Упр.41 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 41 1. Прочитайте отрывок из статьи Юрия Владимировича Рождественского о выдающемся отечественном лингвисте Викторе Владимировиче Виноградове. Определите тип и стиль...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
41 1. Прочитайте отрывок из статьи Юрия Владимировича Рождественского о выдающемся отечественном лингвисте Викторе Владимировиче Виноградове. Определите тип и стиль речи. Назовите их признаки.
Выдающийся языковед Виктор Владимирович Виноградов оказал огромное влияние на развитие современной науки о русском языке. Он стоял у истоков многих новых лингвистических дисциплин, таких, как фразеология, словообразование, история русского литературного языка, лингвистическая поэтика, стилистика художественной речи.
Своим главным учителем В.В. Виноградов считал А.А. Шахматова. Другим учителем В.В. Виноградова был Л.В. Щерба.
В 1934 году выходит в свет книга В.В. Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка XVII XIX веков». Книга Виноградова заложила основы этой новой лингвистической дисциплины, а его труды 20 - 30-х годов, посвящённые поэтике, оказались у истоков нового направления в отечественной филологии науки о языке художественной литературы.
В послевоенные годы В.В. Виноградов активно занимается лексикографической деятельностью. Он ответственный редактор «Словаря языка Пушкина», включающего более 20 000 слов, встречающихся в художественных и публицистических произведениях А.С. Пушкина, редактор семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка». Одновременно продолжается интенсивная работа над книгой об истории слов и выражений. В эти же годы создаются теоретические работы В.В. Виноградова, которые открыли новые перспективы для развития лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса современного русского языка.
Современников поражали энциклоиедичность знаний Виноградова, его удивительная работоспособность.
Виноградов возглавлял работу ряда комиссий, руководил созданием академической грамматики русского литературного языка и подготовкой «Очерков по исторической грамматике русского литературного языка», определял основные направления научных исследований в Институте русского языка АН СССР. Он стал основателем и первым президентом Международной ассоциации преподавателей русского языка.
Виноградов служил русскому языку всем сердцем и всеми помыслами. Он был счастлив1 этой своей любовью к языку и... незримой родственной связью со всем, что есть русского. Каждая строчка его трудов и каждое его слово говорит об этом.
Тип речи в данном тексте — научный, а стиль — научно-популярный. Вот основные признаки этого типа речи:
Признаки научного стиля:
1. Объективность: В тексте преобладает строгая объективная информация о жизни и деятельности В.В. Виноградова. Текст сосредоточен на фактах, научных терминах и достижениях, без выражения субъективных эмоций.
2. Логичность и последовательность: В тексте выдержана чёткая структура, где каждый абзац посвящён отдельной микротеме — от биографии до научного вклада Виноградова. Это помогает лучше понять материал и связать разные аспекты его деятельности.
3. Научная лексика: Присутствуют термины, такие как «лингвистическая логика», «лексикология», «стилистика», что характерно для научного стиля.
4. Отсутствие экспрессивных средств: В тексте нет эмоционально окрашенных выражений или художественных приёмов (метафор, сравнений). Автор сосредоточен на информативной стороне.
5. Точность: Факты и информация изложены в максимально точной форме, без двусмысленности.
Признаки научно-популярного стиля:
1. Доступность изложения: Несмотря на научную терминологию, текст изложен в доступной форме, понятной широкой аудитории.
2. Объяснение сложных терминов: В тексте сложные научные термины и явления объясняются так, чтобы они были понятны не только специалистам, но и широкому кругу читателей.
Таким образом, текст сочетает в себе объективность научного стиля и доступность научно-популярного, что делает его понятным и информативным для широкой аудитории.
2. Сколько микротем в данном тексте? Сформулируйте микротемы и запишите тезисы каждого абзаца.
Текст содержит 5 микротем:
1. Микротема 1: Виноградов как выдающийся языковед и его вклад в развитие современного научного подхода к русскому языку.
o Тезис: Виноградов оказал огромное влияние на изучение русского языка и стал известен своими исследованиями по грамматике, лексикологии, стилистике и др.
2. Микротема 2: Виноградов и его работы по истории языка.
o Тезис: Основные работы Виноградова связаны с изучением истории русского языка, что сделало его авторитетом в этой области.
3. Микротема 3: Организация научной работы под руководством Виноградова.
o Тезис: Виноградов возглавлял комиссии и научные проекты, включая работу по созданию «Словаря современного русского литературного языка».
4. Микротема 4: Вклад Виноградова в изучение стиля и грамматики.
o Тезис: Работы Виноградова по стилю и грамматике русского языка сыграли важную роль в развитии русского языкознания.
5. Микротема 5: Виноградов как популяризатор и организатор лингвистических исследований.
o Тезис: Виноградов активно пропагандировал изучение русского языка и организовывал международные научные конференции, способствуя росту интереса к русистике.
3. Выпишите из текста лингвистические термины. Со всеми ли из них вы знакомы? Дайте их толкование.
Вот лингвистические термины, упомянутые в тексте, и их толкования:
1. Лексикология — раздел языкознания, изучающий слова как элементы лексической системы языка. Лексикология занимается вопросами происхождения, значения, употребления и структуры слов.
2. Фразеология — раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов, называемые фразеологизмами (идиомы, поговорки, крылатые выражения). Фразеология исследует их структуру, значение и употребление в речи.
3. Словообразование — раздел лингвистики, занимающийся процессами создания новых слов с помощью приставок, суффиксов, окончаний и других морфем. Этот раздел описывает механизмы формирования новых слов в языке.
4. Грамматика — наука о строе языка, которая включает в себя морфологию (изучение форм слов) и синтаксис (изучение правил построения предложений). Грамматика исследует, как слова объединяются в предложения и фразы.
5. Стилистика — раздел лингвистики, изучающий использование языка в зависимости от условий общения, задач коммуникации, социального контекста и жанра текста. Стилистика исследует вариативность языка и особенности стиля в разных ситуациях общения.
6. Лингвистическая логика — область исследования, сосредоточенная на структурировании языка и его законов в логических рамках, что позволяет анализировать языковые конструкции с точки зрения формальной логики.
Эти термины относятся к разным областям лингвистики и отражают исследования Виноградова в таких дисциплинах, как лексикология, грамматика и стилистика.
4. Какими областями науки о языке занимался В.В. Виноградов? Напишите план текста и по нему подготовьте сообщение о деятельности учёного.
В.В. Виноградов занимался следующими областями науки о языке:
• Лексикология
• Фразеология
• Стилистика
• Грамматика
• История русского языка
План текста:
1. Введение: описание значимости В.В. Виноградова как выдающегося языковеда.
2. Образование и основные учителя Виноградова.
3. Главные труды и вклад в науку о русском языке.
4. Виноградов как руководитель научных исследований.
5. Работа Виноградова в подготовке научных словарей.
6. Вклад Виноградова в развитие русской грамматики и стилистики.
7. Виноградов как организатор и популяризатор науки.
Сообщение о деятельности В.В. Виноградова
Виктор Владимирович Виноградов — выдающийся российский языковед, который оказал огромное влияние на развитие современной науки о русском языке. Его труды стали основой для изучения таких дисциплин, как лексикология, фразеология, словообразование, грамматика и стилистика. Учителями Виноградова были выдающиеся филологи своего времени, включая Л.В. Щербу и А.А. Шахматова.
Одним из важнейших достижений Виноградова является создание фундаментального труда по истории русского литературного языка — «Очерки по истории русского литературного языка XVII–XIX веков». В этом труде он исследовал развитие русского языка, начиная с XVII века, и показал, как формировалась современная литературная норма.
Кроме того, Виноградов возглавлял научные комиссии, которые работали над созданием «Словаря современного русского литературного языка» — важного источника для изучения языка и его эволюции. Под его руководством были подготовлены «Очерк по истории русского литературного языка» и другие исследования, которые внесли вклад в развитие лингвистики.
Виноградов активно занимался исследованием стиля, что выразилось в его трудах по стилистике и грамматике русского языка. Его работы помогли понять, как различные элементы языка функционируют в зависимости от стиля текста и ситуации общения. Виноградов также сыграл ключевую роль в популяризации науки, организовывая международные научные конференции и способствуя развитию русистики.
Таким образом, деятельность Виноградова охватывала множество аспектов науки о языке, и его вклад продолжает оказывать влияние на современное языкознание.
5 Какие имена учёных-лингвистов: упоминаемые в тексте, вам известны? Уточните краткую информацию об их жизни. Какой вклад они внесли в науку о русском языке, какими научными проблемами занимались? Оформите полученные сведения о лингвистах в виде таблицы.
Вот краткая информация о лингвистах, упомянутых в тексте, и их вклад в науку о русском языке, оформленная в виде таблицы
Подробности:
• Лев Щерба известен своими работами по фонетике и теории фонем, а также разработкой теории двуязычных словарей, что привело к развитию лексикографии как науки.
• Алексей Шахматов считается одним из основоположников исторической грамматики русского языка. Его исследования древнерусских рукописей заложили основы для дальнейшего изучения истории русского языка.
• Виктор Виноградов внёс огромный вклад в разработку стилистики и изучение литературного русского языка.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением