Упр.46 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 46 1 Прочитайте отрывок из повести «Работа над ошибками». Выуже знаете, что одной из особенностей языка художественной литературы является смешение стилей. Докажите,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
46 1 Прочитайте отрывок из повести «Работа над ошибками». Вы
уже знаете, что одной из особенностей языка художественной литературы является смешение стилей. Докажите, что данный текст относится к языку художественной литературы. Элементы каких стилей соединены в этом тексте?
Учение или, как теперь принято творить, учёба это, но-мосму, многолетняя изнурительная война между классной доской и школьным окном. Начинается она как и вторая мировая — 1 сентября, с переменным успехом идёт весь учебный год, и только к маю распахнутое, весеннее окно одерживает прочную победу. Тогда Министерство просвещения объявляет перемирие, продиктованное якобы заботой о детях и в дальнейшем именуемое «каникулами».
Наверное, когда-нибудь примут решение строить школы без окон, а вместо застеклённых2 рам установят дополнительные доски и даже дисплеи. В результате срок обучения сократится раза в два, в полтора точно! Представляете, какая народнохозяйственная вытда! Я уже не творю о сбережении учительских нервных клеток: ведь для преподавателей оконные проёмы — то же самое, что для пограничников контрольно-следовая полоса...
Но как раз сегодня в окно можно и нс смотреть, ничего интересного: пасмурное холодное небо, растерянные, поторопившиеся с новенькой листвой деревья, широкоформатное окно операционной в больничном корпусе напротив погашено, — лишь вдалеке виднеется работающий3 башенный кран, похожий чем-то на аиста, транспортирующего упакованного младенца. Но если всерьёз говорить о птицах, то позавчера3 я видел совершенно удивительную ворону, она сидела на обрубленном пришкольном тополе и, подозрительно оглядывая меня, долбила победитовым клювом скукожившийся, позеленевший кусок сыра...
Однако я отвлёкся и не заметил, как молодая, но бдительная Елена Павловна, не отрываясь от учебного процесса, разоблачила моё бегство в заоконную действительность. Она строго посмотрела на меня своими серо-голубыми, похожими на большие снежинки, глазами и чуть заметно покачала головой, что означало: «Ну, Пет-рушов!.. От Koix) угодно от тебя никак не ожидала!»
И в самом деле, неловко получилось...1 Но ничего страшною: есть испытанный, проверенный опытом поколений выход! Прежде всею нужно продолжать как ни в чём нс бывало спокойно смотреть в окно, потом, медленно обернувшись, глубокомысленно поглядеть на учителя, а затем мучительно нахмуриться и вдруг озарить лицо восторгом внезапною познания. И наконец, в порыве вдохновения страстно склониться3 над тетрадью. Когда-то я владел этим приёмом в совершенстве, но сейчас, встретив осуждающий взгляд Елены Павловны, покраснел и смущённо пожал плечами: мол, извините — бывает. (Ю. Поляков)
Текст относится к языку художественной литературы, так как он содержит элементы художественного описания, смешение стилей и яркие образы. В тексте используется ирония, метафоры и эмоционально окрашенная лексика, что характерно для художественного стиля.
Доказательства:
1. Ирония: Автор использует ироничные сравнения, например: «Учение — многолетняя изнурительная война между классной доской и школьным окном». Здесь процесс обучения сравнивается с войной, что вызывает у читателя улыбку и подчёркивает абсурдность ситуации.
2. Метафоры: Сравнение каникул с перемирием: «Министерство просвещения объявляет перемирие, продиктованное якобы заботой о детях и в дальнейшем именуемое "каникулами"». Это метафорический образ, показывающий временное прекращение «борьбы» с учёбой.
Смешение стилей:
• Публицистический стиль: Видно в использовании рассуждений и размышлений о состоянии образования. Автор как бы высмеивает сложившуюся систему, обсуждая её с точки зрения человека, погруженного в образовательную среду. Пример: рассуждение о возможной замене окон на дополнительные доски — это гиперболизированная критика.
• Разговорный стиль: Применяется в диалогах и в повествовательной части, когда автор использует простую лексику и выражения, типичные для повседневного общения. Например: «Ну, Петр Иваныч, от тебя никак не ожидала!» — это прямая речь, типичная для учителей в общении с учениками.
Таким образом, текст сочетает элементы художественного, публицистического и разговорного стилей, что делает его ярким и разнообразным.
2. Выпишите вводные слова и назовите их функции в тексте. Являются ли слова якобы и однако вводными? Объясните свой ответ.
Вводные слова:
• По-моему: функция — выражает субъективное мнение автора.
• Наверное: функция — выражает предположение.
• Правда: функция — уточнение, выражение дополнительной информации.
Слова якобы и однако не являются вводными, так как они выполняют другие функции в предложениях:
• Якобы — это слово указывает на сомнительность или недостоверность приведённой информации. Оно вводит оттенок недоверия к факту, а не добавляет вводную ремарку.
• Однако — это союз, который служит для противопоставления двух частей предложения, а не вводит комментарий или уточнение.
3. Выпишите однокоренные слова с корнем -уч-. Определите способ их образования. Постройте с этими словами словообразовательное гнездо.
Однокоренные слова с корнем -уч-: учение (суффиксальный), учеб (суффиксальный), учебный (суффиксальный), обучение (приставочно-суффиксальный), учительских (суффиксальный), учитель (суффиксальный).
Словообразовательное гнездо:
Учеба > учебный; учение > обучение.
4. Выпишите сложные слова и выполните их морфемный и словообразовательный разборы.
Многолетняя < много + о + лет + Н (сложение основ с помощью соединительной гласной О и суффиксальный способ).
Народнохозяйственная < народный + о + хозяйство (сложение основ с помощью соединительной гласной О и суффиксальный способ (ЕНН)).
Контрольно-следовая < контрольный + о + след + ОВ (сложение основ с помощью соединительной гласной и суффиксальный способ).
Широкоформатное < широкий + о + формат + Н (сложение основ с помощью соединительной гласной и суффиксальный способ).
Серо-голубыми < серый + о + голубыми (сложение основ с помощью соединительной гласной).
Глубокомысленными < глубокий + о + мысль + ЕНН (сложение основ с помощью соединительной гласной и суффиксальный способ).
5. В чём заключается ирония этого текста? Как она отражается на выборе языковых средств?
Ирония текста заключается в несоответствии между описываемыми вещами и их реальной сущностью. Автор использует гиперболы и метафоры, чтобы высмеять образовательную систему, которая выглядит бессмысленной и механической. Например, сравнение процесса учёбы с войной между классной доской и школьным окном подчёркивает абсурдность и напряжённость учебного процесса.
Выбор языковых средств:
1. Гиперболы: «перемирие, продиктованное якобы заботой о детях» — подчёркивает, что на самом деле забота о детях лишь формальная.
2. Метафоры: Сравнение учёбы с военными действиями создаёт сатирический эффект.
3. Разговорный стиль: Использование простого и разговорного языка («Ну, Петр Иваныч...») усиливает комический эффект и создаёт атмосферу повседневности, в которой кроется ирония.
6. Выполните стилистический анализ текста.
Стилистический анализ текста:
1. Тема текста: В тексте рассматриваются трудности учебного процесса, а также то, как внешние факторы, такие как окна, отвлекают учеников.
Основная мысль: Ученики всегда найдут на что отвлечься во время уроков, и это часть их восприятия процесса обучения.
2. Тип речи: Повествование с элементами описания и рассуждения.
Доказательство: Рассказчик описывает как сам процесс учёбы, так и то, как ученики находят способы отвлечься. Также присутствуют авторские рассуждения о будущем образования.
3. Способ связи предложений — последовательный.
Виды связи:
o Лексическая связь: Повтор одних и тех же слов и понятий («учёба», «ученик», «обучение», «окно», «Елена Павловна»).
o Морфологическая связь: Использование местоимений (она, я), наречий (сегодня, тогда), а также союзов (однако, но, и наконец).
o Вводные слова: «по-моему», «наверное», «в самом деле» служат для выражения мнений и добавления новых мыслей.
4. Стиль речи — художественный, жанр — повесть.
Доказательства:
o Использование стилистических фигур — метафоры, гиперболы, сравнения.
o Лексические особенности: В тексте сочетаются обыденная лексика (школа, окно) и официально-деловая лексика (Министерство просвещения, народно-хозяйственная выгода).
o Морфологические особенности: Различные времена глаголов (настоящее и прошедшее), использование личных местоимений.
o Синтаксические особенности: Текст содержит как короткие простые предложения, так и длинные сложноподчинённые.
5. Изобразительно-выразительные средства:
o Эпитеты: «весеннее окно», «учительских нервных клеток».
o Сравнения: «окна — как контрольная полоса», «глаза, похожие на снежинки».
o Олицетворения: «дерево, потерявшееся с новой листовой», «вдохновенные глаза Елены Павловны».
o Эллипсис: «Извините — бывает» — пропущенная часть мысли выражает недосказанность.
Застеклённых.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением