Ответы на вопросы на стр.38 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение ФонохрестоматияОтношение к Масленице (изображаемой в виде соломенного чучела в традиционной крестьянской одежде) в песнях было различным. В песнях о встрече Масленицы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
Отношение к Масленице (изображаемой в виде соломенного чучела в традиционной крестьянской одежде) в песнях было различным. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой. Когда речь заходила о проводах Масленицы, отношение к ней резко менялось — она и обманщица, и неуклюжая, и неопрятная, и «подкургузка»; главная вина Масленицы состояла в том, что с её уходом наступает строгий пост, когда нельзя будет веселиться, наряжаться, устраивать застолья.
1. В какой из прослушанных вами песен речь идёт о завершении масленичных праздников, о проводах Масленицы? Каково отношение поющих к Масленице?
В песне «Масленая погорела» речь идёт о завершении масленичных праздников и проводах Масленицы.
В тексте песни отражены чувства, связанные с окончанием этого весёлого периода. Поющие с шутливой и слегка ироничной интонацией рассказывают о том, как Масленица, порадовав всех блинами и весёлыми гуляниями, «надоела» всему миру. Однако в этих словах нет негатива — напротив, это весёлая игра с образом Масленицы, которая символизирует насыщенность праздника и подготовку к более строгому периоду Великого поста.
Отношение поющих к Масленице можно описать как тёплое и игривое. Несмотря на шутки о том, что Масленица «пожрала» все блины и оставила лишь «редьки хвост» на пост, в песне звучит радость и благодарность за проведённое время. Заключительные строки «Весело гуляли, весело песни играли, Маслена прощай, на тот год приезжай!» выражают желание снова встретить Масленицу в следующем году, что подчёркивает любовь к этому празднику и радость, которую он приносит.
Таким образом, в песне «Масленая погорела» выражено весёлое и добродушное отношение к Масленице. Это прощание с праздником, наполненное юмором и благодарностью, с ожиданием его возвращения в следующем году.
2. В какой песне речь идёт о встрече и о проводах Масленицы? Какими словами встречают Масленицу? С каким настроением её провожают? Почему Масленица то «любая моя», то «обманка»?
В песне «Масленая недалечко» речь идёт как о встрече, так и о проводах Масленицы. Масленицу встречают с радостью и весельем, что выражено в словах «Ой, масляная, это я иду» и «Сыр масло несу, блинов напеку». Эти строки отражают подготовку к празднику, радостное ожидание и предвкушение вкусных угощений и весёлых гуляний.
Однако, когда приходит время прощаться с Масленицей, настроение меняется. В песне звучат слова: «Проводим тебя — станет грустно», что передаёт сожаление о скором завершении праздника. Переход от радости к грусти подчеркивает двойственность настроения, связанного с Масленицей — с одной стороны, это весёлое время, а с другой — она заканчивается, оставляя после себя пост и ограничения.
Масленицу называют то «любая моя», то «обманка» и «обманяка», что отражает её двойственную природу. Сначала она приносит радость, вкусные угощения, веселье и общение с близкими, но вскоре наступает время её прощания, и Масленица как будто бы «обманывает» людей, неожиданно заканчиваясь и оставляя их с ощущением недосказанности и грусти, ведь впереди Великий пост.
Таким образом, Масленицу встречают с радостью, а провожают с легкой грустью и ощущением обмана, что и делает её одновременно «любой» и «обманкой».
3. Приходилось ли вам участвовать в праздниках проводов зимы, а может быть, вы видели настоящие масленичные праздники? Расскажите о них, о ваших впечатлениях. Какие песни пелись на этих праздниках? Похожи ли они по манере исполнения на те, которые вы прослушали? Если различаются, то чем?
Да, мне доводилось участвовать в праздниках проводов зимы, и эти события оставили у меня яркие впечатления. Я был на масленичных гуляниях, которые устраивали в нашем городе. Праздник проходил на площади, и там было очень весело: люди водили хороводы, устраивали различные конкурсы, катались на санях и, конечно, пекли блины, которые символизируют солнце.
Одним из самых запоминающихся моментов были песни, которые исполняли участники праздника. Это были народные масленичные песни, полные задора и веселья. Люди пели их с таким энтузиазмом, что было невозможно не подхватить мелодию и не присоединиться к общему веселью. В песнях славили Масленицу, приглашали всех присоединиться к гуляниям и веселиться от души.
Песни, которые я слышал на празднике, действительно похожи по настроению на те, которые мы прослушали. Они также были весёлыми и жизнерадостными, призывающими к участию в празднике. Однако манера исполнения могла отличаться. На празднике песни исполняли более громко и активно, с участием большого числа людей, что создавало особую атмосферу общего веселья. В отличие от более камерного исполнения, которое можно услышать, например, на записях или в небольших группах, на массовых гуляниях песни звучат как призыв к объединению всех участников в одном ритме и настроении.
В целом, участие в таких праздниках оставляет очень тёплые и радостные впечатления, а народные песни играют важную роль в создании этого особого праздничного духа, который объединяет всех присутствующих.
Проект
Подготовьте праздник календарно-обрядовых песен (от зимних рождественских колядок до осенних песен, связанных со сбором урожая). Продумайте оформление сцены и зала, отберите песни, выучите их, попробуйте внести элементы театрального действа в исполнение песен.
Сценарий праздника календарно-обрядовых песен
Название мероприятия:
«Круглый год в народной песне: от зимних праздников до осеннего урожая»
Цель мероприятия:
Погружение в мир народных обрядов и традиций через исполнение календарно-обрядовых песен, знакомство с фольклором и его культурным значением.
Оформление сцены и зала:
1. Сцена:
o Сцена украшена символами каждого времени года:
- Зима: ёлки, снежинки, звёзды.
- Весна: цветы, птицы, зелёные ветки.
- Лето: венки из полевых цветов, колосья.
- Осень: снопы пшеницы, корзины с фруктами, осенние листья.
o В центре сцены размещено большое колесо года, разделённое на четыре части, символизирующее смену времён года.
2. Зал:
o Зал украшен гирляндами из бумажных цветов, соломой, тематическими элементами, соответствующими каждому сезону.
o В углу зала можно установить небольшую сцену для "оживших" персонажей (например, Масленица, Осень), которые будут участвовать в представлении.
Структура праздника:
Вступление
Ведущий:
Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвящённом народным календарно-обрядовым песням. Сегодня мы совершим путешествие через все времена года, знакомясь с традициями и обрядами наших предков. От зимних колядок до осенних песен, посвящённых сбору урожая, народные песни всегда сопровождали важнейшие моменты жизни, даря радость, надежду и объединяя людей. Начнём наше путешествие!
Зимние колядки
Ведущий:
Мы начинаем с зимы, когда рождественские колядки наполняют дома радостью и весельем. Колядующие обходят дворы, поздравляют хозяев с Рождеством, желают им богатства и здоровья.
Исполняется колядка:
• «Приходила коляда»
(Группа детей в народных костюмах исполняет колядку, входя в зал, как будто обходят дом. Возможно использование театральных элементов — раздача "подарков", символизирующих угощения.)
Весенние песни (веснянки)
Ведущий:
Зима прощается с нами, и вот уже слышится пение веснянок — песен, которыми люди встречают весну. Весна приносит тепло, пробуждает природу, и вместе с ней оживает всё вокруг.
Исполняется веснянка:
• «Весна, весна красная»
(Группа девочек выходит на сцену, держа в руках выпеченные "жаворонки", символизирующие прилёт птиц. Они поют веснянку и поднимают "жаворонков" вверх.)
Летние песни (на Троицу)
Ведущий:
Лето — время расцвета природы и праздников. На Троицу девушки водят хороводы, плетут венки и поют песни о берёзке, которая символизирует молодость и красоту.
Исполняется летняя песня:
• «Во поле берёзонька стояла»
(Девушки выходят на сцену с венками на головах, водят хоровод вокруг "берёзки" — украшенного ветками дерева на сцене.)
Масленица
Ведущий:
А теперь наступает время проводов зимы и встречи весны — Масленица. Это шумный и весёлый праздник, который отмечается блинами, песнями и играми.
Исполняется масленичная песня:
• «Масленая недалечко»
(На сцену выходят персонажи Масленицы, ведущий персонаж — кукла-чучело, с которой прощаются участники. Песня сопровождается театрализованными действиями: водят хоровод вокруг Масленицы, "прощаются" с ней.)
Осенние песни (песни урожая)
Ведущий:
Осень — время сбора урожая. Люди благодарят землю за щедрость, празднуют обилие хлеба и плодов. Осенние песни полны благодарности и радости.
Исполняется осенняя песня:
• «Уж ты, нива моя, нива»
(На сцену выходят девушки с корзинами, наполненными фруктами и зерном, исполняют песню, изображая процесс сбора урожая.)
Заключение
Ведущий:
Вот и завершилось наше путешествие по кругу народных обрядов и песен. Мы увидели, как через весь год народ сопровождал свои дела и праздники песнями, как радовался жизни и как тесно был связан с природой. Народные песни — это наша живая связь с прошлым, с традициями, которые нас объединяют и напоминают о том, как важно ценить каждый миг. Благодарим всех за внимание и приглашаем присоединиться к нашему праздничному хороводу!
Финальная сцена:
• Все участники выходят на сцену, исполняют финальную общую песню, возможно, с элементами хоровода, в который приглашают зрителей.
Оформление сцены:
• После выступления символические элементы каждого времени года могут быть соединены на колесе года, показывая завершённость годового цикла.
Завершение праздника:
• Все участники вместе с гостями водят хоровод под финальную песню, завершая праздник в едином круге, символизирующем круговорот жизни и праздников.
Этот сценарий может быть адаптирован под разные аудитории и условия. Главное — сохранить дух народных обрядов и передать через песни атмосферу каждого времени года.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением