Ответы на вопросы на стр.405 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Где и когда родился Ф. М. Достоевский? В какой семье? Какое произведение принесло ему первый успех?
Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве. Он появился на свет в семье Михаила Андреевича Достоевского, врача Мариинской больницы для бедных, и Марии Фёдоровны Достоевской, которая происходила из купеческого сословия. Семья была религиозной и благочестивой, и родители окружали детей любовью и заботой. С ранних лет Фёдор был знаком с Евангелием и интересовался русской историей.
Первый успех в литературе пришёл к Достоевскому в 1845 году с выходом его романа «Бедные люди». Это произведение привлекло внимание критиков и писателей, в том числе Виссариона Белинского, который высоко оценил талант молодого автора. "Бедные люди" сразу сделали Достоевского известным, и о нём заговорили как о новом даровании в русской литературе.
2. Какие романы он написал? Какие из них прочитаны вами? Передайте кратко содержание известного вам романа.
Вот краткое содержание основных романов Ф. М. Достоевского:
1. «Бедные люди» (1846)
Роман рассказывает о бедном чиновнике Макаре Девушкине и его переписке с бедной сиротой Варварой Добросёловой. Их письма отражают трагическую жизнь «маленького человека», его унижения и страдания в условиях бедности. Роман описывает глубокие переживания героев, их душевные муки и попытки сохранить достоинство.
2. «Двойник» (1846)
Главный герой, мелкий чиновник Яков Петрович Голядкин, сталкивается с появлением своего «двойника» — человека, внешне и внутренне похожего на него, но более успешного и уверенного в себе. Двойник начинает разрушать жизнь Голядкина, создавая конфликты и манипулируя окружающими. Роман исследует темы раздвоения личности и психического расстройства.
3. «Неточка Незванова» (1849, не завершён)
История девочки-сироты Неточки, которая сначала живёт с отчимом-музыкантом, а затем попадает в богатую семью. Роман посвящён её внутренним переживаниям, конфликтам и осознанию того, как общественные условия и отношения влияют на судьбу человека.
4. «Униженные и оскорблённые» (1861)
Главный герой Иван Петрович, начинающий писатель, влюблён в Наташу Ихменеву, но она предпочитает другого. Наташа уходит из дома, её отец Ихменев страдает от несправедливого судебного процесса с князем Валковским. В романе поднимается тема нравственного и социального унижения людей и их борьбы за свои права.
5. «Записки из мёртвого дома» (1861-1862)
Роман основан на личном опыте Достоевского, проведённого на каторге. Главный герой, дворянин Александр Петрович Горянчиков, осуждён на каторжные работы за убийство жены. Он описывает жизнь каторжников, их судьбы, унижения, физические и душевные страдания. Это глубокий анализ человеческой природы в условиях крайней изоляции и угнетения.
6. «Преступление и наказание» (1866)
Главный герой, студент Родион Раскольников, совершает убийство старухи-процентщицы, полагая, что это оправдано «высшей целью». Однако его терзает совесть, он начинает испытывать муки вины. В романе исследуются темы преступления, нравственного падения и поиска искупления. Раскольников в конечном итоге признаёт свою вину и начинает путь к духовному возрождению.
7. «Идиот» (1869)
Князь Лев Николаевич Мышкин, добрый и наивный человек, возвращается в Россию после лечения в Швейцарии. Он встречается с различными людьми, попадая в сложные ситуации, вызванные его искренностью и доверчивостью. Мышкин пытается спасти душу Настасьи Филипповны, но это приводит к трагическим последствиям. Роман исследует идею «прекрасного человека» и то, как общество относится к доброте и честности.
8. «Бесы» (1872)
Роман посвящён теме разрушительных революционных идей и их влиянию на общество. Главные герои, Николай Ставрогин и Пётр Верховенский, вовлечены в политические интриги и заговоры. Роман представляет собой критику нигилизма и революционного радикализма, которые приводят к хаосу, насилию и моральному разложению.
9. «Подросток» (1875)
Главный герой, 19-летний Аркадий Долгорукий, внебрачный сын богатого дворянина, мечтает разбогатеть и добиться независимости. Он стремится к признанию, но постоянно сталкивается с внутренними противоречиями и моральными дилеммами. В романе исследуется тема становления личности, поиск смысла жизни и отношений с отцом.
10. «Братья Карамазовы» (1879-1880)
Последний роман Достоевского, описывающий жизнь семьи Карамазовых. Фёдор Павлович Карамазов — развратный и безнравственный человек, а его сыновья Иван, Дмитрий и Алёша борются с разными духовными и нравственными вопросами. В центре сюжета — убийство Фёдора Павловича и последующее разбирательство. Роман исследует проблемы веры, морали, свободы воли и ответственности.
3. Дискуссия. Дайте характеристику героям повести «Белые ночи» — мечтателю или Настеньке (на выбор). Как вы думаете, сочувствует автор герою, или осуждает его, или осуждает и сочувствует?
Характеристика героев повести «Белые ночи»
Мечтатель — главный герой повести, это молодой человек, погружённый в свои фантазии и живущий в уединении. Он проводит свои дни в размышлениях и гуляет по Петербургу, строя воображаемые миры. Мечтатель — чрезвычайно впечатлительный и сентиментальный человек. Ему трудно находить общий язык с реальностью, и он предпочитает жить в мире своих грёз, чем взаимодействовать с реальными людьми. Это делает его немного наивным и оторванным от жизни.
Встреча с Настенькой становится для мечтателя попыткой выйти из своего замкнутого мира. Он впервые чувствует себя живым и связанным с другой душой. Однако его чувство к Настеньке оказывается иллюзией — он влюбляется в образ, который сам создаёт, а не в реального человека. После того как Настенька выбирает своего возлюбленного, мечтатель снова возвращается в свой мир фантазий, благодарный за мгновение счастья, но остающийся таким же одиноким, как и раньше.
Настенька — молодая девушка, сирота, живущая с бабушкой. Она противоположность мечтателю: весёлая, жизнерадостная и открытая миру. Настенька ждёт возвращения своего возлюбленного, который когда-то уехал, пообещав жениться на ней. В отличие от мечтателя, Настенька хочет настоящей жизни, семейного счастья и любви. Её честные и открытые отношения с мечтателем, в которых она делится своими переживаниями и мечтами, показывают, что она живёт реальностью, а не фантазиями.
Когда её возлюбленный возвращается, Настенька сразу же возвращается к нему, показывая, что её чувства были настоящими. Это противопоставляет её мечтателю, для которого вся жизнь остаётся в мире воображения.
Сочувствует ли автор мечтателю?
Автор, безусловно, сочувствует мечтателю. Достоевский не осуждает его, но и не оправдывает полностью. Мечтатель вызывает сочувствие своей одинокостью и неспособностью соединиться с реальной жизнью. Он человек с богатым внутренним миром, но его оторванность от реальности делает его уязвимым. Достоевский не осуждает его за мечтания, но через судьбу героя показывает, что такая жизнь, полная иллюзий, не может привести к подлинному счастью. Тем не менее, финал повести не трагичен, ведь герой благодарен за мгновения счастья и продолжает жить в своих мечтах, что вызывает у читателя симпатию, а не осуждение.
Таким образом, Достоевский одновременно сочувствует герою и показывает опасности его образа жизни, не делая прямых обвинений или суровых суждений
4. В чём, по Достоевскому, особая миссия России? На чём сосредоточен писатель в своих произведениях?
Ф. М. Достоевский придавал особое значение роли России в мировой истории, и эта тема не раз встречается в его произведениях и публицистических трудах.
Миссия России, по Достоевскому:
1. Спасение человечества через духовность: Достоевский считал, что Россия несёт уникальную миссию спасения человечества через свои духовные и христианские ценности. В его работах подчёркивается, что западные страны пошли по пути материализма, рационализма и утраты веры, тогда как Россия сохраняет свою православную веру и душевную глубину. Он видел Россию как страну, способную предложить миру не только социальное и экономическое развитие, но и нравственное и духовное возрождение.
2. Смирение и соборность: Достоевский был убеждён, что русские люди обладают особыми качествами — смирением, терпением и соборностью (единством народа), которые способны привести к единению человечества. Эти идеи нашли отражение в его произведениях, где многие герои (например, Алёша Карамазов в «Братьях Карамазовых») стремятся к духовному саморазвитию и выражают идеалы христианской любви и прощения.
3. Противостояние европейскому рационализму и нигилизму: В своём творчестве Достоевский часто противопоставляет Россию Западу, критикуя европейскую философию рационализма и нигилизма. В таких произведениях, как «Бесы», он показывает, как революционные идеи и западный нигилизм могут разрушать души людей и общество, противопоставляя им духовные ценности России.
Темы, на которых сосредоточен писатель:
1. Вопросы добра и зла, веры и атеизма: Одной из центральных тем в произведениях Достоевского является борьба добра и зла, а также вопросы веры и атеизма. Герои его романов часто сталкиваются с глубокими моральными дилеммами и пытаются найти путь к духовному спасению, несмотря на страдания и искушения.
2. Изображение «маленького человека»: Достоевский обращает внимание на судьбы униженных и оскорблённых, простых людей, которые сталкиваются с бедностью и несправедливостью. Эти «маленькие люди» часто оказываются в центре его произведений, и через их истории Достоевский размышляет о человеческом достоинстве и необходимости сострадания.
3. Психологический анализ: Достоевский был первопроходцем в области психологического анализа. Он подробно исследует внутренний мир своих героев, их страхи, сомнения, внутренние конфликты и нравственные выборы. Это касается таких героев, как Раскольников в «Преступлении и наказании» или Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых», которые воплощают сложные психологические состояния и глубинные противоречия.
Таким образом, Достоевский видел Россию как духовного лидера, способного возродить человечество через свою веру и моральные ценности, а его творчество сосредоточено на исследовании внутреннего мира человека, борьбы с нравственными дилеммами и поиске путей к духовному спасению.
5. Что пробудило новый интерес общества к А. С. Пушкину и какую роль сыграл в этом Ф. М. Достоевский?
Новый интерес к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, который наблюдался в 1880-х годах, был во многом связан с деятельностью Ф. М. Достоевского. Значительную роль сыграло его «Пушкинская речь», произнесённая 8 июня 1880 года на открытии памятника Пушкину в Москве. Эта речь стала ключевым событием, привлекшим внимание не только интеллигенции, но и широкой публики.
Причины возрождения интереса к Пушкину:
1. Кризис национальной идентичности: В конце XIX века в российском обществе нарастали социальные и политические противоречия, появлялись новые философские течения, среди которых усиливался нигилизм. В этот период появлялась необходимость пересмотра роли культуры, литературы и национальных ценностей, что привело к поиску новых точек опоры для укрепления национальной идентичности.
2. Памятные события: Открытие памятника Пушкину в 1880 году стало символическим событием, призванным объединить нацию вокруг великого поэта, чьё творчество воспринималось как квинтэссенция русской души.
Роль Ф. М. Достоевского:
1. Пушкинская речь: В своей знаменитой речи Достоевский поднял Пушкина на новый уровень, представив его как вселенского гения, способного объединить людей. Достоевский акцентировал внимание на том, что Пушкин был не просто поэтом, но и пророком, воплощением русской идеи. Он подчёркивал его универсальность, способность понимания не только российской, но и мировой культуры и души человека.
2. Освобождение от гордыни и объединение через Пушкина: Одним из важнейших посылов речи Достоевского было то, что Пушкин учит русских людей смирению и любви к людям. Он подчёркивал, что именно через Пушкина Россия способна найти свой путь к всечеловеческому единению. Таким образом, Пушкин, по Достоевскому, обладал уникальной миссией объединить и примирить не только русское общество, но и все человечество.
Речь Достоевского произвела огромное впечатление на общество, её восприняли как откровение. Она возродила интерес к Пушкину не только как к поэту, но и как к символу культурного и духовного единства нации. В результате, после речи начался новый виток популярности Пушкина, а его творчество стало рассматриваться как источник духовного вдохновения для народа.
Творческое задание
Какое впечатление произвели на вас герои «Белых ночей» и какую роль в этом сыграл образ города? Подготовьте устное сообщение на тему «Образ города в повести „Белые ночи“» с примерами из текста.
Устное сообщение на тему «Образ города в повести «Белые ночи»»
В повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» образ города, Петербурга, играет важную роль и выступает как символическое пространство, которое напрямую связано с душевным состоянием главного героя — мечтателя. Петербург становится не просто фоном событий, а живым персонажем, который отражает внутренний мир мечтателя и его отчуждённость от реальности.
1. Город как место одиночества: Главный герой проводит свои дни и ночи в одиноких прогулках по улицам Петербурга. Он находит в этом занятии утешение, поскольку город — единственный «друг», которому он может довериться. Это подчёркивает его отчуждение от реального мира и неспособность находить контакт с людьми. Город, представленный в пустынных ночных улицах, усиливает ощущение безысходности и одиночества героя: «Я один в целом мире, и никто не знает, что я живу...»
Петербург становится местом, где мечтатель может существовать в своём воображаемом мире, избегая настоящей жизни.
2. Символика белых ночей: Белые ночи — это время года, когда сумерки сливаются с рассветом, и ночь не наступает. В этом природном явлении Достоевский видит метафору внутреннего состояния мечтателя, его пребывания в промежуточном состоянии между реальностью и фантазией. Герой как бы застрял в вечной мечте, не в силах полностью вернуться в реальность. Белые ночи подчёркивают зыбкость границ между сном и явью, что отражает двусмысленное существование мечтателя: «Как дивны белые ночи в Петербурге… Какие таинственные сны видишь в это время!»
3. Город как пространство встреч и расставаний: Именно на улицах Петербурга происходит судьбоносная встреча мечтателя с Настенькой. Город становится местом, где герой впервые начинает чувствовать себя живым, встречает человека, с которым он может поговорить. Эти прогулки по городу сближают героев, однако Петербург в конце становится и местом расставания. В финальной сцене повести город становится свидетельством того, как мечтатель снова остаётся один, а Настенька возвращается к своему возлюбленному.
4. Город и социальное отчуждение: Петербург у Достоевского часто изображается как город, в котором люди не способны найти друг друга, место, где господствует отчуждение. Это подчёркивается в повести «Белые ночи» тем, что мечтатель и Настенька — два одиночества, встретившиеся случайно, но так и не нашедшие общей жизни. Их разговоры и прогулки по городу — это попытка выйти за рамки одиночества, но в конечном итоге город возвращает героя в его привычное состояние.
Заключение:
Образ Петербурга в «Белых ночах» помогает раскрыть внутренний мир главного героя и усиливает основные темы произведения: одиночество, мечты, и невозможность полностью уйти от реальности. Город становится не только местом действия, но и важной символической средой, где мечтатель проживает свои грёзы и разочарования.
Литература и другие виды искусства
Отражают ли иллюстрации М. Добужинского, И. Глазунова настроение «Белых ночей» Ф. М. Достоевского? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос, приводя цитаты из текста произведения.
Иллюстрации М. Добужинского и И. Глазунова к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» точно передают настроение произведения, отражая ключевые эмоциональные моменты, атмосферу Петербурга и внутренний мир главного героя.
1. Настроение одиночества и меланхолии:
На первой иллюстрации Глазунова (1970 г.), где изображён момент расставания мечтателя и Настеньки, виден символический уход героини к реальности и любви, тогда как главный герой остаётся один. Художник передаёт трагическую изоляцию мечтателя через его одиночную фигуру, стоящую вдали от пары. Это отражает момент, когда герой осознаёт, что его любовь к Настеньке не взаимна, и она выбрала другую жизнь: «Но я не жалуюсь и не ропщу! Вы мне дали мгновение бесконечного счастья!»
Эта цитата подчёркивает благодарность героя за короткое мгновение счастья, но также его возвращение к одиночеству и мечтаниям. Мрачные тона иллюстрации и простор пустынной улицы усиливают настроение покинутости.
2. Город как персонаж:
Вторая иллюстрация Добужинского (1970 г.) с видом на набережную передаёт образ Петербурга как места, в котором мечтатель находит утешение. Город в повести выступает не просто как фон, а как важный элемент, усиливающий чувства героя. Одинокая фигура Настеньки у воды подчёркивает её задумчивость и ожидание. Петербург здесь показан как холодный и отстранённый, что отражает внутреннее состояние героев: «... как этот город любит одиноких людей! Город пустынен, светает, и вместе с тем как будто никто не выходит...»
Это описание Петербурга передаёт атмосферу меланхолии и оторванности от мира.
3. Мотив дождя и безысходности:
На третьей иллюстрации Глазунова изображён мечтатель в дождь, что подчёркивает его одиночество и печаль. Дождь и мокрые улицы Петербурга символизируют разбитые надежды и тоску. Этот эпизод перекликается с финальными событиями, когда герой осознаёт, что его мечты остались нереализованными. Мокрые улицы и серые здания усиливают ощущение меланхолии: «Словно и не было ничего: всё как сон, как видение прошло и исчезло навсегда...»
Эта цитата подчёркивает тот факт, что весь мир мечтателя — это его фантазии, которые рассыпаются, как и его иллюзии о любви.
Заключение:
Иллюстрации Добужинского и Глазунова мастерски передают основные мотивы повести — одиночество, меланхолию и неразделённые мечты. Петербург становится важным символическим элементом, отражающим внутреннее состояние героев, а визуальные образы художников усиливают психологические и эмоциональные аспекты произведения.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением