Ответы на вопросы на стр.405 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Где и когда родился Ф. М. Достоевский? В какой семье? Какое произведение принесло ему первый успех?Фёдор Михайлович Достоевский родился 11...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Где и когда родился Ф. М. Достоевский? В какой семье? Какое произведение принесло ему первый успех?
Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве. Он появился на свет в семье Михаила Андреевича Достоевского, врача Мариинской больницы для бедных, и Марии Фёдоровны Достоевской, которая происходила из купеческого сословия. Семья была религиозной и благочестивой, и родители окружали детей любовью и заботой. С ранних лет Фёдор был знаком с Евангелием и интересовался русской историей.
Первый успех в литературе пришёл к Достоевскому в 1845 году с выходом его романа «Бедные люди». Это произведение привлекло внимание критиков и писателей, в том числе Виссариона Белинского, который высоко оценил талант молодого автора. "Бедные люди" сразу сделали Достоевского известным, и о нём заговорили как о новом даровании в русской литературе.
2. Какие романы он написал? Какие из них прочитаны вами? Передайте кратко содержание известного вам романа.
Вот краткое содержание основных романов Ф. М. Достоевского:
1. «Бедные люди» (1846)
Роман рассказывает о бедном чиновнике Макаре Девушкине и его переписке с бедной сиротой Варварой Добросёловой. Их письма отражают трагическую жизнь «маленького человека», его унижения и страдания в условиях бедности. Роман описывает глубокие переживания героев, их душевные муки и попытки сохранить достоинство.
2. «Двойник» (1846)
Главный герой, мелкий чиновник Яков Петрович Голядкин, сталкивается с появлением своего «двойника» — человека, внешне и внутренне похожего на него, но более успешного и уверенного в себе. Двойник начинает разрушать жизнь Голядкина, создавая конфликты и манипулируя окружающими. Роман исследует темы раздвоения личности и психического расстройства.
3. «Неточка Незванова» (1849, не завершён)
История девочки-сироты Неточки, которая сначала живёт с отчимом-музыкантом, а затем попадает в богатую семью. Роман посвящён её внутренним переживаниям, конфликтам и осознанию того, как общественные условия и отношения влияют на судьбу человека.
4. «Униженные и оскорблённые» (1861)
Главный герой Иван Петрович, начинающий писатель, влюблён в Наташу Ихменеву, но она предпочитает другого. Наташа уходит из дома, её отец Ихменев страдает от несправедливого судебного процесса с князем Валковским. В романе поднимается тема нравственного и социального унижения людей и их борьбы за свои права.
5. «Записки из мёртвого дома» (1861-1862)
Роман основан на личном опыте Достоевского, проведённого на каторге. Главный герой, дворянин Александр Петрович Горянчиков, осуждён на каторжные работы за убийство жены. Он описывает жизнь каторжников, их судьбы, унижения, физические и душевные страдания. Это глубокий анализ человеческой природы в условиях крайней изоляции и угнетения.
6. «Преступление и наказание» (1866)
Главный герой, студент Родион Раскольников, совершает убийство старухи-процентщицы, полагая, что это оправдано «высшей целью». Однако его терзает совесть, он начинает испытывать муки вины. В романе исследуются темы преступления, нравственного падения и поиска искупления. Раскольников в конечном итоге признаёт свою вину и начинает путь к духовному возрождению.
7. «Идиот» (1869)
Князь Лев Николаевич Мышкин, добрый и наивный человек, возвращается в Россию после лечения в Швейцарии. Он встречается с различными людьми, попадая в сложные ситуации, вызванные его искренностью и доверчивостью. Мышкин пытается спасти душу Настасьи Филипповны, но это приводит к трагическим последствиям. Роман исследует идею «прекрасного человека» и то, как общество относится к доброте и честности.
8. «Бесы» (1872)
Роман посвящён теме разрушительных революционных идей и их влиянию на общество. Главные герои, Николай Ставрогин и Пётр Верховенский, вовлечены в политические интриги и заговоры. Роман представляет собой критику нигилизма и революционного радикализма, которые приводят к хаосу, насилию и моральному разложению.
9. «Подросток» (1875)
Главный герой, 19-летний Аркадий Долгорукий, внебрачный сын богатого дворянина, мечтает разбогатеть и добиться независимости. Он стремится к признанию, но постоянно сталкивается с внутренними противоречиями и моральными дилеммами. В романе исследуется тема становления личности, поиск смысла жизни и отношений с отцом.
10. «Братья Карамазовы» (1879-1880)
Последний роман Достоевского, описывающий жизнь семьи Карамазовых. Фёдор Павлович Карамазов — развратный и безнравственный человек, а его сыновья Иван, Дмитрий и Алёша борются с разными духовными и нравственными вопросами. В центре сюжета — убийство Фёдора Павловича и последующее разбирательство. Роман исследует проблемы веры, морали, свободы воли и ответственности.
3. Дискуссия. Дайте характеристику героям повести «Белые ночи» — мечтателю или Настеньке (на выбор). Как вы думаете, сочувствует автор герою, или осуждает его, или осуждает и сочувствует?
Характеристика героев повести «Белые ночи»
Мечтатель — главный герой повести, это молодой человек, погружённый в свои фантазии и живущий в уединении. Он проводит свои дни в размышлениях и гуляет по Петербургу, строя воображаемые миры. Мечтатель — чрезвычайно впечатлительный и сентиментальный человек. Ему трудно находить общий язык с реальностью, и он предпочитает жить в мире своих грёз, чем взаимодействовать с реальными людьми. Это делает его немного наивным и оторванным от жизни.
Встреча с Настенькой становится для мечтателя попыткой выйти из своего замкнутого мира. Он впервые чувствует себя живым и связанным с другой душой. Однако его чувство к Настеньке оказывается иллюзией — он влюбляется в образ, который сам создаёт, а не в реального человека. После того как Настенька выбирает своего возлюбленного, мечтатель снова возвращается в свой мир фантазий, благодарный за мгновение счастья, но остающийся таким же одиноким, как и раньше.
Настенька — молодая девушка, сирота, живущая с бабушкой. Она противоположность мечтателю: весёлая, жизнерадостная и открытая миру. Настенька ждёт возвращения своего возлюбленного, который когда-то уехал, пообещав жениться на ней. В отличие от мечтателя, Настенька хочет настоящей жизни, семейного счастья и любви. Её честные и открытые отношения с мечтателем, в которых она делится своими переживаниями и мечтами, показывают, что она живёт реальностью, а не фантазиями.
Когда её возлюбленный возвращается, Настенька сразу же возвращается к нему, показывая, что её чувства были настоящими. Это противопоставляет её мечтателю, для которого вся жизнь остаётся в мире воображения.
Сочувствует ли автор мечтателю?
Автор, безусловно, сочувствует мечтателю. Достоевский не осуждает его, но и не оправдывает полностью. Мечтатель вызывает сочувствие своей одинокостью и неспособностью соединиться с реальной жизнью. Он человек с богатым внутренним миром, но его оторванность от реальности делает его уязвимым. Достоевский не осуждает его за мечтания, но через судьбу героя показывает, что такая жизнь, полная иллюзий, не может привести к подлинному счастью. Тем не менее, финал повести не трагичен, ведь герой благодарен за мгновения счастья и продолжает жить в своих мечтах, что вызывает у читателя симпатию, а не осуждение.
Таким образом, Достоевский одновременно сочувствует герою и показывает опасности его образа жизни, не делая прямых обвинений или суровых суждений
4. В чём, по Достоевскому, особая миссия России? На чём сосредоточен писатель в своих произведениях?
Ф. М. Достоевский придавал особое значение роли России в мировой истории, и эта тема не раз встречается в его произведениях и публицистических трудах.
Миссия России, по Достоевскому:
1. Спасение человечества через духовность: Достоевский считал, что Россия несёт уникальную миссию спасения человечества через свои духовные и христианские ценности. В его работах подчёркивается, что западные страны пошли по пути материализма, рационализма и утраты веры, тогда как Россия сохраняет свою православную веру и душевную глубину. Он видел Россию как страну, способную предложить миру не только социальное и экономическое развитие, но и нравственное и духовное возрождение.
2. Смирение и соборность: Достоевский был убеждён, что русские люди обладают особыми качествами — смирением, терпением и соборностью (единством народа), которые способны привести к единению человечества. Эти идеи нашли отражение в его произведениях, где многие герои (например, Алёша Карамазов в «Братьях Карамазовых») стремятся к духовному саморазвитию и выражают идеалы христианской любви и прощения.
3. Противостояние европейскому рационализму и нигилизму: В своём творчестве Достоевский часто противопоставляет Россию Западу, критикуя европейскую философию рационализма и нигилизма. В таких произведениях, как «Бесы», он показывает, как революционные идеи и западный нигилизм могут разрушать души людей и общество, противопоставляя им духовные ценности России.
Темы, на которых сосредоточен писатель:
1. Вопросы добра и зла, веры и атеизма: Одной из центральных тем в произведениях Достоевского является борьба добра и зла, а также вопросы веры и атеизма. Герои его романов часто сталкиваются с глубокими моральными дилеммами и пытаются найти путь к духовному спасению, несмотря на страдания и искушения.
2. Изображение «маленького человека»: Достоевский обращает внимание на судьбы униженных и оскорблённых, простых людей, которые сталкиваются с бедностью и несправедливостью. Эти «маленькие люди» часто оказываются в центре его произведений, и через их истории Достоевский размышляет о человеческом достоинстве и необходимости сострадания.
3. Психологический анализ: Достоевский был первопроходцем в области психологического анализа. Он подробно исследует внутренний мир своих героев, их страхи, сомнения, внутренние конфликты и нравственные выборы. Это касается таких героев, как Раскольников в «Преступлении и наказании» или Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых», которые воплощают сложные психологические состояния и глубинные противоречия.
Таким образом, Достоевский видел Россию как духовного лидера, способного возродить человечество через свою веру и моральные ценности, а его творчество сосредоточено на исследовании внутреннего мира человека, борьбы с нравственными дилеммами и поиске путей к духовному спасению.
5. Что пробудило новый интерес общества к А. С. Пушкину и какую роль сыграл в этом Ф. М. Достоевский?
Новый интерес к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, который наблюдался в 1880-х годах, был во многом связан с деятельностью Ф. М. Достоевского. Значительную роль сыграло его «Пушкинская речь», произнесённая 8 июня 1880 года на открытии памятника Пушкину в Москве. Эта речь стала ключевым событием, привлекшим внимание не только интеллигенции, но и широкой публики.
Причины возрождения интереса к Пушкину:
1. Кризис национальной идентичности: В конце XIX века в российском обществе нарастали социальные и политические противоречия, появлялись новые философские течения, среди которых усиливался нигилизм. В этот период появлялась необходимость пересмотра роли культуры, литературы и национальных ценностей, что привело к поиску новых точек опоры для укрепления национальной идентичности.
2. Памятные события: Открытие памятника Пушкину в 1880 году стало символическим событием, призванным объединить нацию вокруг великого поэта, чьё творчество воспринималось как квинтэссенция русской души.
Роль Ф. М. Достоевского:
1. Пушкинская речь: В своей знаменитой речи Достоевский поднял Пушкина на новый уровень, представив его как вселенского гения, способного объединить людей. Достоевский акцентировал внимание на том, что Пушкин был не просто поэтом, но и пророком, воплощением русской идеи. Он подчёркивал его универсальность, способность понимания не только российской, но и мировой культуры и души человека.
2. Освобождение от гордыни и объединение через Пушкина: Одним из важнейших посылов речи Достоевского было то, что Пушкин учит русских людей смирению и любви к людям. Он подчёркивал, что именно через Пушкина Россия способна найти свой путь к всечеловеческому единению. Таким образом, Пушкин, по Достоевскому, обладал уникальной миссией объединить и примирить не только русское общество, но и все человечество.
Речь Достоевского произвела огромное впечатление на общество, её восприняли как откровение. Она возродила интерес к Пушкину не только как к поэту, но и как к символу культурного и духовного единства нации. В результате, после речи начался новый виток популярности Пушкина, а его творчество стало рассматриваться как источник духовного вдохновения для народа.
Творческое задание
Какое впечатление произвели на вас герои «Белых ночей» и какую роль в этом сыграл образ города? Подготовьте устное сообщение на тему «Образ города в повести „Белые ночи“» с примерами из текста.
Устное сообщение на тему «Образ города в повести «Белые ночи»»
В повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» образ города, Петербурга, играет важную роль и выступает как символическое пространство, которое напрямую связано с душевным состоянием главного героя — мечтателя. Петербург становится не просто фоном событий, а живым персонажем, который отражает внутренний мир мечтателя и его отчуждённость от реальности.
1. Город как место одиночества: Главный герой проводит свои дни и ночи в одиноких прогулках по улицам Петербурга. Он находит в этом занятии утешение, поскольку город — единственный «друг», которому он может довериться. Это подчёркивает его отчуждение от реального мира и неспособность находить контакт с людьми. Город, представленный в пустынных ночных улицах, усиливает ощущение безысходности и одиночества героя: «Я один в целом мире, и никто не знает, что я живу...»
Петербург становится местом, где мечтатель может существовать в своём воображаемом мире, избегая настоящей жизни.
2. Символика белых ночей: Белые ночи — это время года, когда сумерки сливаются с рассветом, и ночь не наступает. В этом природном явлении Достоевский видит метафору внутреннего состояния мечтателя, его пребывания в промежуточном состоянии между реальностью и фантазией. Герой как бы застрял в вечной мечте, не в силах полностью вернуться в реальность. Белые ночи подчёркивают зыбкость границ между сном и явью, что отражает двусмысленное существование мечтателя: «Как дивны белые ночи в Петербурге… Какие таинственные сны видишь в это время!»
3. Город как пространство встреч и расставаний: Именно на улицах Петербурга происходит судьбоносная встреча мечтателя с Настенькой. Город становится местом, где герой впервые начинает чувствовать себя живым, встречает человека, с которым он может поговорить. Эти прогулки по городу сближают героев, однако Петербург в конце становится и местом расставания. В финальной сцене повести город становится свидетельством того, как мечтатель снова остаётся один, а Настенька возвращается к своему возлюбленному.
4. Город и социальное отчуждение: Петербург у Достоевского часто изображается как город, в котором люди не способны найти друг друга, место, где господствует отчуждение. Это подчёркивается в повести «Белые ночи» тем, что мечтатель и Настенька — два одиночества, встретившиеся случайно, но так и не нашедшие общей жизни. Их разговоры и прогулки по городу — это попытка выйти за рамки одиночества, но в конечном итоге город возвращает героя в его привычное состояние.
Заключение:
Образ Петербурга в «Белых ночах» помогает раскрыть внутренний мир главного героя и усиливает основные темы произведения: одиночество, мечты, и невозможность полностью уйти от реальности. Город становится не только местом действия, но и важной символической средой, где мечтатель проживает свои грёзы и разочарования.
Литература и другие виды искусства
Отражают ли иллюстрации М. Добужинского, И. Глазунова настроение «Белых ночей» Ф. М. Достоевского? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос, приводя цитаты из текста произведения.
Иллюстрации М. Добужинского и И. Глазунова к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» точно передают настроение произведения, отражая ключевые эмоциональные моменты, атмосферу Петербурга и внутренний мир главного героя.
1. Настроение одиночества и меланхолии:
На первой иллюстрации Глазунова (1970 г.), где изображён момент расставания мечтателя и Настеньки, виден символический уход героини к реальности и любви, тогда как главный герой остаётся один. Художник передаёт трагическую изоляцию мечтателя через его одиночную фигуру, стоящую вдали от пары. Это отражает момент, когда герой осознаёт, что его любовь к Настеньке не взаимна, и она выбрала другую жизнь: «Но я не жалуюсь и не ропщу! Вы мне дали мгновение бесконечного счастья!»
Эта цитата подчёркивает благодарность героя за короткое мгновение счастья, но также его возвращение к одиночеству и мечтаниям. Мрачные тона иллюстрации и простор пустынной улицы усиливают настроение покинутости.
2. Город как персонаж:
Вторая иллюстрация Добужинского (1970 г.) с видом на набережную передаёт образ Петербурга как места, в котором мечтатель находит утешение. Город в повести выступает не просто как фон, а как важный элемент, усиливающий чувства героя. Одинокая фигура Настеньки у воды подчёркивает её задумчивость и ожидание. Петербург здесь показан как холодный и отстранённый, что отражает внутреннее состояние героев: «... как этот город любит одиноких людей! Город пустынен, светает, и вместе с тем как будто никто не выходит...»
Это описание Петербурга передаёт атмосферу меланхолии и оторванности от мира.
3. Мотив дождя и безысходности:
На третьей иллюстрации Глазунова изображён мечтатель в дождь, что подчёркивает его одиночество и печаль. Дождь и мокрые улицы Петербурга символизируют разбитые надежды и тоску. Этот эпизод перекликается с финальными событиями, когда герой осознаёт, что его мечты остались нереализованными. Мокрые улицы и серые здания усиливают ощущение меланхолии: «Словно и не было ничего: всё как сон, как видение прошло и исчезло навсегда...»
Эта цитата подчёркивает тот факт, что весь мир мечтателя — это его фантазии, которые рассыпаются, как и его иллюзии о любви.
Заключение:
Иллюстрации Добужинского и Глазунова мастерски передают основные мотивы повести — одиночество, меланхолию и неразделённые мечты. Петербург становится важным символическим элементом, отражающим внутреннее состояние героев, а визуальные образы художников усиливают психологические и эмоциональные аспекты произведения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением