-е скл. м. р. ед. ч. И. п.).
2) Морозной – имя прилагательное (ж. р. ед. ч. П. п.).
3) Плавает – глагол (настоящее время, единственное число).
4. Выпиши второе предложение третьего абзаца. Поясни его смысл. Какое выражение употреблено в переносном значении?
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо, одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно, и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
Автор описывает молодые осинки, которые собрались на опушке леса, будто бы им стало холодно в тени елового леса, и они «вышли» на солнечное место, чтобы согреться. Это сравнение придаёт деревьям человеческие черты, делая их поведение похожим на привычное поведение людей, что создаёт образ уютного и оживлённого леса.
В данном предложении выражение "вышли погреться" употреблено в переносном значении, так как деревья не могут выйти или согреться как люди.
5. Найди слова и словосочетания, которые помогли автору создать яркий образ осеннего леса. Составь из них и запиши словарный диктант. Расставь ударение в словах. Обозначь орфограммы.
Слова и словосочетания, которые помогают автору создать яркий образ осеннего леса: сентябрь; морозная роса; зелёный мох; красная сыроежка; чайное блюдечко; жёлтый скрученный листик; солнечный день; разноцветные осинки; опушка; завалинка.
6. Какие слова и выражения употреблены в переносном значении? Найди в тексте сравнения, метафоры. С какой целью их использовал автор? Удалось ли ему создать яркий художественный образ?
Художественный образ — словесная картина, созданная автором по законам творчества. Создавая образ, автор проявляет своё отношение к природе, людям и миру в целом. В этом автору помогает знание изобразительных средств языка: сравнений, эпитетов, олицетворений, метафор и др.
В тексте употреблены следующие слова и выражения в переносном значении:
1. «Как детский кораблик» — сравнение жёлтого листика с корабликом.
2. «Замираю в себе» — метафора, показывающая состояние автора, погружённого в свои мысли.
3. «Осинки, как дети» — сравнение осинок, стоящих близко друг к другу, с детьми.
4. «Им стало холодно» — метафора, показывающая, что деревьям, как людям, может стать холодно.
5. «Вышли погреться» — переносное выражение, где деревья уподобляются людям, которые выходят на солнце.
Автор использует сравнения и метафоры, чтобы создать яркий образ осеннего леса, сделать природу живой и близкой читателю. Эти приёмы помогают передать атмосферу уюта, тепла и единения с природой.
Да, автору удалось создать яркий художественный образ осеннего леса, оживив природу с помощью выразительных средств языка.
7. В каких строках автор выражает основную мысль текста? Выпиши их. Поясни эти строки.
Автор выражает основную мысль текста в следующих строках: «И я сажусь на пень, замираю в себе, и в лесу мне становятся всё близким и понятным...»
В этих строках автор передаёт ощущение покоя, гармонии и единения с природой. Он показывает, как природа становится для него родной и понятной, когда он погружается в свои мысли и ощущает связь с окружающим миром. Это отражает основную мысль текста — важность внимательного и вдумчивого отношения к природе, способного подарить чувство уюта и покоя.
8. Запиши по памяти первый или третий абзац.
Сентябрь. Солнце всходило чистое. Окна в морозной росе. Грибы заметно кончаются, остаются одни поганки, мухоморы и свинухи. Зато, бывает, в это время на зелёном мху выдвинется красная сыроежка величиной с чайное блюдечко и с водой. А в воде, как детский кораблик, плавает жёлтый скрученный листик.
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо, одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением