Упр.48 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 48 1. Прочитайте текст из книги «Мастера: новеллы о художниках».Каковы его тема, основная мысль? Определите тип и стиль речи текста. Свой ответ обоснуйте.Море и небо...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
48 1. Прочитайте текст из книги «Мастера: новеллы о художниках».
Каковы его тема, основная мысль? Определите тип и стиль речи текста. Свой ответ обоснуйте.
Море и небо вот поистине колдовской калейдоскоп самых фантасмагорических сочетаний колеров, бликов и пятен. Изменяемость отношений красок моря и неба, смена состояний мгновения, и поэтому мастерство, изображающее эту красоту на холсте или бумаге, выделено в особый жанр, и живописцы, изображающие море, зовутся маринистами.
Маринист. Это слово само уже несёт в себе запас романтики, от него как будто исходит дыхание моря с его бесконечным, беспокойным и могучим дыханием. Художник моря! Этот жанр дался по-настоящему очень немногим большим живописцам, ибо, чтобы изобразить стихию моря, надо быть и вдохновенным поэтом. Так написать саму душу моря, чтобы стать как бы частью этой красоты.
Потому великих маринистов во всей истории мировой живописи можно насчитать лишь с десяток. Не больше.
Среди самых крупных и виртуозных певцов моря был наш соотечественник Иван Константинович Айвазовский художник с невероятной маэстрией, покоривший все трудности живописи и с изумляющей, кажущейся простотой и лёгкостью достигший вершин этою трудного жанра.
Все краски радуги, невероятные контрасты света и тени, модуляции тончайших цветов, растворённых во влажном воздухе, вся энергия ветра, разгуливающего на просторах морей, всё, всё это должно быть отражено кистью чуткой, одухотворённой страстью, не терпящей штампованных приёмов. Излишне говорить уже о том, насколько свободна, но в то же время собранна и сдержанна должна быть палитра мариниста, ибо художником моря может стать только настоящий живописец от рождения, для которого язык красок и тайны колорита ясны до конца.
Море, как и небо, вечно в движении, в неуловимых рефлексах пленэра. Надо только это уметь видеть и, главное, запечатлеть на холсте, бумаге, на доске офорта или гравюры...
(И. Долгополов)
Тип речи:
• Описание. Текст представляет собой развернутое описание моря, его красоты и особенностей изображения в живописи. Используются изобразительные средства, чтобы передать яркие впечатления и эмоциональное восприятие.
Стиль речи:
• Художественно-публицистический. В тексте присутствуют элементы художественного стиля (метафоры, эпитеты, сравнения), а также информационная составляющая о специфике жанра маринистики и творчестве Айвазовского.
Обоснование:
1. Эмоциональная насыщенность текста: использование образной лексики, эмоциональных эпитетов ("колдовской калейдоскоп", "певец моря").
2. Средства художественной выразительности:
o Метафоры: "дыхание моря", "душа моря", "чародей невиданный".
o Эпитеты: "беспокойным, покойным и могучим дыханием", "необозримою равниной".
o Сравнения: "модуляции тончайших цветов, растворённых во влажном воздухе".
3. Использование описания для передачи ощущения движения и цвета в картинах моря.
Тема и основная мысль текста
• Тема: Искусство маринистики и передача красоты моря через живопись.
• Основная мысль: Подлинный художник моря способен передать не только внешнюю красоту, но и внутреннюю сущность стихии, её движение и дыхание. Это под силу лишь мастерам с глубоким пониманием природы и мастерством владения кистью.
2. Объясните разделение текста на абзацы. Выделите микротемы и составьте план текста. Каким видом плана вы воспользуетесь?
Текст делится на несколько абзацев, каждый из которых соответствует отдельной микротеме:
1. Первый абзац — описание моря и неба как источника вдохновения для художников.
Микротема: Изменчивость моря и особенности его изображения.
2. Второй абзац — маринистика как отдельный жанр живописи и его особенности.
Микротема: Специфика жанра маринистики и его особенности.
3. Третий абзац — художник-маринист как носитель особого дара и понимания природы моря.
Микротема: Личность художника-мариниста и его уникальные способности.
4. Четвёртый абзац — творчество Айвазовского и его влияние на жанр маринистики.
Микротема: Айвазовский как выдающийся мастер изображения моря.
План текста:
1. Введение: описание моря и его красоты.
2. Маринистика как особый жанр живописи.
3. Личность мариниста: вдохновение и мастерство.
4. Иван Айвазовский — непревзойдённый мастер маринистики.
5. Заключение: художник и его дар передать красоту моря.
3. Как связаны предложения в тексте? Назовите средства и способ связи предложений в тексте.
• Лексические повторы: Повторяются слова "море", "небо", "маринист".
• Синонимические замены: Например, "стихия моря", "дыхание моря", "душа моря".
• Союзы и вводные слова: Используются союзы ("и", "но", "ибо") и вводные конструкции ("в частности").
• Порядок предложений: Последовательное раскрытие темы — от общего (описание моря) к частному (маринисты и творчество Айвазовского).
Связь предложений в тексте помогает создать целостное описание и поддерживает единство мысли.
4. Все ли слова в тексте вам известны? Дайте толкование незнакомых вам слов. К какой лексике они относятся?
Фантасмагорический — нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.
Маэстрия — мастерство.
Колорит — соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.
Офорт — разновидность гравюры на металле.
Пленэр — на открытом воздухе.
Лексика ограниченно-профессиональная.
5. Назовите изобразительно-выразительные средства текста. С какой целью они используются?
Изобразительно-выразительные средства текста и их цель
• Эпитеты: "беспокойным, покойным и могучим дыханием" — передают эмоциональную насыщенность описания.
• Метафоры: "душа моря", "дыхание моря" — помогают раскрыть внутреннюю сущность и движение морской стихии.
• Сравнения: "модуляции тончайших цветов, растворённых во влажном воздухе" — создают образ движения света и тени.
• Синонимы: Используются для усиления смысловой нагрузки ("чародей невиданный", "певец моря").
Цель использования средств — передать красоту и эмоциональное восприятие моря, а также выразить особенности живописного мастерства в жанре маринистики.
6 Рассмотрите репродукцию картины И. Айвазовского «Чёрное море». Какое настроение она создаёт? На что обращает внимание художник? Как описание моря в тексте соответствует изображённому на картине? Какие краски выбрал художник? Опишите картину и своё впечатление от неё или напишите небольшой текст, который можно было бы использовать для аудиогида (время звучания текста не должно превышать 90 секунд). Так же вы можете записать этот текст на диктофон с подходящей интонацией и темпом речи. Можете воспользоваться текстом упражнения.
На картине Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море» изображена морская стихия во всей своей мощи и величии. Центральное место занимает неспокойное, бурное море с высокими волнами, перекатывающимися одна за другой. На переднем плане видны пенящиеся гребни волн, которые, кажется, сейчас захлестнут всё вокруг. Волны пенные, грозные, с переливами зелёного и синего оттенков, их движение захватывает внимание и передаёт ощущение силы и бесконечности морской стихии.
На заднем плане — слегка туманное небо, где облака нависают над морем, создавая чувство неясности и тревоги. Граница между морем и небом кажется размытой, и это усиливает впечатление бесконечности и мощи. Солнце прорывается сквозь облака, оставляя светлые блики на поверхности воды и придавая изображению таинственный, загадочный оттенок.
Картина Айвазовского «Чёрное море» производит сильное впечатление благодаря мастерскому изображению движения воды и игре света. Кажется, что море буквально оживает перед глазами — оно живое, движущееся, непокорное. Создаётся ощущение внутреннего напряжения, тревоги, и в то же время восхищения перед мощью и красотой природы. Эмоциональный эффект картины достигается за счёт контраста между яркими всплесками волн и тёмным, угрожающим небом.
Айвазовский умело передаёт настроение стихии, создавая ощущение её непредсказуемости и силы. Эта картина заставляет задуматься о величии природы и о слабости человека перед её мощью. Художник будто приглашает зрителя ощутить этот порыв ветра и силу воды, что создаёт эффект полного погружения в изображённое пространство.
Картина оставляет ощущение восхищения перед мастерством художника и уважения перед мощью природы, которую он так умело смог изобразить.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением