Ответы на вопросы на стр.43 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение Совершенствуем свою речьКак вы понимаете такие строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарёю новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «В...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Совершенствуем свою речь
Как вы понимаете такие строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарёю новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?
Эти строки из поэмы Александра Пушкина "Полтава" создают живописные и эмоционально насыщенные образы, которые помогают читателю ярко представить события Полтавской битвы и почувствовать атмосферу того времени. Давайте разберём их подробнее.
«Горит восток зарею новой» — это метафорическое выражение, которое можно понять как символическое начало нового дня, новой эры. Восток здесь олицетворяет восход солнца, начало чего-то значимого. В контексте битвы это может означать рассвет нового дня, который принесёт победу и изменения. Пушкин использует метафору, чтобы подчеркнуть важность происходящего события, ведь сражение под Полтавой действительно стало переломным моментом в истории России.
«Дым багровый кругами всходит к небесам» — эта строка живописно описывает последствия битвы, когда дым от орудий и пожаров поднимается в небо. Багровый цвет дыма ассоциируется с кровью и огнём, усиливая ощущение разрушения и трагедии. Визуально возникает картина кровавого сражения, где дым поднимается спиралями, словно поглощая небо.
«В кустах рассыпались стрелки» — здесь описывается момент, когда стрелки (военнослужащие лёгкой пехоты или разведчики) разбежались и заняли позиции в кустах для ведения огня. Это передаёт динамику и хаос боя, когда солдаты стремятся занять выгодные позиции для атаки или обороны. Картина перед глазами — солдаты, прячущиеся и рассыпающиеся по местности, готовые к схватке.
«Поле роковое» — это выражение подчёркивает судьбоносность сражения, происходящего на этом поле. Слово "роковое" указывает на то, что на этом поле решается судьба многих людей и государств. Оно вызывает образ поля битвы, где происходят важные события, которые изменят ход истории.
«Как пахарь, битва отдыхает» — это сравнение битвы с пахарем, который после тяжёлого труда отдыхает. Здесь Пушкин использует метафору, чтобы передать момент затишья после битвы, когда поле, как и пахарь, отдыхает после тяжёлой работы. Визуально возникает картина спокойного поля после яростного сражения, словно природа восстанавливается после испытания.
«И за учителей своих заздравный кубок подымает» — этот образ представляет собой момент чествования и благодарности, когда победители вспоминают своих наставников, учителей. Заздравный кубок поднимают в знак почтения и уважения. Картина — солдаты или офицеры, поднявшие кубки, празднующие свою победу и выражающие благодарность своим учителям и наставникам.
Литературные приёмы и их эффект: Пушкин использует различные литературные приёмы, такие как метафоры, сравнения, эпитеты и олицетворение, чтобы создать яркие и эмоционально насыщенные образы. Метафоры, такие как «горит восток зарею новой» и «как пахарь, битва отдыхает», помогают читателю глубже погрузиться в атмосферу, ощущая как торжественность, так и тяжесть происходящего. Олицетворение (например, «битва отдыхает») оживляет описания, делая их более эмоциональными и выразительными. Эпитеты, такие как «роковое поле» или «багровый дым», усиливают трагизм и драматизм событий. Все эти приёмы позволяют читателю не просто увидеть картину битвы, но и прочувствовать её значение и влияние на историю и судьбы людей.
Учимся читать выразительно
Подготовьте к выразительному чтению наизусть отрывок из поэмы, посвящённый Полтавской битве, подчеркнув во время чтения и напряжение боя, и его стремительность, и радость победы, и восхищение отвагой Петра и его сподвижников, и великодушное отношение Петра к побеждённым
Для выразительного чтения наизусть я предложу вам отрывок из поэмы "Полтава" Александра Пушкина, в котором описываются ключевые моменты Полтавской битвы, напряжение боя, стремительность событий, радость победы и великодушие Петра I.
Встаёт заря во мгле холодной,
На нивах шумных и полях,
Полно в душе печали томной
Размышленье о былом.
Но вот над саваном бесплотным,
Воздвигнутым на месте боя,
Погибшей славы гордый дым
К небу поднимается немым.
Широко поле, где дрожали
Напрасно вы, ряды шведов,
Где яростно стихи сражались,
Где, полководец, ты не пал.
Пылали села в дали мглистой,
Как уголья под пеплом тлели,
И, как вихрь, в поле быстром
Победой русские владели.
Полки их грозные во славе,
Их хоры, грозные певцы,
Огнём и силой величавой
Могучий бой воспели.
А Пётр?.. Побеждённый царь,
С какою лёгкостью и пылом
Он к побеждённому неся
Свою победу, жизнь дарил!
Для подготовки к выразительному чтению обратите внимание на следующие моменты:
1. Напряжение боя: В строках о "славе" и "грозных полках" постарайтесь придать интонации силы, подчёркивая мощь русской армии и напряжение сражения. Например, слова «Пылали села», «победой русские владели» произнесите с нарастающим напряжением, чтобы передать драматизм происходящего.
2. Стремительность событий: При чтении строк «Как вихрь, в поле быстром» и «Победой русские владели» ускорьте темп чтения, чтобы передать динамику и стремительность битвы.
3. Радость победы: В строках о "грозных полках" и "величавой победе" передайте чувство гордости и радости. Постарайтесь, чтобы ваш голос звучал торжественно и радостно, особенно на словах «Победой русские владели».
4. Великодушие Петра: В финальных строках («А Пётр?.. Побеждённый царь... жизнь дарил!») замедлите темп, придайте голосу мягкость и благородство, чтобы передать великодушное отношение Петра к побеждённым.
Повторите этот отрывок несколько раз, акцентируя внимание на ключевых моментах, и тогда при чтении вы сможете передать всю эмоциональную насыщенность и драматизм этого эпизода.
Литература и другие виды искусства
1. Рассмотрите репродукцию мозаичной картины М. В. Ломоносова «Полтавская баталия». Известно, что, создавая мозаичную картину, её автор провёл со своими учениками три тысячи опытов, выплавил множество кусочков стекла. Какие впечатления остались у вас от этой картины? Какие детали картины перекликаются с отрывком «Полтавский бой» из поэмы «Полтава»?
Рассматривая репродукцию мозаичной картины Михаила Васильевича Ломоносова «Полтавская баталия», можно почувствовать величие и драматизм одного из самых значимых сражений в истории России. Эта работа поражает своей детализацией и мастерством, с которым автор передал динамику боя и эмоциональное напряжение.
Впечатления от картины:
Картина производит сильное впечатление своей масштабностью и эмоциональной насыщенностью. Ломоносову удалось создать произведение, в котором каждый элемент, каждая фигура и каждая деталь играют важную роль в передаче общей атмосферы сражения. В центре композиции внимание привлекает образ Петра I, который, подобно военному лидеру, вдохновляет своих солдат и направляет их в бой. Вокруг него разворачивается бурная сцена битвы — солдаты, сражающиеся с врагом, пушки, извергающие огонь, и дым, поднимающийся к небу.
Мозаика создаёт ощущение движения, благодаря чему зритель буквально погружается в эпицентр сражения. Впечатление усиливается также за счёт контрастов между светлыми и тёмными участками, что подчёркивает драматизм происходящего.
Перекличка с отрывком из поэмы "Полтава":
Некоторые детали картины Ломоносова напрямую перекликаются с отрывком «Полтавский бой» из поэмы Пушкина:
1. Центральный образ Петра I: На картине Ломоносова Пётр изображён как центральная фигура, ведущая свои войска в бой. Это соответствует описанию Пушкина, где Пётр показан как сильный и решительный лидер, вдохновляющий своих солдат.
2. Дым и огонь: На картине видно, как дым поднимается над полем сражения, что перекликается с пушкинским «Дым багровый кругами всходит к небесам». Это создаёт атмосферу напряжения и ощущение тяжести происходящего боя.
3. Сцены боя: Сцены активного сражения на картине Ломоносова перекликаются с описанием Пушкина о «грозных полках» и «багровом дыме». На мозаике видны солдаты, сражающиеся с врагом, и артиллерийские расчёты, что соответствует тексту поэмы, где описываются ключевые моменты Полтавской битвы.
Таким образом, мозаичная картина Ломоносова и отрывок из поэмы Пушкина дополняют друг друга, создавая целостный образ Полтавской битвы — одного из самых значительных событий в истории России. Картина передаёт то же величие и драматизм, что и поэтические строки, и помогает лучше понять значение и масштаб этого сражения.
2. Иллюстрации каких художников наиболее близки, по вашему мнению, пуш-/ кинскому тексту?
Иллюстрации таких художников, как Вячеслав Шварц, Василий Суриков и Адольф Шарлемань, считаются наиболее близкими по духу и стилю к пушкинскому тексту, особенно в изображении исторических событий, таких как Полтавская битва.
1. Вячеслав Шварц — российский художник XIX века, известный своими историческими картинами и иллюстрациями к литературным произведениям. Его работы отличаются точностью в передаче исторических деталей и глубиной эмоционального содержания. Шварц, как и Пушкин, уделяет внимание как драматизму, так и величию исторических событий, что делает его иллюстрации созвучными с поэтическим текстом.
2. Василий Суриков — один из самых значимых русских исторических живописцев. Его картины, такие как «Утро стрелецкой казни» и «Переход Суворова через Альпы», наполнены драматизмом и глубокой эмоциональностью, что близко по духу описаниям Пушкина. Суриков мастерски передаёт массовые сцены, динамику и напряжение, что делает его стиль похожим на пушкинскую поэзию, насыщенную движением и экспрессией.
3. Адольф Шарлемань — художник, работавший в XIX веке, известен своими иллюстрациями к произведениям Пушкина. Его работы отличаются точностью в передаче исторического колорита и вниманием к деталям, что позволяет точно передать атмосферу пушкинских текстов. Шарлемань был одним из первых художников, кто начал иллюстрировать произведения Пушкина, и его подход к изображению героев и событий был близок по стилю к пушкинскому описанию.
Эти художники в своих иллюстрациях и исторических полотнах удачно передают как внешний антураж, так и внутренний смысл пушкинских текстов, создавая визуальные образы, которые соответствуют поэтическому настроению и глубине пушкинских строк.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением