Стр.38 Часть 1 ГДЗ Дорофеев Миракова 4 класс (Математика)

Решение #1

Изображение 1. В роще 370 берёз, 258 лиственниц, 230 рябин и 42 тополя. Составь выражение для ответа на вопрос1) На сколько больше берёз и лиственниц, чем рябин и тополей?2) Во...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 1. В роще 370 берёз, 258 лиственниц, 230 рябин и 42 тополя. Составь выражение для ответа на вопрос1) На сколько больше берёз и лиственниц, чем рябин и тополей?2) Во...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Дорофеев, Миракова, Бука 4 класс, Просвещение:
1. В роще 370 берёз, 258 лиственниц, 230 рябин и 42 тополя. Составь выражение для ответа на вопрос
1) На сколько больше берёз и лиственниц, чем рябин и тополей?
2) Во сколько раз меньше лиственниц и тополей, чем рябин и берёз?
Вычисли значения составленных выражений.
2. Вычисли значения выражений, используя приём группировки слагаемых.
87 + 139 + 213 + 61 596 + 122 + 17 + 104 + 78
368 + 73 + 27 + 132 28 + 65 + 454 + 135 + 46
3. С первой грядки сняли 47 кочанов капусты, со второй — 48 кочанов, с третьей — 53 кочана, а с четвёртой — 52 кочана. Сколько всего кочанов капусты сняли с этих грядок?
Реши задачу выражением, значение которого вычисли с помощью приёма группировки.
4. Выполни действия.
576 : 5 · 8 - 200 : 8 · 5 (868 : 7 + 92) : 3 - 156 : 4
300 : 4 : 25 + 679 : 7 432 : 6 : (53 · 4 - 1 000 : 5)
5. На уборке зерна работало сначала 9 бригад, по 12 человек в каждой. Затем из их числа выделили 4 бригады, по 18 человек в каждой, на другую работу. Сколько человек продолжало уборку зерна?
6. За 4 одинаковые коробки конфет заплатили 340 р. Сколько стоят 8 таких коробок?
Реши задачу двумя способами.
7. Сравни.
2 м 2 дм и 202 дм 5 кг 50 г и 550 г
1 кг 60 г и 160 г 1 м 20 см и 120 см
7 дм 4 см и 740 см 9 ч 30 мин и 930 мин
8. Один рабочий за 7 ч изготавливает 588 деталей, каждый час поровну. Другой рабочий то же количество деталей изготавливает за 6 ч, каждый час поровну. На сколько больше деталей в час изготавливает второй рабочий, чем первый?
9. Может ли быть в одном месяце 5 воскресений?

1.
Запишем краткое условие задачи.
Берёз - 370
Лиственниц - 258
Рябин - 230
Тополей - 42
На сколько больше берёз и лиственниц, чем рябин и тополей - ?
Во сколько раз меньше лиственниц и тополей, чем рябин и берёз - ?

1) Оборот «на сколько больше» подсказывает нам, что из числа берёз и лиственниц, необходимо вычесть количество рябин и тополей.
Составим выражение для ответа на вопрос.
370+258 - число берёз и лиственниц
230+42 - число рябин и тополей

Тогда, (370+258)-(230+42) - на столько больше берёз и лиственниц, чем рябин и тополей.
1 3 2
(370+258)-(230+42)=628-(230+42)=628-272=
=356
628
272
356
Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 628-272.
Вычитаем единицы: 8-2=6. Пишу 6 под единицами.
Вычитаем десятки: из 2 десятков нельзя вычесть 7 десятков, поэтому возьмём из 6 сотен 1 сотню, то есть 10 десятков (для того, чтобы не забыть, ставим точку над цифрой 6). 10+2=12.
Вычтем: 12-7=5. Пишем 5 под десятками.
Вычитаем сотни: было 6 сотен, но 1 сотню заняли при вычитании десятков, осталось 5 сотен.
Вычтем: 5-2=3. Пишем 3 под сотнями.
Читаем ответ: 356.
Значит, на 356 больше берёз и лиственниц, чем рябин и тополей.

2) Оборот «во сколько раз меньше» подсказывает нам, что число рябин и берёз, необходимо разделить на количество лиственниц и тополей.
Составим выражение для ответа на вопрос.
258+42 - число лиственниц и тополей
370+230 - число рябин и берёз

Тогда, (230+370) :(258+42) - во столько раз меньше лиственниц и тополей, чем рябин и берёз.
1 3 2
(230+370) :(258+42)=600:(258+42)=600:300=
=6:3=2
Значит, лиственниц и тополей в 2 раза меньше, чем рябин и берёз.

2.
От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Если в выражении есть скобки (одна или несколько пар), то сначала выполняют действия в скобках, а потом все остальные действия.

87+139+213+61
Заметим, что первое и третье слагаемые в сумме дадут круглое число (7+3=10), а также второе и четвёртое слагаемые дадут круглое число при сложении (9+1=10).
1 3 2
(87+213)+(139+61)=300+(139+61)=300+200=
=500

368+73+27+132
Заметим, что первое и четвёртое слагаемые в сумме дадут круглое число (8+2=10), а также второе и третье слагаемые дадут круглое число при сложении (3+7=10).
1 3 2
(368+132)+(73+27)=500+(73+27)=500+100=
=600

596+122+17+104+78
Заметим, что первое и четвёртое слагаемые в сумме дадут круглое число (6+4=10), а также второе и пятое слагаемые дадут круглое число при сложении (2+8=10).
1 3 2 4
(596+104)+(122+78)+17=700+(122+78)+17=700+200+17=900+17=917

28+65+454+135+46
Заметим, что второе и четвёртое слагаемые в сумме дадут круглое число (5+5=10), а также третье и пятое слагаемые дадут круглое число при сложении (4+6=10).
4 1 3 2
28+(65+135)+(454+46)=28+200+(454+46)=
=28+200+500=28+700=728

3.
Запишем краткое условие задачи.
1 грядка - 47 кочанов
2 грядка - 48 кочанов
3 грядка - 53 кочана
4 грядка - 52 кочана
Всего - ? кочанов

Для того, чтобы найти, сколько всего кочанов капусты сняли с грядок, необходимо сложить все кочаны со всех грядок.
47+48+53+52
Заметим, что первое и третье слагаемые в сумме дадут круглое число (7+3=10), а также второе и четвёртое слагаемые дадут круглое число при сложении (8+2=10).
От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Если в выражении есть скобки (одна или несколько пар), то сначала выполняют действия в скобках, а потом все остальные действия.
1 3 2
(47+53)+(48+52)=100+(48+52)=100+100=200
Значит, 200 кочанов капусты собрали со всех грядок.
Ответ: 200 кочанов.

4.
Действия в числовых выражениях выполняются в следующем порядке:
1. действия, записанные в скобках;
2. умножение и деление;
3. сложение и вычитание.

1 2 5 3 4
576:6•8-200:8•5=96•8-200:8•5=
=768-200:8•5=768-25•5=768-125=643
576
6
54 96
36
36
0
Пишем: 576:6.
Первое неполное делимое – 57 десятков. Значит, в частном будет 2 цифры.
Делю десятки: разделю 57 на 6, получу 9 – столько десятков будет в частном.
Умножу 6 на 9, получу 54 – столько десятков разделили.
Вычту: 57-54=3 – столько десятков осталось разделить.
Делю единицы: 3 десятка 6 единиц – это 36 единиц.
Разделю 36 на 6, получу 6 - столько единиц будет в частном.
Умножу 6 на 6, получу 36 - столько единиц разделили.
Вычту: 36-36=0 – единицы разделили все.
Читаю ответ: 96.
96
8
768
Пишу: 96•8.
Умножаю единицы: 6•8=48. 48 ед. – это 4 дес. 8 единиц; пишу 8 под единицами, а 4 десятка запомню и прибавлю к десяткам.
Умножаю десятки: 9•8=72, да ещё 4.
72+4=76. 76 дес. – это 7 сот. 6 дес.; пишу 6 под дес., а 7 сотен пишу под сотнями, так как других сотен для умножения нет.
Читаю ответ: 768.
200
8
16 25
40
40
0
Пишем: 200:8.
Первое неполное делимое – 20 десятков. Значит, в частном будет 2 цифры.
Делю десятки: разделю 20 на 8, получу 2 – столько десятков будет в частном.
Умножу 8 на 2, получу 16 – столько десятков разделили.
Вычту: 20-16=4 – столько десятков осталось разделить.
Делю единицы: 4 десятка 0 единиц – это 40 единиц.
Разделю 40 на 8, получу 5 - столько единиц будет в частном.
Умножу 8 на 5, получу 40 - столько единиц разделили.
Вычту: 40-40=0 – единицы разделили все.
Читаю ответ: 25.
25
5
125
Пишу: 25•5.
Умножаю единицы: 5•5=25. 25 ед. – это 2 дес. 5 единиц; пишу 5 под единицами, а 2 десятка запомню и прибавлю к десяткам.
Умножаю десятки: 2•5=10, да ещё 2.
10+2=12. 12 дес. – это 1 сот. 2 дес.; пишу 2 под дес., а 1 сотню пишу под сотнями, так как других сотен для умножения нет.
Читаю ответ: 125.

1 2 4 3
300:4:25+679:7=75:25+679:7=3+679:7=
=3+97=100
300
4
28 75
20
20
0
Пишем: 300:4.
Первое неполное делимое – 30 десятков. Значит, в частном будет 2 цифры.
Делю десятки: разделю 30 на 4, получу 7 – столько десятков будет в частном.
Умножу 4 на 7, получу 28 – столько десятков разделили.
Вычту: 30-28=2 – столько десятков осталось разделить.
Делю единицы: 2 десятка 0 единиц – это 20 единиц.
Разделю 20 на 4, получу 5 - столько единиц будет в частном.
Умножу 4 на 5, получу 20 - столько единиц разделили.
Вычту: 20-20=0 – единицы разделили все.
Читаю ответ: 75.
679
7
63 97
49
49
0
Пишем: 679:7.
Первое неполное делимое – 67 десятков. Значит, в частном будет 2 цифры.
Делю десятки: разделю 67 на 7, получу 9 – столько десятков будет в частном.
Умножу 7 на 9, получу 63 – столько десятков разделили.
Вычту: 67-63=4 – столько десятков осталось разделить.
Делю единицы: 4 десятка 9 единиц – это 49 единиц.
Разделю 49 на 7, получу 7 - столько единиц будет в частном.
Умножу 7 на 7, получу 49 - столько единиц разделили.
Вычту: 49-49=0 – единицы разделили все.
Читаю ответ: 97.

1 2 3 5 4
(868:7+92) :3-156:4=(124+92) :3-156:4=
=216:3-156:4=72-156:4=72-39=33
868
7
7 124
16
14
28
28
0
Пишем: 868:7.
Первое неполное делимое – 8 сотен. Значит, в частном будет 3 цифры.
Делю сотни: разделю 8 на 7, получу 1 – столько сотен будет в частном.
Умножу 7 на 1, получу 7 – столько сотен разделили.
Вычту: 8-7=1 – столько сотен осталось разделить.
Делю десятки: 1 сотня 6 десятков – это 16 десятков.
Разделю 16 на 7, получу 2 – столько десятков будет в частном.
Умножу 7 на 2, получу 14 – столько десятков разделили.
Вычту: 16-14=2 – столько десятков осталось разделить.
Делю единицы: 2 десятка 8 единиц – это 28 единиц.
Разделю 28 на 7, получу 4 - столько единиц будет в частном.
Умножу 7 на 4, получу 28 - столько единиц разделили.
Вычту: 28-28=0 – единицы разделили все.
Читаю ответ: 124.
216
3
21 72
6
6
0
Пишем: 216:3.
Первое неполное делимое – 21 десяток. Значит, в частном будет 2 цифры.
Делю десятки: разделю 21 на 3, получу 7 – столько десятков будет в частном.
Умножу 3 на 7, получу 21 – столько десятков разделили.
Вычту: 21-21=0 – десятки разделили все.
Делю единицы: разделю 6 на 3, получу 2 - столько единиц будет в частном.
Умножу 3 на 2, получу 6 - столько единиц разделили.
Вычту: 6-6=0 – единицы разделили все.
Читаю ответ: 72.

156
4
12 39
36
36
0
Пишем: 156:4.
Первое неполное делимое – 15 десятков. Значит, в частном будет 2 цифры.
Делю десятки: разделю 15 на 4, получу 3 – столько десятков будет в частном.
Умножу 4 на 3, получу 12 – столько десятков разделили.
Вычту: 15-12=3 – столько десятков осталось разделить.
Делю единицы: 3 десятка 6 единиц – это 36 единиц.
Разделю 36 на 4, получу 9 - столько единиц будет в частном.
Умножу 4 на 9, получу 36 - столько единиц разделили.
Вычту: 36-36=0 – единицы разделили все.
Читаю ответ: 39.

4 5 1 3 2
432:6:(53•4-1 000:5)=432:6:(212-1 000:5)=
=432:6:(212-200)=432:6:12=72:12=6
53
4
212
Пишу: 53•4.
Умножаю единицы: 3•4=12. 12 ед. – это 1 дес. 2 ед.; пишу 2 под единицами, а 1 десяток запомню и прибавлю к десяткам.
Умножаю десятки: 5•4=20, да ещё 1.
20+1=21. 21 дес. – это 2 сот. 1 дес.; пишу 1 под дес., а 2 сотни пишу под сотнями, так как других сотен для умножения нет.
Читаю ответ: 212.
432
6
42 72
12
12
0
Пишем: 432:6.
Первое неполное делимое – 43 десятка. Значит, в частном будет 2 цифры.
Делю десятки: разделю 43 на 6, получу 7 – столько десятков будет в частном.
Умножу 6 на 7, получу 42 – столько десятков разделили.
Вычту: 43-42=1 – столько десятков осталось разделить.
Делю единицы: 1 десяток 2 единицы – это 12 единиц.
Разделю 12 на 6, получу 2 - столько единиц будет в частном.
Умножу 6 на 2, получу 12 - столько единиц разделили.
Вычту: 12-12=0 – единицы разделили все.
Читаю ответ: 72.

5.
Запишем краткое условие задачи.
Сначала - 9 бригад по 12 человек
Ушли - 4 бригады по 18 человек
Сколько осталось - ? человек

Для того, чтобы узнать, сколько человек продолжало уборку зерна, необходимо из первоначального количества человек, вычесть то количество человек, которое ушло.
9•12=9•(10+2)=9•10+9•2=90+18=108 (человек) – было на уборке сначала.
4•18=4•(10+8)=4•10+4•8=40+32=72 (человека) – ушли на другую работу.
108
72
36
Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками):
108-72.
Вычитаем единицы: 8-2=6. Пишу 6 под единицами.
Вычитаем десятки: из 0 десятков нельзя вычесть 7 десятков, поэтому возьмём из 1 сотни 1 сотню, то есть 10 десятков (для того, чтобы не забыть, ставим точку над цифрой 1). 10+0=10.
Вычтем: 10-7=3. Пишем 3 под десятками.
Читаем ответ: 36.
Значит, 36 работников продолжили уборку зерна.
Ответ: 36 человек.

6.
Запишем краткое условие задачи.
4 коробки - 340 рублей
8 коробок - ? рублей

1 способ
Для того, чтобы узнать, сколько стоит 8 коробок конфет, необходимо сначала узнать цену одной коробки (для этого разделить 340 рублей на 4), а потом умножить цену одной коробки на 8.

340
4
32 85
20
20
0
Пишем: 340:4.
Первое неполное делимое – 34 десятка. Значит, в частном будет 2 цифры.
Делю десятки: разделю 34 на 4, получу 8 – столько десятков будет в частном.
Умножу 4 на 8, получу 32 – столько десятков разделили.
Вычту: 34-32=2 – столько десятков осталось разделить.
Делю единицы: 2 десятка 0 единиц – это 20 единиц.
Разделю 20 на 4, получу 5 - столько единиц будет в частном.
Умножу 4 на 5, получу 20 - столько единиц разделили.
Вычту: 20-20=0 – единицы разделили все.
Читаю ответ: 85.
Значит, 85 рублей стоит одна коробка конфет.
85•8=(80+5)•8=80•8+5•8=640+40=680 (рублей) – стоят 8 коробок конфет.

2 способ
Для того, чтобы узнать, сколько стоят 8 коробок конфет, необходимо сначала узнать, во сколько раз 8 коробок больше, чем 4 коробки (для этого необходимо 8 разделить на 4). Затем на эту разницу необходимо умножить 340.
8:4=2 (раза) – 8 коробок больше, чем 4 коробки.
340•2=(34•2)0=((30+4)•2)0=(30•2+4•2)0=
=(60+8)0=680 (рублей) – стоят 8 коробок конфет.
Ответ: 8 коробок конфет стоят 680 рублей.

7.
Напомним о том, что 1 м=10 дм, тогда
2 м 2 дм=2 м+2 дм=2•1 м+2 дм=2•10 дм+2 дм=
=20 дм+2 дм=22 дм.
Так как 22 дм < 202 дм, значит, и 2 м 2 дм < 202 дм.

Напомним о том, что 1 кг=1 000 г, тогда
1 кг 60 г=1 кг+60 г=1 000 г+60 г=1 060 г.
Так как 1 060 г > 160 г, значит, и 1 кг 60 г > 160 г.

Напомним о том, что 1 дм=10 см, тогда
7 дм 4 см=7 дм+4 см=7•1 дм+4 см=7•10 см+4 см=
=70 см+4 см=74 см.
Так как 74 см < 740 см, значит, и 7 дм 4 см < 740 см.

Напомним о том, что 1 кг=1 000 г, тогда
5 кг 50 г=5 кг+50 г=5•1 кг+50 г=5•1 000 г+50 г=
=5 000 г+50 г=5 050 г.
Так как 5 050 г > 550 г, значит, и 5 кг 50 г > 550 г.

Напомним о том, что 1 м=100 см, тогда
1 м 20 см=1 м+20 см=100 см+20 см=120 см.
Так как 120 см=120 см, значит, и 1 м 20 см=120 см.

Напомним о том, что 1 ч=60 мин, тогда
9 ч 30 мин=9 ч+30 мин=9•1 ч+30 мин=
=9•60 мин+30 мин=540 мин+30 мин=570 мин.
Так как 570 мин < 930 мин, значит, и 9 ч 30 мин < 930 мин.

8.
Запишем краткое условие задачи.
Время Деталей Деталей в час
1 рабочий 7 ч 588 ?
2 рабочий 6 ч 588 ?
На сколько больше ?

Для того, чтобы найти, сколько деталей в час изготавливает первый рабочий, необходимо 588 деталей разделить на 7 часов.
Аналогично для второго – 588 деталей разделить на 6 часов.
588
7
56 84
28
28
0
Пишем: 588:7.
Первое неполное делимое – 58 десятков. Значит, в частном будет 2 цифры.
Делю десятки: разделю 58 на 7, получу 8 – столько десятков будет в частном.
Умножу 7 на 8, получу 56 – столько десятков разделили.
Вычту: 58-56=2 – столько десятков осталось разделить.
Делю единицы: 2 десятка 8 единиц – это 28 единиц.
Разделю 28 на 7, получу 4 - столько единиц будет в частном.
Умножу 7 на 4, получу 28 - столько единиц разделили.
Вычту: 28-28=0 – единицы разделили все.
Читаю ответ: 84.
Значит, 84 детали в час изготавливает первый рабочий.
588
6
54 98
48
48
0
Пишем: 588:6.
Первое неполное делимое – 58 десятков. Значит, в частном будет 2 цифры.
Делю десятки: разделю 58 на 6, получу 9 – столько десятков будет в частном.
Умножу 6 на 9, получу 54 – столько десятков разделили.
Вычту: 58-54=4 – столько десятков осталось разделить.
Делю единицы: 4 десятка 8 единиц – это 48 единиц.
Разделю 48 на 6, получу 8 - столько единиц будет в частном.
Умножу 6 на 8, получу 48 - столько единиц разделили.
Вычту: 48-48=0 – единицы разделили все.
Читаю ответ: 98.
Значит, 98 деталей в час изготавливает второй рабочий.
Для того, чтобы найти, на сколько одно число больше или меньше другого, необходимо из большего вычесть меньшее. Значит, из 98 необходимо вычесть 84.
98-84=14.
Таким образом, на 14 деталей в час больше изготавливает второй рабочий, чем первый.
Ответ: второй рабочий изготавливает на 14 деталей в час больше, чем первый.

9.
Запишем краткое условие задачи.
В месяце - 31 день
В неделе - 7 дней
Может ли быть 5 воскресений - ?

Пусть первое число месяца – воскресенье.
Тогда, второе воскресенье будет через 7 дней, третье – ещё через 7 дней, и так далее.
Если число пятого воскресенья окажется меньше, чем 31, то в месяце может быть 5 воскресений.
Запишем, каким числом будет второе воскресенье.
1+7=8 (число) – второе воскресенье.
Запишем, каким числом будет третье воскресенье.
8+7=15 (число) – третье воскресенье.
Запишем, каким числом будет четвёртое воскресенье.
15+7=22 (число) – четвёртое воскресенье.
Запишем, каким числом будет пятое воскресенье.
22+7=29 (число) – пятое воскресенье.
Для того, чтобы в месяце было 5 воскресений, в нём должно быть минимум 29 дней.
Это возможно, так как 29 < 31.
Значит, в одном месяце может быть 5 воскресений.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением